Точнее вопль восторга, слегка загримированный под рецензию
«Знак БО — Разрушение
Неблагоприятно иметь, куда выступить.
У ложа разрушены ножки. Стойкость — к несчастью.
Разрушат его. — Хулы не будет.»
Китайская книга перемен. Сунул туда как-то любопытный по юности нос. Потом забыл а сейчас роман Светланы навеял вдруг воспоминания.
Словом, роман удался.
В первую очередь удался мир. Красивый у Светланы получился мир. Красивый, широкий и продуманный — чувствуется — до мелочей. Странно, тот же комплект ингридиентов в котле у кого другого вызвал бы глухое ворчание «опять кривая калька со средневековья с его сэрами, рыцарями и прочим». А вот тут — нет. Нет желания ворчать, совсем. Автор не ограничивается одними героями, одним конфликтом и полем боя — нет, нам щедро показывают мир с самых разных сторон — из армейского лагеря, институтской лаборатории, выскокосветского салона, трущобы, лагеря беженцев — смотришь, и дивишься, насколько этот мир органичен.
Даже то, что в классическом фентези выглядит диким косяком здесь смотрится уместно. Благородные рыцари, мечи с копьями, конные атаки Кресси-стайл с одной стороны. И отлаженная логистика, регулярное налогообложение на уровне Кольбера и Короля-солнце, порядок на улицах и многочисленные армии ходящие куда надо, а не куда фортуна занесет — с другой. Вообще такое сочетание ингридиентов вызывает у меня здоровый смех и желание закинуть книгу подальше. Но не сейчас. Автор нам не только рыцарей и приключения показал. Он еще и институтскую лабораторию в работе вывел. Станцию голубиной почты, равнодушных чиновников и молчаливых женщин ждущих, когда вынесут листы со столбиком имен в траурной рамке. И великосветский салон «синих чулок», наивно уверенных, что их-то беды этого мира не коснуться. И совет местных ученых, на полном серьезе и с применением вполне современных методов, вроде «мозгового штурма» изучающих видения, полученные в опиумном бреду. И еще много чего, мелкого, но важного — так, что невольно веришь — да это, не косяк, не кое-как сшитый набор разнородных элементов, этот цельный мир. Он и в самом деле такой. Не похожий на наш, с сильным перекосом в гуманитарную плоскость, но симпатичный и вполне жизнеспособный. И умирающий.
Вот второй сильный плюс романа — эта атмосфера. Атмосфера приближающейся катастрофы. Пусть в нее, на словах, никто не верит, благородные рыцари отмахиваются, между делом похваляясь как они всех победят одной левой. Стены прочны, рыцари отважны, полководцы опытны, а враг, вроде бы, далеко. И все равно… Аромат неизбежного поражения сочится сквозь текст. Дело даже не в многочисленных пророчествах, щедро разлитых по тексту. В россыпи мелких, но важных деталей. И заседанием совета ордена, который на известие об очередной неудаче отмахиваются дежурным «поднять налоги, собрать еще армию, перевешать подозрительных». Походя, прежде чем перейти к действительно важным, по их мнению вещам, то есть (пропилам с откатами) интригам. И угрюмое ворчание мобилизованных возчиков «да когда же вас единоверцы прибъют, собаки высокородные». В спины рыцарям, вальяжно рассуждающих о неблагодарных скотах не ценящих защиты ордена. Ощущения — будто стоишь в славном городе Мексико, слушаешь на рынке новости о бородатых людях пришедших с моря. И южные дикари покидали своих богов в реку, Семпоала изменила а неукротимые Тлашкальцы — о небывалое — сдались, положив черные мечи к ногам Девы с младенцем на руках. И надо бы что-то делать, подумать, решить что-нибудь, но — руки охватывает ступор, повседневность туманит мозги и ты привычно идешь по своим делам, надеясь, что авось пронесет и пришельцы замерзнут на перевале. Не пронесло, если кто помнит учебник истории.
Вот такой мир. Впрочем, времена не выбирают. В них живут.
Живут герои романа. И своим существованием делают их не такими уж и страшными…
Маршал Комри. Книжник Жерард. Первая пара героев. Первый — Непобедимый полководец. Непобедимый, железный с виду, но по ощущениям уже внутренне сдавшийся человек. Путей к победе при том наборе вводных не видит, но воюет, просто чтобы сказать — да, он, маршал Гевин Кемри сделал все что мог. Воюет, тянет лямку, выкладывается — без смысла, просто по заведенному распорядку. Жаль, что правильная, при его раскладе идея — плюнуть на все и заняться семьей пока не поздно — пришла ему в голову только в самом конце и после крепкого пинка.
Его противоположность, ученый Жерард — неукротимый, страшный в своей целеустремлености интеллектуал-книжник. Для этого война с единоверцами — дело личное, победа нужна, как воздух, но — человек заблудился в самом начале, взял неверные вводные из опиумного миража. И в итоге — крах, кровь на руках, страшная и бессмысленная. Заветный оракул трех норн он получил, но и ежу понятно — работать эта фигня не будет.
Микаш и Лайсве… главные герои, беззаветно влюбленная друг в друга пара. Тут у меня даже прежнее бледное подобие объективности вырубается от восторга напрочь. Ой, красивая пара, хорошо оттенаяющая общую безнадегу. Душа прямо радовалась на них смотреть. Редко когда встетишь в современной литературе таких целостных людей и гармоничные отношения. Хотя и побить тоже хотелось. Обоих. Ближе к финалу — дубиной и по голове. Ну сколько можно себе портить жизнь на ровном месте? Кто-то где-то сказал что кто-то кому-то не пара, кто-то когда-то придумал и вписал задним числом фигню в кодекс. И бъются люди, запутавшись в этих кто-то, когда-то, зачем-то… И сами понимают, насколько устарели эти шаблоны и все равно… Все равно, проще убится на ровном месте, чем подумать головой. Эх, люди…
Ферранте и Хлоя. Ну, что могу сказать — забудте все, что я сверху написал — этот мир будет жить долго))) Раз уж Ферранте сумел выдержать Хлою со всем ее закидонами — ему и конец света по плечу. На месте той демонической кодлы, что рвется въехать в Эскендерию в обозе наступающих единоверцев — я бы уже сильно беспокоился. не выйдет у них ни… ничего. Я так думаю ))
Отдельно — Безликий. Тут, на клубных отрывках ворчал — ну типичный фентезийный ( то есть языческий, то есть деревянный ) божок. Такие обычно ходят по текстам косяками, путая всех и изрекая пафосные пророчества. Зря ворчал. Не тот случай, не тот сюжет. Бог ушел в самоволку, забыл про пафос и учится быть человеком. Отмахиваясь от воплей «эй, иди порули» ( а то сами думать отвыкли ) Хорошая линия, жаль, мало ее…
Третья производная от мира и героев — сюжет. Спойлерить не буду, тут все четко. Автор пожертвовал динамикой во имя «картинки» мира и внутреннего мира героев. Мне нравится, кому-то нет. Внутренний темп — дело индивидуальное. Кто-то любит классику, кто — тяжелый рок. С утра на работу — Саббатон в наушниках, с работы ползешь — Мельница «Королевна». Вот тут — случайное совпадение или нет — ритм текста лег в ритм с моим текущим состоянием. Лет, может быть несколько назад показалось бы затянуто, лет через пять буду ворчать — чего летят как на пожар )))
Ладно, утомил уже восторгами, наверное…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.