Алекс Зарубин «Культурные особенности»
Начинала читать этот роман я с опаской, помня, как мне нелегко дался предыдущий роман автора. Но тут мне повезло: написано бодрее, сюжет скроен значительно лучше, победы доставались героям совсем не так просто и порой приходилось действительно переживать.
По отрывкам в клубе, кстати, понять что-то было намного сложнее, чем когда читаешь целиком и улавливаешь если не все, то хотя бы часть нюансов.
Иногда, конечно, я падала в сюжетные ямы, особенно когда бравый экипаж БТР долго и нудно пробирался через лес или когда рыбарь Влад ловил сырье на луне Геллера, но потом сюжет тяжело, как длинный состав грузового поезда, двигался с места, и я снова втягивалась. Все-таки композиция здесь выдержана неплохо, особенно хорош мощный финал.
По жанру это 100% космоопера, здесь есть и политика с экономикой, и космические бои, и приключения на планете, и столкновение с местной фауной в виде забавных динозавриков. Космооперу я если и не читаю запоем, то смотрю в больших количествах, так что вполне себе ца.
Язык здесь своеобразный. Автор – визуал, визуал до того, что может описывать каждую мелкую деталь путешествия по джунглям или перестрелки с местными ворами в законе. Причем само повествование выстраивается в ритмизованном, почти песенном виде. Такие… стихи в прозе. Посему сам текст воздействует гипнотически, в какой момент ты включаешься в ритм и перестаешь замечать смысл. А когда вдруг приходишь в себя через десяток страниц, нужно перечитывать и искать, что важного было упущено среди богатой россыпи визуальных деталей, звуков и запахов. Но в этот раз сюжет действительно держит до самого конца.
Само повествование насыщено авторской иронией, которая скрашивает даже самые мрачные моменты. Сам тон в меру фривольный, где есть место и игривости, и эротизму, как скрытому, так и открытому. Что меня немного выбивало, так это авторские ремарки в скобочках, почему Уаар не погиб и т.п. Искусственно смотрится, дешево.
В повествовании главное – мир, это можно понять исходя из описательной особенности языка. Мир тут довольно своеобразный – планета «Счастье» — эдакая латинская Америка, где в джунглях бродят динозавры, а аборигенное население частью охристианили, а частью поработили бандиты, которые добывают на планете уникальный растительный наркотик – цветок тари. Попавшие туда в отпуск волонтеры флота пытаются выжить, спасаются от своего начальства, которое оказалось коррумпировано все теми же бандитами, а заодно спасают от них местных жителей, случайно попавших под колеса их верного БТРа.
В центре повествования столкновение военных-гуманистов, терпимо и бережно относящихся и к местной экологии, и к местным культурным особенностям… с местными суевериями и местными же бандитами. Чем-то напоминает «Трудно быть богом» Стругацких.
Герои быстро адаптируются к особенностям планеты и даже составляют ячейку общества по местным обычаям. И в этом оказывается их сила, благодаря этому они успешно противостоят бандитам, находят друзей и выживают. Во всем этом мне видится торжество идеи, что несмотря на все различия, люди везде одинаковые и если относится к ним со спокойствием и уважением, то вполне можно мирно сосуществовать бок о бок. А если глаза застилает суеверный страх и непонимание, как у одной из спасенных военными туземок, Лиианны, то все может закончиться скверно: любимый окажется потерявшим душу зомби… а спасут тебя все равно те, которых ты сочла за врагов. Вот такой вот парадокс.
Герои… так как роман здесь по сути приключенческий, эдакий «Последний из могикан» в космосе, то образы героев здесь не настолько важны, как сюжет и как мир. Большинство из них довольно статичны и прописаны скупыми мазками, но тем не менее они все, на удивление, даже злодеи – очень приятные люди.
Королева этого романа – это Ирина Строгова, одна из военных, отправленных на тропическую планету в отпуск. Мне редко нравятся женские персонажи, но в этой книге мое восхищение вызвала именно она – Героиня. Пускай она строга и порой нервничает, если что-то идет не так, и напарник куролесит, но все же она очень женственна, нежна и добра. А самое главное – она искренняя, заботится обо всех без задней мысли, даже о соперницах. Описана она с такой теплотой и уважением, что ей невозможно не проникнуться. Одна из немногих здесь, кто по ходу повествования заметно меняется. Иногда Ирина совершает ошибки: под влиянием раздражения отправляет запрос, по которому их обвиняет в воровстве главный злодей. Но потом она расслабляется, принимает нравы планеты и даже становится «повелевающей птицами».
Эрвин – напарник Ирины, влюбленный в нее, бравый солдат. Эдакий Натти Бампо в хорошем смысле. Спасает дам в беде, готов исполнить любое Ирино поручение, добрый, смелый, уравновешенный и немножечко раздолбай. В поезде к аборигенам он вместо местного самогона обзаводится тремя туземными женами, после чего вместо отпуска его с сотоварищами ждет форменный бедлам. Но в решающий момент Эрвин закрывает своих жен и даже их младшего мужа спиной.
Пабло ДаКоста – еще один член их команды, моложе Эрвина и еще больший раздолбай, но тоже очень добрый и готовый прийти на выручку в нужный момент.
Мия – старшая из туземных жен Эрвина, еще одна очень милая девушка. Умная и бойкая, она быстро находит общий язык с БТРом, обращаясь с ним, как с живым, и даже напевая ему песенки и вознося молитвы. Такой симбиоз культур, забавное встраивание в понятийную систему.
Лиианна – вторая туземная жена Эрвина, не умная, но зато красивая. И вполне способна заехать по лицу охамевшему жениху, как выяснилось. Она тоже сильно ошибается, когда от страха, что ее продадут, передает весточку жениху, а тот приезжает в поселок с бандитами и всех там убивает. Ну… кто ж знал, правильно?
Дювалье – главарь местной шайки бандитов, черный властелин… в прямом смысле этого слова. Я не буду постить тут пошлую картинку. Антагонист, тем не менее тоже описан душевно, где-то даже романтично, особенно в отношениях к женщине, в разговорах с портретом отца и в последнем бою. Я бы так не смогла, у меня даже положительные сволочами получаются, а уж отрицательные и вовсе…
Эмми Харт – беглая преступница, которая вначале попадает на плантацию тари батрачкой, а после… в постель самого Дювалье. Браммимонда – смерть с косой. Она настолько истосковалась по ласке, что получив ее от Дювалье совсем каплю, становится его ручной собачкой, готовой любому за него горло перегрызть. И перегрызает же. В этом плане она по-женски очень понятна и близка. Пускай он трижды гад, но этот гад единственный протянул ей руку, когда другие только безразлично отворачивались. Именно так и завоевывается преданность – участием.
Есть еще много разных образов, как военных, так и местных жителей из поселка Фиделита. Такие яркие россыпи драгоценных камней: трехрукий Хуан, мамаша Кураж, вождь деревни Мии и Лиианны, Станислав и т.п. Больше всего мне, пожалуй, запомнилась губернаторша Норма. Чем-то напомнила мне графиню из «Волчьей дороги». Властностью и любовью к роскоши, что ли? Вообще параллелей между персонажами «Дороги» и «Особенностей» довольно много, сами типажи бравых военных ребят схожи. Это неплохо, на самом деле у многих именитых авторов встречается, в этом даже чувствуется особый индивидуальный почерк.
Это очень добрый роман, с приятными и по-человечески понятными героями. Главная его идея, пожалуй, в том, что несмотря на культурные особенности, все люди братья и должны помогать друг другу. И тогда даже бандиты страшны не будут.
Мне еще очень понравилось созданную Дювалье новую религию, потакающую желаниям местной шпаны и встраивающую ее в свою идеологию. Такая сектантская промывка мозгов, зомбирование не хуже магии. Правда, его там было мало и выскочило оно как-то совсем неожиданно, из-за угла, и посему буду ждать, во что оно выльется во втором томе.
Любители перестрелок и героев без страза и упрека – читайте и не пожалеете!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.