Владимир Найдин. Рецензия на роман Арисы Вайи "Лепрозорий"
 

Владимир Найдин. Рецензия на роман Арисы Вайи "Лепрозорий"

25 августа 2017, 00:05 /
+28

Ссылка на конкурсный топик

 

Наточи остро скальпель и режь по живому,
Подготовь хладный стол – прозектОрства основу,
Препараты готовы в светлом подвале,
Что ж, окончим вступление, перейдём к слову.

 

1) Название: Лепрозорий. Тип – сюжетное, аллегорическое. В мире произведения бушует лепра. Души его обитателей (и, особенно, создателей) чума источила ещё сильнее. Наиболее осведомлённые своё мироздание иначе и не называют.

Резюме: 10 из 10. Привлекает внимание. Цепляет слух. Легко запоминается. Полностью соответствует содержимому.

 

Зарегистрировали. Посмотрим:

 

2) Общее впечатление: роман-действие. Все бегут. Постоянно. Если не бегут – значит либо томятся в застенках, либо умирают, либо и то, и другое. Даже большая часть рефлексии происходит на бегу. Отсюда и плюсы-минусы романа. С одной стороны повествование не провисает, роман читается на одном дыхании. С другой – кого-то может смутить этот сумбурный поток. У читателя практически нет времени выдохнуть. Приглядеться к миру без отрыва от повествования. Единственный способ выдохнуть, приглядеться к идейным посылам – искусственный – прервать чтение, отложить книгу в сторону, подумать. К сожалению, в современном мире на это у многих банально нет времени. Отсюда же выступает не всегда сходу ясная мотивация большинства героев. У них просто нет времени подготовить читателя к своему поступку. Обосновывают они его постфактум. Из-за чего читатель может додумать за них, а потом удивиться (в лучшем случае) или разочароваться(в худшем) из-за несоответствия сложившейся у него картины и обоснования автора. Эта подача была бы хороша для произведения с ведущей детективной составляющей, в иных случаях она, к сожалению, бьёт по достоверности.

Резюме: 8 из 10. В данном пункте плюсы от стиля и живости действия всё-таки перевешивают негативные нюансы.

 

Осмотрели, теперь заглянем в мир. Внутренний мир:

 

3) Сюжет: Сквозной. Как говорилось выше, быстро даже не текущий – несущийся. При этом, что внезапно, разделение на части скорее соответствует вехам морального изменения персонажей, а не реперным точкам их гонки с препятствиями (хотя ей и не противоречит). Первая отметка – начало очеловечивания Люциферы. Её первые сомнения. Вторая – окончательная победа Люциферы-человека над Люциферой-совершенством – возвращение за Евой.

Композиционно произведение видится следующим образом:

Основная сюжетная линия: история Люциферы. Побочные: История Химари и Хайме, История Евы, в которую вплетается еще одна — история сотворения Лепрозория. Линия Рауна.

3.1) Основная экспозиция отсутствует. Линия Люциферы сразу начинается с Завязки – побега. Основные вехи её предыстории подаются по тексту. Причём также, как и всё повествование – динамичными экшн-эпизодами. Побег из кошачьего плена, спасение из пожара, учебные поединки с Алисой, первый полёт (ещё без крыльев) после продажи Меуром, спасение наследницы престола. Для схемы без экспозиции подача близка к идеальной – нет главного бича подобного варианта композиции (о чем уже говорилось в общих впечатлениях) – замедления и провисания сюжета.

Завязка, как уже говорилось – побег из госпиталя. Она же – экспозиция Рауна.

Кульминация… вот с кульминацией есть нюанс. Их две. Одна ложная. Ход интересный, рискованный и, не знаю даже, задумался ли он автором, или так получилось. Первая кульминация, ложная – это временное возвращение прежней Люциферы после разговора с Хоорсом в городе Волков, оканчивающаяся отказом спасать Еву. Вторая, как показывает течение сюжета, истинная, — это признание Люциферы Хайме в своей привязанности к Химари – фактически окончательный отказ Люциферы от себя прежней. И вот тут мы бьёмся о пресловутую скорость сюжета. Отрывок возвращения к себе прежней показан очень достоверно. Возвращение же, к сожалению, видится авторским кирпичом. Мне, как читателю, безумно не хватило вставки о том, как Люцифера борется с собой, принимает решение (до того, как она выстрелит в Импу читателю даже не обязательно знать – какое. Нужен факт внутренней борьбы персонажа).

Развязка – Большая часть ружей выстрелила. Предательство Хоорса, раскрытие Алисе, воздаяние за поступки свои (новая жизнь — благословение? Проклятие? Для Люциферы, которая считает этот мир совершенством, ибо другого нет – скорее первое, но читатель имеет право задуматься здесь. И это очень хорошо).

Не хватило: скальпеля. В первой главе он торчит из горла Хильды. Все очень много говорят, что Люцифера не умеет так хорошо метать ножи. Тем более, такие специфические и для метания не задуманные. В конце Хильду убил яд через час после начала задания. И это безумно разочаровывает. Казалось бы, сиюминутный эпизод… Только в начале автор, по сути, обещает читателю, что был кто-то третий на поле боя. Тот, кто метнул скальпель в чересчур бойкую охотницу… Если бы Хильде попали, скажем, в бедро, или грудь – было бы логично… Ведь по отчету её убил именно яд… С имеющимися предпосылками я всё ждал, когда выяснится, что Хильду убил Хоорс. Или выяснится, что с этого эпизода и началось падение Генерала, как столпа империи, превращение его во влюблённого одинокого мужчину, на всё готового ради женщины, которую он видит с собой… И убийство Сапсана было бы следующим шагом… Но скальпель так и остался висеть на стене… Увы. И да, опять же, не хватило в последней главе новых ощущений Люциферы. Она стала чувствовать боль… Это такой пласт эмоций. Это может сводить с ума, это может сказаться на её движениях – теперь нужно избегать ушибов и т.д… У неё нет навыка терпеть боль… Не откуда было взяться… Тут может быть слом мировоззрения – она наконец почувствовала то, что раньше только причиняла. Жаль что всё это раскрыто только одной фразой в разговоре с Евой.

3.2) Собственно линия Евы. Экспозиция: Ева у Меура. Завязка – смерть Меура. Кульминация… Должна была быть в момент, когда Ева вспоминает прошлые жизни, но, увы, как и моральный поворот Люциферы в битве с Импу, а также появление у Люциферы физической боли этот момент смазан. Повествование бежит дальше и у него нет времени остановиться на то, чтобы раскрыть переживания Паучонка. А ведь у нас здесь мгновенное взросление. Преображение девочки подростка, которая сначала равнялась на Люциферу, затем разрывалась между двумя кумирами – Химари и Люцией, на кого равняться… Училась жить в вечной дороге, обретала храбрость, искала своё место в мире, боролась с кошмарами, в Бессмертную, за плечами которой множество жизней. Читатель получает здесь лишь фразу о том, что Ева помнит о чувствах к Самсавеилу, но не уверена, что испытывает их. И, как и в случае с моральным поворотом Люциферы, вся рефлексия персонажа остаётся за кадром. Мало того, даже в эпилоге, её прошлые жизни не слишком влияют на её реакции. А ведь она умирала сотни раз… Глядя на Хайме и Химари их несколько жизней видны – они реагируют на происходящее так, что в их вековую историю я, как читатель, верю…

Развязка, она же эпилог, едина с линией Самсавеила, там о ней и поговорим

3.2.1) Линия Самсавеила и Евы. Экспозиция: распределённая, кошмары евы, перемежающиеся с размышлениями Самсавеила и легендами Кошек. Завязка – встреча Евы и Самсавеила… Кульминации, увы, нет. Так как развитие их отношений по мере принятия Евой своей сути нам не показано. Развязка – их уход из Лепрозория. И тут мы натыкаемся на очередное несоответствие. 1. Всю экспозицию нам говорится, что Бог этого мира сделал себя Евой, поставив Самсавеила на своё место. После их это не упоминается никак. Зато мы узнаём, что люди соблазнились крыльями, когда увидели, что крылатый ребёнок родился от ангела и смертной женщины. Мало того, в эпилоге мы, внезапно узнаём новую версию. Самсавеил сознательно обрёк сына на смерть. Ради того, чтобы вырваться из этого мира. И нигде в тексте ранее это не фигурирует. Никак. Мы знаем, что люди возжелали силы. Мы знаем, что они убили Еву с ребёнком. Мы знаем, что за это они были прокляты… Очень противоречивая и нераскрытая линия.

3.3) Линия Хайме и Химари. А здесь, наоборот, всё очень стройно и проработано. Экспозиция отсутствует, как и у Люциферы. Предыстория распределённая, подаёётся по ходу повествования: юность и обучение Химари, решение Хайме жениться, удочерение Волчат. Завязка – пропажа семьи, побудившая Химари к войне. Кульминация – признание Хайме. Примирение. Вот здесь кульминация выписана. Логична. Даже то, что погибло множество людей, для Кошки – не столько вина Хайме. Этот мир с точки зрения из философии – уже кара, хуже смерти – Лепрозорий. Они и так чудовища. Они убивали веками. И, при этом, смогли породить что-то прекрасное – свои чувства друг к другу. Развязка – возвращение к детям.

3.4) Линия Рауна. Выделим её отдельно. Да, строк ему отведено меньше, чем Бель, Хоорсу, Алисе и Лиону. Зато, на мой взгляд, у вышеперечисленных все действия ложатся в канву сюжетных линий Люциферы и Химари. А вот Рауну досталась своя. Независимая. Экспозиция длится до оправдания Алисы. Завязка – первое самостоятельное действие в противовес Лиону. Кульминация – попытка остановить Лиона во благо Империи. Развязка – воздаяние за верность. Должность, на которой он может исполнить свою мечту – принести максимальную пользу своей Родине. И да. Это единственный персонаж, который никуда не бежит. Он думает, выбирает между долгом перед Лионом и долгом перед Империей, ведёт внутренние диалоги.

Резюме: 6 из 10. В основном из-за множества не до конца реализованных и не раскрытых заявок на глубину. Как чисто боевое фентези было бы 9 из 10.

 

4) Герои.

4.1 Лиона, Еву, Самсавеила, Люциферу, Рауна, Химари и Хайме я уже упомянул выше. Поэтому немного поговорим о других персоналиях:

Алиса: Там, где не выполняет сюжетную функцию и не помогает раскрыть Люциферу, просто реагирует. Она и Лион.

Хоорс: Мог бы получить свою сюжетную линию. Предпосылки для неё есть. Но мы так и не понимаем его мотивации из текста по ходу повествования. Уже постфактум читатель может вывести, что Хоорс влюблён в тело Люциферы, но слишком слаб, чтобы быть рядом с ней, как личностью. И при этом слишком высокомерен и любит повелевать. Посему и захотел вложить в тело Люции полностью зависимую от себя душу Императрицы. Но это уже вывод постфактум.

Изабель: Избалованная истеричная девчонка. Так и не повзрослела. Находится под влиянием Хоорса. Очень типичный литературный монарх, с детства росший при сильных регентах. Балы, цветы, охоты, кошачьи трупы… и никаких управленческих навыков.

Кирана: жертва не выстрелившего скальпеля. Так и не встретила Люцию. Для сюжета не важна. В единственной сцене, где принимает активное участие: покушении на Алису, её могла заменить любая Охотница, чью подругу Алиса убила. Или вообще какой-нибудь родственник Мерт.

 

Резюме: 7 из 10. Хочется больше внутреннего мира героев и рефлексии перед поступками а не постфактум, как обоснования поступков. Есть противоречия (описаны в п.3). Однако, основные герои живые, многогранные. Те, кому положено по сути, изменяются внутренне по ходу повествования в ту, или иную сторону. Они задаются вопросами о смысле происходящего и сами (а не авторской заявкой) находят ответы правильные и логичные для себя, а не по сюжетной необходимости.

 

Язык и стилистика: 8 из 10. Читается в лёт, ключевые эпизоды запоминаются, огрех немного. Отдельно выделю только излишнее количество союзов: «а», «и», «но», немного сбивающих динамику там, где можно обойтись просто запятой.

 

5) Достоверность: 6 из 10. Не хватило внутреннего диалога Люциферы перед нападением на Импу. Также оценку занижаю из-за указанных выше нестыковок линии Самсавеила, по сути, основополагающей для обоснования Мира. Сюда же отнесём противоречие: Ева постоянно думает о том, что провидица не может увидеть себя в видениях. И тут же видит себя в клетке, когда её бросила Люцифера. А также линии, в которых умирает — при столкновении Люцеферы и Меура.

 

6) Фантдопущения: 9 из 10. Сюжетообразующее. Многогранное. Хорошо обыгранное Путь люди-животные встречаются часто, но здесь они думают из-за чего они такие. Строят версии. Пленение создателя созданиями вплетено в общую канву хорошо. Лепра, как наказание – тоже. Причём о каждом аспекте у героев есть своё мнение и не одно.

 

7) Основная мысль текста: Я увидел две: Первая – каноничная – о всепобеждающей дружбе-взаимовыручке, всепреодолевающей любви, бессмысленности мести, возможности примирения с лютым врагом, даже если этот враг – ты сам. Каждому воздастся… Никогда не поздно измениться к лучшему… Хороший добротный посыл. Классический и неумирающий.

Вторая же… Не уверен, что она задумывалась автором…

«Всё тщетно». Сейчас поясню: новых Ангелов и Охотниц не будет – ведь их выводили с помощью крови Самсавеила. А он улетел (и возвращаться не собирается). Даром плодиться и размножаться он их на прощание не наделил.

Лекарство от лепры получалось из него же… Скоро оно кончится и все умрут. Кроме кошек.

Резюме: 9 из 10.

 

8) Оригинальность: 7 из 10. По отдельности многое уже встречалось. Но данный конкретный микс очень хорош, с учетом общей атмосферы мира и отношения персонажей к своей сути.

 

Заканчиваем препарирование и подводим итоги:

Общее резюме: 9 из 10 для фэнтези-боевика. И 7 из 10 с учётом, на мой взгляд, не до конца реализованных задумок на куда большую глубину

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль