Темиржанов Артур. Рецензия на роман Арисы Вайи "Лепрозорий"
 

Темиржанов Артур. Рецензия на роман Арисы Вайи "Лепрозорий"

+21

Ариса Вайя, «Лепрозорий»

 

Ох, какие же сложные отношения у меня вышли с романом. Будто бы стадии принятия смерти: отрицание, гнев, торг, депрессия, а затем неизбежное принятие. Признаюсь, читал роман уже относительно давно, но впечатления до сих пор свежи.

Наверное, ни одно из прочитанных в последнее время произведений не повлияло на меня так, как «Лепрозорий». Я боялся, я плакал, я ругал персонажей и их подлые поступки, я терялся в проработанном и сложном мире, а так же тонул в огромном религиозном пласте, оценить который полностью сможет человек, хорошо знакомый с мифологией народов мира. Для меня этот роман стал приключением, наполненным болью, превозмоганием, недоверием, но при этом отмеченным верой в хорошее будущее.

Вообще говоря, я очень скептически относился к использованию зверолюдей в литературе. К слову, мне даже понравилось оправдание их присутствию в романе, что достаточно тонко вплетается в религиозный подсмысл всего произведения. Это реально тот роман, который нужно сначала прочесть, отложить на дальнюю полку, а затем, переварив всё, взять заново.

Больше всего в романе меня когда-то оттолкнули персонажи. Лёгкая на гнев Люция, готовая положить чуть ли не всех и вся ради своей мести, слабая, беззащитная Ева, которая чаще вызывает не сопереживание, а раздражение своей беспомощностью и своевольная Химари, повидавшая столько насилия и ненависти, что хватит на несколько жизней (буквально) военных флэшбеков. Меня постоянно смущали поступки персонажей, то, как раз за разом они принимают   плохие решения, вовлекают чужих людей в собственную вендетту. То, как Люция беспощадна не только к условным врагам, но и тем, кого она сама когда-то обучала. Смущала готовность Химари без сомнений убивать, если того требовала ситуация. Смущал один из действительно волевых поступков Евы, что привёл к ужасающим последствиям. И всё это, наслаиваясь друг на друга, создавало картину безрадостного острова, где каждый был обречён существовать наполовину изуродованным, больным, гниющим заживо и влачащим жалкое существование ради преступной Империи, набиравшей в ряды чужих детей. Я считал себя человеком довольно устойчивым к мрачным текстам, но «Лепрозорий» даже меня сумел вогнать в уныние своей атмосферой. И ведь, что характерно, там не раз и не два присутствовали хорошо прописанные весёлые сцены, а бытовые вещи, вроде карнавалов, неплохо могли разрядить обстановку. Но общая картина строилась настолько тёмной, что Готэм Тима Бёртона позавидовал бы местным оттенкам черноты.

Но это всё умудряется работать на общую идею, что, несмотря каким бы ни был жестоким мир, всё ещё есть надежда на счастливый финал. Главное, не переставать верить. Более того, Ариса умудрилась удачно воплотить очень редкую, как мне кажется, концепцию: свободу интерпретации для читателя. Если персонажи делают плохие вещи, автор их ни в коем случае не оправдывает. Это уже должен быть ваш, читателя, вывод — судить ли героев за их ошибки, либо же принять во внимание все смягчающие обстоятельства? Достоин ли этот мир второго шанса, несмотря на всю его чудовищность? А наш достоин?

Тем не менее, при всей проработке мира, персонажей и их характеров, при довольно глубоком подсмысле, в романе присутствуют сцены, которые реально будто бы никуда не ведут. Честно сказать, даже после подробного разговора с Арисой, я не смог прийти к выводу: а реально ли был так важен финальный сюжетный поворот с товарищем, изображённым на обложке? Так ли важно было знать, что история далеко не про Люцию или Химари, а совершенно про Еву? Так ли было важно наделять её божественностью?

Да, почти все вещи, происходящие в романе ведут к одному финальному моменту: встрече Евы с Самсавеилом, их воссоединению. Но лично мне кажется это одним из самых слабых мест романа. То есть, тематически я понимаю причину такового решения:

Скрытый текст

даже после стольких реинкарнаций Бог не разлюбила мир, который, по сути, убил её,

но принять просто не могу. Потому что лучше всего прописана именно арка поиска Люцией мести. Даже при всей расплывчатости её действий, она наиболее ясна. Её обидели те, кому она служила, она заставит их заплатить любой ценой. И даже не совсем уместный хэппи-энд, учитывая не такую уж отрицательность антагонистов (которых лично я предпочёл сделать бы более сильными личностями, но это мой взгляд) не портит её арку, потому что она хотя бы относительно завершена. Химари тоже нашла покой. Но что же Ева? В каком-то смысле, её новый статус лично для меня нивелирует весь смысл её путешествия. Да, она посмотрела мир, но в конце концов, всё сводится к самому путешествию, а не его концу? Я не большой любитель такой философии. Возможно, я реально не уловил той маленькой толики смысла, которая расставила бы вещи по местам, но в итоге от «Лепрозория» у меня более чем смешанные впечатления. Я понимаю теперь, чего автор хотела достигнуть, что она заложила в текст, но, через призму моего восприятия, создалось впечатление, будто где-то автор не дожала: то ли в плане персонажей, то ли в главном конфликте, то ли в подковерной игре высших сил, которая в финале выходит на передний план и немного портит послевкусие.

Тем не менее, несмотря на мелкие недостатки, «Лепрозорий» достиг своей основной цели — он заставил меня не просто отложить книгу в сторону с довольной ухмылкой от прошедшего приключения, он заставил меня задуматься и полностью проанализировать то, что я прочёл. А это, по-моему, наивысшее достижение для книги.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль