Светлана Гольшанская. Рецензия на роман Влада Ларионова "Кто сказал: Война?"
 

Светлана Гольшанская. Рецензия на роман Влада Ларионова "Кто сказал: Война?"

+31

Влад Ларионов «Кто сказал: „Война“?»

«О проклятье висельника спою я песнь…»

С некоторых пор я не очень люблю выражать публично выражать свои мысли, особенно зная, какой может быть цена за искренность. Но написать рецензию на это произведение у меня вряд ли получится. Потому что это не тот текст, где можно обсуждать такие приземленные вещи, как стиль, логику сюжета, достоверность или композицию. Хотя, пожалуй, для моего личного спокойствия проще бы было сделать именно так. Но мы не ищем простых путей, ведь правда?  

Не смотря на то, что номинально это фэнтези, роман больше всего напоминает греческую трагедию, близкую к трагедиям Софокла и Еврипида. Мир ее камерный, ограниченный одним городом, если отсечь пролог и эпилог, события занимают совсем немного времени. Но тем не менее мир и жизни героев изменяются навсегда, читатель переживает настоящий катарсис.

Сюжет довольно архетипичен: о попрании справедливости и воздаянии за нее. Рассказанный на таком нерве, что эмоции героев пробирают до мозга костей. Такое острое переживание несправедливости, непримиримости с ней характерно для подростков, потому их история на фоне интриг взрослых, которые тоже в душе остаются подростками, занимает центральное место.

Я не буду долго расписывать, что да почему. Оду об этом мире и магии я спела ещё в прошлом году, а на этот раз мне хочется больше уделить времени героям.

Итак, трагедия разыгрывается между семьями видных политических деятелей государства, напоминающего Римскую республику. Геленн Вейз и Озавир Орс по-разному видят будущее своей страны. Если первого больше волнует собственное благосостояние и национальное доминирование, то второй оказывается более дальновиден и замечает, что старая система изжила себя и не сможет выстоять против внешней угрозы, если ничего не изменить. Но… кто же слушает вещую Кассандру? И судьба её всегда незавидна.

Геленн холоден и расчетлив. Без сантиментов он вполне способен использовать собственных детей для достижения своих целей, не заботясь об их чувствах. Да и что могут чувствовать эти дурные, не знающие жизни подростки, правда? ;-) Тем не менее, проклятье висельника, проклятье попранной отцом справедливости, как высший рок, ударит именно по его детям. Всплакнёт ли он о них? Или не мудрствуя лукаво заведет себе новую семью? Читая его историю во многом задумываешься, стоит ли всегда идти на поводу у родителей? Ведь тогда неволей придется платить еще и за их ошибки, платить жуткую, кровавую цену.

Озавир. О, давно меня настолько не покорял ни один персонаж. Сейчас в моде умные персонажи, только зачастую почему-то называют умом то, что им не является – коварство, хитрость, вероломство, беспринципность. Это не ум. Ум – это как у Озавира. Ослепительное сияние гениального разума, способность видеть мир шире и полнее, чем остальные люди, смелость ступить за границы дозволенного знания, иметь собственные, построенные на личном опыте, а не на общественных догматах, взгляды. И внутренняя стойкость, верность своим принципам, граничащая с упрямством. Даже по эпизоду из детства видно, что он мыслит совершенно иначе, чем его сверстники, иными категориями, иными понятиями. Именно благодаря таким людям общество меняется, а не костенеет навеки в состоянии «смерти культуры». И не важно, происходит ли это благодаря его открытиям, или проклятью, что пало на Орбин из-за его смерти. В общем, тот герой, о котором можно долго и с томным придыханием, но я не буду… ведь их еще много надо разобрать.

Гайяри Вейз – сын Геленна, златокудрый демон арены, прекрасный в своей молодецкой удали, страсти, дерзости. В него неизбежно влюбляются все, даже сам избранник Орбина не может ему отказать. Это его и губит, губит их обоих в придачу к отцовским интригам. Он во многом разделяет позицию отца, считает себя несокрушимым и упивается этим чувством. Типично по молодости – мне море по колено, я все смогу, что не смогли эти глупцы взрослые… А результат… печальный результат и тут довольно закономерен.

Салема Вейз – красавица-дочь Геленна. Предельно женственна, нежна и доверчива. Она влюблена в сына врага своего отца. И мечется между ними, не зная, выбрать ли дочерние чувства или любовь к мужчине. И оба любимые мужчины ее губят, ибо она оказывается слишком слаба, чтобы сопротивляться им. Героиня-жертва.

Нарайн Орс – сын Озавира, возлюбленный Салемы. Ему очень не хватает цельности и увлеченности его отца… хотя он в результате приобретает нечто подобное. Но этой его горячей страстью оказывается вовсе не наука и магия, как у отца, а жажда мести, которая в результате разрушает его личность. Отдельное слово хочется сказать о том, как сильно показаны его чувства после казни отца, как будто весь мир его предал. Читая книжки про идеальных подростков, зачастую хочется кричать, да что за бред? Вы хоть когда-нибудь их настоящих-то видели? Не чувствуют они себя так и не ведут. А тут именно что очень достоверно схвачено это ощущение горечи и отверженности, до мурашек. Впрочем, то же можно сказать и о других подростковых сценах. Эта книга о них – настоящая.

Ну и напоследок обещанное разъяснение про избранника Айсинара Лена.

Вначале стоит предупредить, что я отнюдь не считаю его образ нераскрытым или недостоверным. Он действительно очень гармоничен на своем месте. Он – парадный фасад власти, именно такой, который нужен демократической республике. Он достаточно вдумчив и осторожен с одной стороны, но с другой стороны – он ведомый, слабый лидер. А за любую слабость, особенно связанную с романтической привязанностью, в нашем обществе сжирают. Несмотря ни на что рвешься спасать возлюбленную и ставишь ее превыше всего? Тряпка! К тому же тут из-за романтических чувств он подставляет «почти что друга» и даже чувствует раскаяние по этому поводу. Совесть его грызет – дважды тряпка! Это не я так говорю, я даже так не думаю, но так рассуждает наше современное общество, к сожалению.

В результате решений Айсинара погибает не только друг и его семейство, которое Айсинар на минуточку обещал спасти, терпит поражение сам Орбин. А кто отвечает за ошибки, свои и чужие, с кого самый большой спрос? Правильно, с того, кто обличен властью, пускай даже он просто пошел на поводу и запутался в интригах. Кстати, даже флэшбек из его юности очень хорошо проиллюстрировал, насколько он падок на все яркое (плохих мальчиков?), сильное, страстное и насколько он легко теряет голову, что готов даже сигануть с шестого этажа. Но нет, это не плохой образ, он как краеугольный камень во всей пирамиде сюжета, очень важный, замыкающий на себе остальных героев.

В завершение хочу сказать, что даже если закрыть глаза на поднятые темы великодержавого шовинизма и отношений отцов и детей, эта история все равно останется актуальной, потому что несмотря на радикальные изменения в нашем быту, человеческая природа осталась все той же. И такие вещи случались и будут случаться не только на государственном уровне, но даже на уровне бизнеса, как бы страшно это ни звучало. Поэтому… читайте «Кто сказал «Война»?» И не пожалеете!

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль