Ольга Зима, Ирина Чук «Темное пламя»
Вначале определимся с жанром. Здесь нет тех глубоких мифологических архетипов, какими отличался «Вереск», нет того трагического пафоса и исторической привязки. Нет здесь и острой социалки, которой отличался «Айсмор». А что же есть? Путешествие по сюрреалистичному миру под холмами в стиле «Алисы» Кэррола, приключения, придворные интриги, любовь, дружба и семейные ценности, а так же фамильяр-ящерка Луг, от лица которого ведётся повествование. Итак, это могло бы быть легким, динамичным приключенческим фэнтези, если бы не…
Главное беда этого текста – перенасыщенность, перенасыщенность почти всем подряд, как с точки зрения языка, так и с точки зрения сюжета. И естественно из-за этого легкость превращается в тяжеловесность, простор – в трясину, пробраться через которую ещё нужно постараться.
Язык. Эксперименты с ним хороши на малой форме, но чем больше объем и сложнее содержание, тем он должен быть яснее, иначе вся повествовательная конструкция прогнется под его тяжестью и неизменно рухнет под возложенным на неё объемом. Тут был сложен не сам язык, я к нему не критична и вовсе не люблю короткие рубленные предложения. Проблема тут была не в длине фраз и не в вычурных оборотах, а именно в перенасыщении деталями.
Первая часть в Черном замке на фоне остального была хороша, как глоток свежего воздуха. Быстрая, резкая, острая, впивающаяся зубами в сердце своими конфликтами, внешними и внутренними. Но с момента отправления в путешествие что-то пошло не так. Темп замедлился настолько, я что начала тонуть в повествовании, как Дей в живом болоте, с которого его спас Бранн.
Болото, вот оно какое на самом деле:
И к слову мучили они оное болото ну очень долго, как и других волшебных тварей, под конец уже хотелось устроить пикет в защиту драконов и злобных духов. Чтобы если уж и надо непременно «упокоить», то хотя бы делать это быстро. С другой стороны меня восхищает умение авторов настолько расписывать батальные сцены, потому что лично мне выдавить из себя больше двух абзацев на эту тему ну очень тяжко. Но и читается затянутый экшен тоже… тяжело.
Очертим проблему: проблема не в лишних сценах или арках, проблема в самой их длине. Хочется более быстрого темпа, изменения обстоятельств и состояний героев, развития в конце концов.
В третьей части – возвращение в Черный замок — батальных сцен почти не было, хвала благим небесам. Как же я ждала, когда Бранн с Деем наконец-то доползут до замка! Но стоило им достичь заветной цели, как вырисовалась проблема иного рода: темп-то ни на йоту не увеличился. Наоборот, он замедлился еще сильнее, если это только было возможно. Теперь автор стал зачем-то описывать каждое движение и мысль каждого персонажа. Представьте: сюжетный диалог, достаточно важны. И каждая реплика в нем перемежается здоровенными абзацами отступлений о том, кто куда посмотрел и какой рукой и сколько раз почесал себе в затылке, думая при этом… бла-бла-бла… что потом становится кристально ясно из ответа или было ясно из вопроса.
В результате я утомилась настолько, что к концу хотела читать исключительно реплики и забить большой болт на эти самые отступления.
Нет, я не ратую за пустые диалоги, упаси Луг. Но и такое обилие не несущей существенной информации и даже атмосферы невербалики тоже уже чересчур.
Были и другие чуть менее утяжеляющие факторы, такие как повествователь и настоящее время. В принципе я не против настоящего времени и даже необычной подачи. Но автор и в других своих текстах имеет особенность превращать происходящее театральные мизансцены, когда герои становятся в красивые позы и говорят вычурными театральными репликами, зачастую обращаясь к публике, а не друг к другу. Так и тут периодически ждешь: «В комнату входит советник Джаред. Присутствуют те же. Луг продолжает трещать без умолку».
Повествователь. Рассказ здесь ведется от лица ящерки-няньки солнечных принцесс – эдаких примерных девочек-отличниц, которые всегда ходят по правильным дорожкам. Но вот его принцесса засыпает беспробудным сном, и ящер решается путешествовать вместе с ее мужем, юным оболтусом-волком, за лекарством для неё, служа при этом картой. Но… про карту мы забыли, как только встретили на болоте местного жителя Бранна. А дальше Луг занят исключительно комментированием событий.
Эти забавные зверушки-фамильяры главных героев зачастую служат комической паузой: хохмят, иронизируют, даже троллят главных героев, разбавляя градус пафоса. Но Луг не такой. Он – настоящая наседка. И большую часть времени он либо кудахчет, либо верещит от ужаса, либо фухает, как заправский паровоз. Право же, к концу мне хотелось отправить его к терапевту проверить старое сердечко.
Вы когда-нибудь смотрели спортивные соревнования, когда комментатор трещит без умолку обо всем подряд, не помогая понять происходящее, а наоборот отвлекая от него? Вот именно тот случай. Особенно плохо было в тех моментах, когда он кэпствовал и пояснял шутки. Типа: ахаха, вы слышали? Ахаха, нет ну вы поняли? Бранн и есть ворона в волчьем замке… Да, мы поняли, Луг, спасибо, что испортил анекдот.
В общем повествователь у нас с характером. С характером занудливой наседки. А теперь представьте, что этот ящер на самом деле дракон, просто болеет. Представили? Это вам не Смауг Великолепный в озвучке Камбербетча, Луг куда поубойнее будет.
С языком, пожалуй, все. В композиции тоже есть проблемы. Если в первых двух частях в Черном замке и у неблагих еще можно с натяжной обозначить кульминацию (засыпание Алиенны и передача глаз Линнэт – во втором случае смазано и недотянуто), то в третьей часть после возвращения в замок я даже затрудняюсь сказать, где она должна быть, потому что там все события идут примерно на одном уровне напряжения и даже просыпание Алиенны только убыстряет темп, но дров в печку конфликта не подкидывает. Так все же где автор задумал ту самую точку невозврата? Поворотный пункт в сюжете, после которого ничто уже не будет прежним? Коронация? Она была в самом начале и ни одно событие не оказалось по напряжению выше нее. Покушение на Бранна с книгой Флинна? Как-то… мелко. Лугнасад и освобождение Гвенн? Хей, но ведь это побочная линия. Я не знаю…
Перейдем к сюжету. Он тут тоже довольно… перенасыщенный. Нет, особо крышесносных интриг здесь нет, как нет и перевертышей, и прочих неожиданностей, от которых хочется кричать, как на американских горках. Все довольно стройно. Говорят: стремные друиды, не верь им. И они-таки оказываются злыднями. Говорят: Финтан – тот еще засранец, а Джоки – еще похлеще. И так и есть! Жалится Луг, что его предыдущую хозяйку ни за что убили, и тоже! Так и есть.
Но вернемся к нашим баранам: перенасыщенность. Больше всего она мешала во время путешествия по неблагим землям. Сам неблагой мир – это такой сюр из чудаковатых, искаженных образов. Начиная от абсолютно бертоновского болота, закачивая Кэрроловскими близнецами Траляля и Труляля Джоками.
Дей следует за белым кроликом Вороной в эту волшебную страну и отыскивает лекарство для своей принцессы. Образы здесь яркие в своей сюрреалистичности (Хрустальное море, перевернутая обсерватория, библиотека-лазарет, отражения, бесподобные феечки и прочее), но они сменяют друг друга настолько безумным, хаотичным калейдоскопом, что начинает кружится голова и становится очень затруднительно выхватить оттуда отдельные детали. Если бы их было меньше, то и запоминались они намного лучше. Та же Линнэт, сестра Бранна – она и правда достойна большего внимания, чем ей было оказано в тексте. Все-таки именно она ключевой элемент в кульминации, а не просто проходной персонаж.
Надо отметить, что в третьей части в этим становится лучше – меньше сюрности, повествование меньше бросается в разные стороны и больше концентрируется на отдельных образах. Но… благой мир другой. Он куда более реалистичен. Это ощущается даже в том, что убийства в нем ощущаются куда тяжелее, чем в сумасшедшем неблагом.
На сим закругляюсь и перехожу к персонажам.
Больше всего здесь впечатляют женские образы, столько в них доброты, нежности, искренней женственности, желания дарить любовь и быть любимой, видеть мир и участвовать в жизни друзей, даже если ты маленькая феечка.
Алиенна – солнечная принцесса, жена Дея, прекрасна в своем чистом свете, в своей душевной теплоте, которая отогревает сердце мира. Она же укрощает суровый нрав Дея и утоляет его боль. Она действительно достойна спасения.
Гвенн – страстная кокетка и чем-то недолюбленный ребенок, жаждущий заполучить любовь всеми способами. Но нечестные методы никогда ни к чему хорошему не приводят. По-настоящему глуп тот, кто их использует, надеясь что-то для себя выгодать. Гвенн понимает это на собственном горьком опыте и здорово взрослеет, меняется, пройдя через боль ловушки, которую расставляла для своей соперницы. Она обретает силу.
Линнэт – слепая сестра Бранна, мой самый любимый персонаж. Очень сильная, мужественная девочка, пережившая гибель родителей и потерю брата. Она тоже любит, уверена, ничуть не меньше, чем Гвенн. Но может от того, что она решает навсегда остаться ребенком, а может, и правда из чистого бескорыстия… от брата она ничего не требует и желает лишь уберечь его от интриг Джоков. И ради этого готова отпустить… поданным иного царства. В нее можно долго смотреть и постоянно отыскивать что-то новое.
С мужскими персонажами все сложнее. Здесь нет такого никого с такой яркой харизмой, как у Мидира, в чью страсть, боль и трагедию влюбляешься почти мгновенно. Его сын Дей мог бы стать таким персонажем, если бы не Луг, который вытеснял его всю дорогу, пока ездил у него плече и обращался на ты. Это сыграло с образом героя злую шутку – он превратился в персонажа-маску, которую воспринимаешь как собственную аватару в тексте и наделяешь его своими качествами. По факту… его нет после ухода из замка и до того момента в последней главе, как просыпается Алиенна. Вот тогда да, он отделяется от ты-Луга, действует активно и вызывает эмоции.
Бранн – такой типичный Шелдон. Умничка, не от мира сего, но в целом замечательный справедливый друг. Мог бы быть, но его иногда подштармливает в разные стороны и он резко выпадает из образа, когда убивает Франта на дуэли или когда вдруг решает сдаться друидам, потому что он плаа-а-ахой.
Джаред – чем-то очень милый, но на мой вкус слишком рассудочный персонаж. Это и играет, кмк, с ним злую шутку, когда он вынужден погубить свою возлюбленную, хотя и знал с самого начала о ее невиновности.
Финтан – типичный образчик властного мудака. И таки да, нет в жизни с таким ничего хорошего, в лучшем случае загнобит, как Гвенн, а в худшем и вовсе прикопает на личном кладбище на заднем дворе своего дома-леса.
Флинн – его брат, очень милый товарищ. Брат по разуму с Бранном, как оказывается. Из мужских персонажей он мне понравился больше всего. Впрочем, и Мэй неплох. Побочная интрига про его мать мне очень понравилась.
На этом, думаю, стоит закруглиться, а то и так слишком много получилось. Если кто-нибудь дочитал до конца эту простынь
Итак, ради чего же все-таки стоит читать «Темное пламя»? Ради своеобразного, очень яркого мира в первую очередь, вдохновленного кельтскими легендами. Ради светлого посыла, что любовь, дружба и добро в сердце победят и проклятье, и интриганов, плетущих заговоры за твоими спинами. За счастливую, солнечную концовку в конце концов, которая не сможет не заставить вас улыбнуться.
Так что… составляйте свое мнение сами.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.