Зарубин: рецензия на роман Влада Ларионова "Кто сказал:Война?"
 

Зарубин: рецензия на роман Влада Ларионова "Кто сказал:Война?"

+36

Кто сказал война?

Итак погнали. Наши городских в сторону деревни.

 

Сегодня у нас в программе экскурсия в достославный город Орбин, столицу описанного Мааэринном города-государства. Красивое место, судя по описанию. Строгие, соразмерные дворцы, тенистые сады, фонтаны и рынки… Красивый город. Город — государство, античный полис, напоминающий воспетый Флобером Кафаген. Почему Карфаген, если весь визуальный ряд текста навевает греческие и римские ассоциации? Да, герои Мааэринна не носят курчавых бород и орлиных профилей, не мажутся благовониями и говорят не по семитски буйно, но эллинским манером — величаво и правильно. Вот только все разговоры у них о торговле, пошлинах, рудниках, караванах и прочих приземленных вещах. Да и Молох с Дагоном здесь есть. Хоть и не видно по тексту, но, зуб даю, сидят, просто в подвале до поры запрятаны.

 

Итак, обратите внимание: мир Мааэринна, город-государство Орбин. Античный полис с сенатом-и-народом Обринским, шумом на форуме и на арене, хитыми должностями, интригами и запутанной властной структурой. Есть цирк, театр, арена с гладиаторамм, есть школы с оболтусами, есть палестра с борцами… Вокруг домов — цветистые сады, рабы-садовники щелкают ножницами, почтенные дамы ездят в паланкинах, по прячут восточному лица, пекутся о нравственности вольноотпущениц и ведут дом. Золотобородые патриархи считают роды от отца-основателя, ведут учет доходов от таможен, плантаций и рудников, строят глазки эребам, вовсю разводят слэш (кстати, дикоорганично смотрится — ну язычники же, ну дикие, ну что с них взять) и плетут интриги — по восточному утонченно, по западному точно, хитро и безжалостно. Молодежь в школах учат пересчету валют, истории и высокому риторскому искусству. Красивый, «вкусный», детально описанный мир. Мое почтение…

 

Хорошее место и люди замечательные, грех мимо пройти — как говорил известный в средних веках экскурсовод и туроператор, венецианский дож Данадоло…

 

Данадоло я вспомнил не зря. Мир на месте не стоит, соседи пресветлого города Орбина давно построили у себя развитой феодализм, и — на фоне их — славный град выглядит архаизмом, устаревшим и ненужным пережитком прошлого. Византия среди варваров — аналогия похожа, но не верна. Тут нету святой Софии, прчтенные Кирилл и Мефодий не сводят варварские руны в алфавит и ученые мужи не выбивают у патриарха командировочные до Киева. И моря нет, и венецианского знаменитого арсенала нет, даже подобия. Не ходят корабли, порт запустел, на пристанях не разгружают товары из дальних стран, негров, чудные слова и розовокрвлых попугаев. Есть «пряный путь» — отжатая в древности предками орбинитов колония, местный аналог торгового пути из варяг в греки. С него и живут, сидят, пошлины знай себе повышают. Государство — короче — паразит, пережиток. А у соседей уже феодализм вовсю (если есть Туманные герцоги — значит есть и их сюзерен, Туманный король, да? А также бароны, графы и прочие, по прейскуранту. Если нет, тогда лучше сдвинуть пару букв в слове. Вон, какие долгоиграющие выводы из одного слова пошли). Там уже и конница латная и аппетиты здоровые. Делится пора, говорят… И правильно.

 

Ибо, как говорил известный средневековый путешественник и просветитель, граф Симон ДеМонфор, ибо бог велел…

 

Так жить уже нельзя, хотя тем, кому нельзя очень хочется так…

Вот на этом строится основной конфликт романа. Сгущающиеся тучи, раскаты грома — тихие, далекие пока. Вежливые — тоже пока — предьявы соседей, изящные — до лютого хамства — посылы орбинитов, споры на форуме, интриги, плащ и кинжал. Герои, разнесенные поровну между партией мира и партией войны. Партия мира — считай капитулянты — хотят выкупить мир ценой интриг и уступок. Выиграть время а там… Понятно, впрочем, без слов, что «там» ничего принципиально не изменится, только аппетиты соседей возрастут. Но другой, более рациональной программы, дом Орсов предложить Орбину не может.

 

Противная партия — дом Вейзов… Эти за свои понты и нетрудовые доходы собрались драться до последнего Орбинита. Партия войны. Лучше бы назвать ее партией идиотов. Защищать пресветлый Орбин некому, вооруженные силы представлены отрядами наемников — разноязыкими, разномастными, кое-как сбитыми и вооруженными. Мотивации ноль, опыта совместных действий ноль, подготовки ноль. Вохра, короче. И собственно Орбинитской армией, чей командир носит звучный титул Отца-карателя. (ага, тут автор явно брал в прототипы спартанцев, но по ассоциации приходят «Дирлинвангер», «Нахтигаль», «Галичина» и прочие п… подразделения. Ассоциация оказалась верна — начавшаяся в эпилоге война предсказуемо превратилась в чемпионат Орбина по бегу на длинные дистанции). Моб резерва — ноль. Из тихих интиллигенов вроде Нара и (эпитет из уважения к автору опускаю) Гайаре делать что путное — надо полгода времени, сержанта Хартмана из Ц. М. О. и три кубометра березовых прутьев. Гайаре — два, ему всю цирковую дурь сперва из головы выбивать надо. Вот только сержанта и полугода времени у Орбина нет. И береза не растет, вот жалость… А благородные Вейзы, когда припекло, предсказуемо свинтили первыми.

 

Интересный мир, сложный, красивый и вкусно описанный. Мое почтение и фантазии автора и вниманию к деталям и слогу и языку. И умению подать важное не прямо в лоб, лекцией, а через детали и описания. Здорово, да…

 

А теперь о грустном. О компоновке.

 

Нет, товарищи дорогие, «проклятие многотомия» на многих тут, на ККП лежит, сам схватил, по себе знаю. Миры у нас сложные, красивые, детально проработанные. Да и просто — свои, любимые и родные. Хочется описать все путем, показать в деталях, похвастаться. Да и просто, сидя «внутри» важную деталь выделить сложно. Все важным кажется. Но, товарищи… Первый том целиком чисто на экспозицию — ну ладно, еще и завязку конфликта — это как-то черезчур. Город нам показали, персонажей представили, с внутренней кухней Орбинской политики познакомили. Потом… Обвинение Орсов, казнь, клятва Нара, война. Конфликт, завязка. И ой, уже эпилог… Мамо, двадцать алок и так быстро кончились… Была в середине интересная линия с Бреготским послом и его Тенью… Интересна была хорошей связкой с общим конфликтом. Шанс на относительно конструктивный выход из кризиса. Благополучно убитый партией войны. Увы, линия увяла, оборвалась в никуда. Я так понимаю — вылезет еще томе в третьем, главное, к той поре не забыть…

 

Автор явно надеялся выехать на отношениях Нара с Салемой. Любовная линия, чувственная, красивая и спокойная. Могла быть украшением серии, цельной сюжетной аркой, завершенной как раз к концу первого тома. Выход на завязку следующего, эпилог, крики «где прода?».

Но… Когда Шекспир «Ромео и Джульетту» писал — он цену вопроса сразу обозначил. Словами и, для верности, хорошей поножовщиной в прологе. Тут наоборот «цена вопроса» вскрылась только в финале. Казни я никак не ожидал, честно говоря. Думал, ну объявят строгий выговор, ну угробят Вейсы Орбин. К этому шло, это было ожидаемо и не страшно. Больше, честно, за Гайаре переживал, гробанется же в первой стычке, (эпитет опущен). И тут на тебе… Неожиданно…

 

Из недостатков мелких, но досадных. Раз уж античность — то привычку античных полисов дублировать должности лучше воспроизвести. Два консула в Риме, два суффета в Карфагене.Один отец-избранник в Орбине выглядит глюком.

 

Глюк два — по привычке в рецке написал «а в школах изучают риторику и благородное искусство судебного обвинения». Полез уточнять. Ой, школа античная а предметы в ней современные. Не порядок, тривиум где? Риторика, грамматика, логика. И дальше, по Аристотелю… До царицы наук — богословия — орбиниты, понятно дело, еще не выросли, но ее служанку уже должны знать…

Да и для президента республики отец — избранник как-то слишком тупит. Нет, его должность — понятно — дураков любит, но все равно.

 

Отдельное спасибо за религию, магию и все, что рядом.

Только бездна беззакония полыхала перед глазами, вспыхивая дикими образами первозданного хаоса.

. Эх, хорошо. Золотые волосы, кровавые жертвы (арена, да), запретная, но такая притягательная магия. Чую членистую лапу архитектора судеб. Приглажена, окультурено, спрятано до поры. Как у греков — Апполон, бог крови и маньячества трансформировался в покровителя исскуств. Надолго ли? Война идет, как бы оно не вылезло да не шандарахнуло. С чисто читательской точки — зачот. Дух вархаммера или ноосфера шутки шутит?

 

И в целом — здорово, да… Пойду на следующие…

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль