Татьяна Росомахина. Рецензия на роман Мааэринна "Силой и властью"
 

Татьяна Росомахина. Рецензия на роман Мааэринна "Силой и властью"

+29

Ссылка на конкурсный топик

Жесткая, местами жестокая, совсем не детская книга. И очень, очень интересная — по крайней мере, на мой вкус. Читала с ужасом, содроганием, грустью, радостью, с восторгом и сочувствием — короче, с полным погружением и сопереживанием.

Автор очень точно сам определил, о чем эта история — это история взросления. В центре повествования — мальчик Адалан, дитя «старшего рода», сверх меры одаренный могучей, разрушительной магической силой. Но жизнь его такова, что о магии и могуществе применительно к нему и помыслить невозможно — выжил бы, не остался бы калекой… Однако по порядку (увы, далее — сплошные спойлеры).  

Повествование начинается с войны — ненависти, предательства, мести, крови и смерти. Без всяких скидок на «сказочность» мира автор бросает читателя в бурлящую пучину жестоких событий и рвущих душу страстей.

Жизнь юного орбинита Нарайна Орса рушится в одночасье. Казнь отца, убийство матери и младших детей дотла выжигают ему душу, оставляя только неутолимую жажду мести. Ради мести Нарайн предает Орбин, сражается на стороне захватчиков (пытаясь, правда, обойтись малой кровью), самым жестоким образом уничтожает семью врага, включая убийство малолетних детей. И исключая убийство его бывшей возлюбленой.  

Исполненная месть не утоляет жажду, не утешает боль, а лишь питает злость и ненависть, которые направлены «внутрь», на себя, не меньше, чем «наружу». Полностью осознавая, что натворил, Нарайн отказывает себе в праве на добрые чувства и любовь и, надо сказать, давит их в себе весьма успешно. То, как он обошёлся с женой и сыном… бррр!

Описание раннего детства Адалана заставляет содрогнуться. В нескольких ярких сценах автор показывает «жизнь и нравы» школы детей-рабов. Один маньяк-смотритель Борас чего стоит! Здесь уже хозяин Нарайн Орс не вызывает сочувствия. Зато его «воспитанникам» сочувствуешь от души.

По счастью, автор строго соблюдает меру: жестоких подробностей ровно столько, чтобы создать эффект присутствия, придать повествованию пугающую реалистичность, заставить читателя ужасаться и сострадать герою. Но ощущения « сладострастного смакования страданий» не возникает (по крайней мере, у меня). 

Из ада страха, унижения и боли ребёнка спасает чудо. А вернее, хааши Рахун и его сын Ягодка, услышавший зов Адалана. И с первой же встречи Ягодка становится хранителем маленького мага.

Кто такие хааши и хранители из народа даахи и зачем они нужны, лучше узнать из романа. Я же скажу автору за них отдельное спасибо. Прекрасные существа! Не признающие лжи, читающие души как раскрытую книгу, исполненные сострадания — иногда смертельного для объекта жалости, — способные пожертвовать своей жизнью ради жизни другого, в прямом смысле отдать жизнь за жизнь. Этакие лучи света в «затемненном» пространстве романа — кого-то согревающие, кого-то испепеляющие.

Но главное, даахи — творения богини любви Хаа, и потому в высшей степени одаренные способностью любить. Именно любовь дают они маленькому Адалану — любовь братскую, материнскую, отцовскую. Главы, посвященные жизни даахи в Поднебесных Гнездах, пожалуй, самые теплые и светлые во всем повествовании, их читаешь с незамутненным удовольствием. Не говоря о том, что «перемена места» действия дает автору возможность порадовать читателей великолепными горными пейзажами и чувством полета. Ведь даахи — существа двойной природы, оборотни, и в звериной своей ипостаси умеют летать…

Увы, счастье не длится долго. Внутри маленького приемыша дремлет чудовищная сила — всеразрушающее и всетворящее пламя бездны. Адалана надо научить владеть им. Иначе, разбушевавшись, огонь сожжет и его, и окружающих, а может, и весь мир.

 Адалан разлучается с Ягодкой и его семьей, отправляется в обитель магов Ордена Согласия. Встречают его там не с распростертыми объятьями — его сила внушает опасения даже мудрейшим и сильнейшим. Однако в обучение берут, учат дотошно и строго, обращаются гуманно, но без лишних сантиментов. 

Через некоторое время оживает спрятанное на дне души прошлое Адалана, прорывается невнятными кошмарами, душевным раздраем, вспышками раздражения, от которых так легко воспламениться в прямом смысле… Чтобы совладать с собой, укротить собственную силу, надо вспомнить все. А кто поможет в этом, как не повзрослевший побратим-хранитель?

Я не буду пересказывать приключения, выпавшие на долю героев в мирном Тироне, оплоте волшебства — и без того моя рецензия больше напоминает синопсис. Скажу только, что эта часть не менее интересна и драматична, чем предыдущие, а испытания, через которые проходят подростки, не всякому взрослому по плечу.

Еще скажу, что в этой части мне иногда казалось, что персонажи ведут себя «как-то не так»: их реакции, слова и действия были не совсем теми, каких я ждала. Определить точнее сложно. Пожалуй, это касается прохладного отношения Дайрана к успехам Адалана, довольно необычной встрече повзрослевших Адалана и Ягодки-Сабаара. Немного не хватило накала в сцене общения Сабаара с Нарайном (вот где я ждала бури и драмы! На самом деле и авторский, «спокойный и короткий», вариант оправдан. Он в характере Нарайна — тот в любой ситуации держит покер-фейс, — и в склонности Сабаара к быстрым решениям. Незачем долго болтать, ведь решение о жизни и смерти можно принять за полминуты). И еще: Жадитель, прощаясь, читает бедолаге Адалану «взрослые», рассудительные нотации вместо того, чтобы просто пообниматься. (Вообще ее расставание с Армином, тоже очень рассудочное, меня расстроило. Вот, как бывает: мечтают друг о друге издалека, а как познакомятся поближе, так проще сразу разбежаться, чем пытаться друг друга узнать и полюбить по-настоящему! Ну, это так, вкусовое бурчание в сторону).

Эти мои замечания обусловлены лично моим читательским восприятием и нисколько не умаляют достоинств романа. Можно написать еще много букв о богатстве и объемности «прекрасного и яростного» мира романа (что достигнуто множеством тщательно выписанных деталей, начиная с разработанной религиозно-философской концепции и заканчивая национальными одеждами, традициями и «специальной терминологией»), о живости многочисленных персонажей, от ГГ до массовки, о психологических проблемах, с которыми сталкиваются герои… Но сдержусь. Пусть лучше читатели не тратят время на чтение длинной рецензии, а идут читать первоисточник. А затем, возможно, и продолжение — в финале оставлено изрядно концов, не подвязанных, а протянутых в будущее.

В завершение — слова Верховного магистра Дайрана о тех, кто нас любит:

Каждым своим шагом, каждым поступком, меняющим нашу жизнь, мы меняем и их жизнь тоже, а от каждого их шага меняемся сами.

 

Сказано магом и для мага, но разве не верно это для нас и для нашей жизни? Кроме прочего, эта книга еще и об ответственности за себя, за свой дар — и за тех, кто рядом. За хранимых и хранителей.

Если вы не боитесь ощутить тяжесть такой ответственности, не боитесь испытать душераздирающие потрясения, кануть в бездну отчаяния и воспарить из нее к радости любви и творения — эта книга для вас.

Спасибо и поклон автору за столь насыщенное произведение!

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль