Синдром «говорящих голов» — настоящая чума молодых писателей. Начинается диалог, персонажи обмениваются несколькими репликами, и еще, и еще… и вот читатель уже не понимает, кто говорит, что происходит, где находятся персонажи и что они делают.
Главная причина — страх перед постоянным «сказал/сказала». Кто-то когда-то внушил начинающему автору, что атрибуция диалога — это плохо, и теперь он воодушевленно ее вырезает везде, где найдет.
Или заменяет простое слово сложным синонимом. Или добавляет наречия: «быстро сказал он», «презрительно сказала она» и т.д. Само по себе это не страшно и в разумных количествах тексту не вредит. Но ведь «разумное количество» — это такое расплывчатое понятие… К тому же все эти «быстро», «презрительно», «с жаром» и т.д. — это классический пример рассказывания вместо показывания!
То же самое с синонимами. Один-два на страницу читатель переживет, но если эти «прорычал», «проговорил», «воскликнул», «произнес» и т.д. полезут из каждой фразы… читатель вскоре запишется в местную команду по «литрболу» и начнет пить каждый раз, когда вы употребляете что-то вычурное вместо нейтрального «сказал».
«В слове „сказал“ нет ничего страшного», — сказал он.
Для начала запомните элементарное правило: «Сказал» или «сказала» — это нормальное и практически незаметное слово. Читатели едва обращают на него внимание. Это хорошо. Чем меньше «слов» читатель замечает, тем глубже погружается в историю. Поэтому самое простое, что вы можете сделать, чтобы улучшить диалог, — это добавить в нужных местах «сказал N.» или «сказала M.».
Включаем диалог на полную!
Реальный мир динамичен и многогранен: мы постоянно что-то слышим, видим и ощущаем. Мир литературного произведения должен быть таким же. Подумайте о месте, где происходит диалог. Например, если это что-то тихое и уединенное, то каждая деталь должна это подтверждать: стрекот кузнечиков за окном, сквозняк, колышущий занавески, запахи, свойственные именно этому месту. Могут скрипеть пружины старой кровати. Или планки паркета. Или деревянные перекрытия в усаживающемся доме.
Находись вы рядом с героями, на какие звуки, запахи, вкусы и визуальные детали обратили бы внимание в первую очередь? Составьте список, если надо. Потом пройдитесь по нему и отметьте те пункты, которые соответствуют характеру и восприятию каждого из ваших персонажей. То, что они замечают, будет одновременно характеризовать и их самих.
А теперь представьте, что вы голливудский режиссер и снимаете фильм. «Камера! Мотор!», слышится хлопок, и пошла работа. Кстати, где именно находится камера, с какого ракурса вы смотрите на героев? Что их окружает? Как они двигаются? Язык тела и мимика не менее важны, чем слова. Если ваш воин хватается за рукоять меча — тут и без разговоров ясно, что происходит. Возможно, некоторые фразы в диалоге можно заменить чистым действием?
И не забывайте про реквизит! События редко происходят в пустоте: под рукой всегда имеется телефон, нож… что-то! Пусть они тоже станут частью диалога. Герой может теребить ремешок часов, вертеть в пальцах шариковую ручку, нервно покусывать кулон… Добавьте эпизоду жизни. Герои не должны «замирать» без движения — за исключением тех случаев, когда они замирают от страха и т.п. Что, впрочем, само по себе является частным случаем движения.
Наконец, персонажи тоже имеют индивидуальные черты. Одежда, украшения, шрамы — используйте все, что поможет отличить одного хорошего парня от другого. Это даст возможность читателю не только лучше себе их представить, но еще и запомнить. К примеру: пусть одна из героинь носит браслет с маленьким колокольчиком. Герой входит в темную комнату, никого не видит, но слышит едва различимое позвякивание и женский голос. Все, вам не нужно даже называть имя — читатель сам все поймет. И в глубине души словит кайф от собственной сообразительности.
Быстрее! Выше! Интереснее!
Теперь, когда со сценой и персонажами все более или менее ясно, перейдем к самому диалогу. Как сделать обмен репликами интересным и динамичным? Первое правило: персонажи не могут просто что-то обсудить. Мешайте им. Пусть в разговор влезет кто-то третий, странные звуки заставят одного из говорящих умолкнуть на полуслове, или ему придется уворачиваться от пролетающего мимо топора… Меняйте ритм диалога.
Другой способ заинтересовать читателя — заставить героев говорить по-разному. Тут многого не надо. Один из персонажей может использовать какое-то свое, оригинальное ругательство, сыпать словами-паразитами, говорить о себе в третьем лице, путать склонения, заикаться… Короче, проявите фантазию. Чем более узнаваемой будет речь героя, тем меньше вам придется объяснять.
Вот еще несколько способов оживить диалог:
- Если персонаж меняет тон, высоту, громкость голоса — сообщите об этом. Но не банальным «со злостью сказал он», а как-нибудь более наглядно: как при этом изменился язык тела, покраснело ли лицо, где в это время были руки? Если герой скрипит зубами и сжимает кулаки — тут и ежу все понятно.
- Если тон персонажа предполагает не то, что он говорит — допустим, в случае сарказма, — дайте читателю визуальную подсказку. К примеру: «Джон вздохнул и покачал головой: „Ну конечно, теперь-то все пойдет как по маслу!“
- Прикосновения — важная часть человеческого общения. Друзья и любовники часто касаются друг друга, демонстрируя привязанность. Не стесняйтесь напоминать читателям, что рядом с героем находятся другие, что их связывают какие-то отношения и т.д. Возможен и обратный случай, когда герой находится в полной изоляции.
- Не стоит забывать про глаза. Многое можно „сказать“, просто приподняв бровь (вспомните Спока!). Пусть герои щурятся, закатывают глаза, пялятся… Только не перестарайтесь.
- И руки, народ, руки! Только первоклассники отвечают домашнее задание, сложив руки на парте. Остальные же с помощью рук жестикулируют, машут, угрожают, просят… Вопль „Почему я?“ без обращенного к небу взгляда и раскинутых рук — это, как минимум, неубедительно.
- Многоточия. Разумеется, все должно быть в меру, но иногда многоточия очень удобны — помогают обозначить разрыв в диалоге. Пусть персонажи перебивают друг друга — это намного более реалистично, чем чтение монологов в твердо установленной последовательности.
- Ну и, разумеется, у каждого героя должно быть свое настроение, установка, цель. Один персонаж будет раздраженным, другой — оправдывающимся, третий — равнодушным. Залог же по-настоящему динамичного эпизода — в борьбе противоположностей. Конфликтовать могут цели героев, их взгляды, методы...
- Чем меньше, тем больше. Минимализм всегда в моде, и правило „лучше меньше, чем больше“ по-прежнему не устарело. Поддерживать напряжение в диалоге непросто, и чем оно сильнее, тем быстрее спадает. Обозначьте сцену, дайте героям цели, столкните их — и двигайтесь дальше. У читателя не должно быть времени заскучать.
Перевод статьи Уилла Гринуэя
Источник: Джахонтис
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.