Рецензию пишу, исходя из личных впечатлений, на объективность посягать не решусь. Книга мне понравилась и сосредоточиться в рецензии захотелось на привлекших внимание моментах.
Я слежу за развитием этой книги с момента появления ее на Прозе.ру. И помню впечатление от только что прочитанной первой главы: ощущение свидетельствования, почти физического присутствия внутри этой истории. Визуализация текста, подпитанная моими воспоминаниями с исторических фестивалей в замках и крепостях, виденных рыцарских поединках и турнирах, ошеломила и очаровала. И секрет не в подробном перечислении обстановки, планировки замка и средневековых костюмов. Автор дает все это пощупать, ощутить запахи и вкус, находит всему практическое применение, наполняет звуками, телесными ощущениями, приходящими к нам через фокал героев. В одной из последних глав, когда Кэлариан карабкается на замковую стену вслед за Карлантой — царящая там теснота и давка при отступлении в башню, и темнота, ослепившая героев в башне после солнечного света — все ощущается буквально телом, я могу прикинуть, какова реальная толщина стен, раз там приходится переступать через ноги, мне самой хочется протереть глаза чтобы не упасть сослепу с лестницы, моя шея внезапно ощущает вес громоздкого шлема… Это восхитительно. Отдельные, небанальные детали удивляли новизной, но не казались лишними. Автор прекрасно разбирается в материале.
Сюжетные линии. В книге их выделено четыре, что не мешает следить за хронологией, так как все события происходят более-менее последовательно, и постепенно в каждой части появляется все больше отсылок на остальные ветви сюжета. Этим автор подготавливает к введению новых персонажей и создает единое контекстное поле для всех героев, в том числе и для таинственного мага Ригелли. Приемы разнообразны. Это и песня о Короле и Солнце, которую менестрель исполняет перед королем, но которую так и не дождался Фронадан в замке в дальней Берении. И книга о Севере, написанная еще не знакомым читателю ученым Кэларианом — ее в первой главе изучает менестрель. И шикарнейший ход с перенесением реальной истории принцев в сюжет детской игры.
Если пройтись по особенностям каждой из четырех линий, то лично для меня вышла следующая раскладка.
В линии Симели мне больше нравится следить за фоном: слугами, разговорами, стычками, опосредованной подачей информации (описание гобелена, например), чем за переживаниями самой героини.
В линии Фронадана для меня вкуснее всего его наблюдения за людьми и сделанные им выводы. Политические рассуждения я старательно прочитывала, но — не в коня корм, из моей картины данного мира политика и интриги легко выветриваются, от чего, все же, рассказываемая история беднее не становится. Зато все диалоги о налогах и т.п. придают этому тщательно проработанному и реалистичному миру еще большую основательность и устойчивость.
В линии Карланты и Кэлариана по объектам внимания для меня наибольшая сбалансированность, интерес проявлялся ко всему: и к быту, и к разговорам, и к магии.
Наверное, отдельно отмечу линию принцев Сейтера и Бренельда. То, что для меня составляет изюминку стиля Марии, в этой линии проявилось во всей красе. Одна из моих любимейших сцен — тренировочный бой на мечах принца Сейтера с сыном и принцем Бренельдом. Нравится то, каким путем вырисовывается портрет каждого персонажа — не через прямое описание внешности и характера, а через то, насколько размашисты или стеснены их движения, как кривится лицо в презрении или брезгливости, чем занято внимание. Через действие, через отношение других персонажей или самого героя к описываемому предмету — так накапливается черта за чертой, и вот перед внутренним взором появляется цельный человек, и забыть его уже невозможно. Подобное тонкое и яркое описание характеров и внешности автор применяет повсеместно, за что я, как читатель, весьма признательна — это чистая радость и наслаждение.
Есть несколько замечаний по книге.
Я не совсем уверена в том, что эффект неожиданности от внезапной осады Торпа оправдан и не создает ощущение пропущенного в тексте куска с предваряющим эту осаду событием.
Единственный фэнтезийный момент в книге, не входящий в нее органично, это история отношений Симели с отцом. Такое, прямо скажем, нетривиальное обстоятельство, как необходимость изображать перед отцом сына, просто повисает в воздухе, ничем не поддерживаемое, кроме кратких упоминаний переживаний Симели по этому поводу. Что послужило причиной сумасшествия, как оно развивалось, в чем еще оно проявлялось, как на это реагировало ближайшее окружение — информации об этом нет.
Автору желаю сил и времени на продолжение этого труда. Работа проведена огромная и результат уже на этом, предварительном, этапе достойный. Удачи!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.