Штрамм Дора. Рецензия на произведение Евгении Александровой (Авиенды), "Проклятый капитан. Сковать шторм"
 

Штрамм Дора. Рецензия на произведение Евгении Александровой (Авиенды), "Проклятый капитан. Сковать шторм"

+27

Евгения Александрова (Авиенда), «Проклятый капитан. Сковать шторм»

 

Небольшая вводная

 

Роман Авиенды я начинала читать на конкурсе «7*7» и решила продолжить здесь, на конкурсе крупной прозы.

 

Начну с хорошего. У автора легкое перо, текст читается легко, несмотря ни на что. Особенно удались, на мой взгляд, описания природы – глава про шторм выше всяких похвал, — остров, к которому прибило корабль после шторма, города.

 

Яркими и живыми получились два пова – Эрика и Джейны. Оба – люди с непростой судьбой, попавшие в сложную жизненную ситуацию, что называется, на грани. Эрика поймали на запрещенном колдовстве и силой вынудили следить за главным героем романа – капитаном Дельгаром.

Джена разыскивает пропавшую мать и бежит от уготованной ей судьбы служительницы местного… ну, назовем его культом. Переодевшись мужчиной, она нанимается на корабль капитана Дельгара, о чем очень быстро начинает сожалеть.

 

Линии этих двух героев выстроены автором очень грамотно. Читатель сразу же начинает переживать за них. Вслед за переживанием приходит и симпатия. Даже Эрик, несмотря на свой непростой характер и странные, порой, поступки (не могу понять, зачем он сдал капитана служителям Серого в Ивваре), он все равно вызывает живой отклик и интерес.

 

Главный герой

 

А вот дело с главным героем обстоит иначе и, честно говоря, я осталась в некотором недоумении, ведь я прекрасно вижу, что автор может и умеет. И вот на нем я хочу остановиться более подробно, чтобы попытаться понять и объяснить автору, почему он не вызвал у меня никаких эмоций.

 

Жизненная ситуация

 

Итак, что мы знаем об Алексе. Возраст около тридцати лет. Сбежав семнадцать лет назад из дома, начал службу на кораблях в качестве юнги. К двадцати пяти стал известным и уважаемым капитаном военного корабля. Во время Летнего мятежа попал в плен на Иввар, где познакомился с невестой императора Талирой, и вступил с ней в романтические отношения. Вернувшись на родину, потерял прежнее положение, и три года был «невыездным». Позже перешел в торговый флот и к моменту начала книги находится хоть и не на прежнем счету, но в общем-то дела его идут неплохо. В прологе, узнав, что вскоре может начаться новая война с Ивваром, возвращается домой, где не был много лет, чтобы увезти стариков-родителей в столицу, где им будет безопаснее. Не преуспев, решает, что должен предотвратить войну, для чего отправляется ко двору, рассказывая, что видел и слышал во время плавания, в надежде, что эти сведения помогут королю более серьезно отнестись к стремительно нарастающим осложнениям в международной политике. Но король уже и сам в курсе. Зная о связи Алекса с императрицей Иввара, он поручает ему встретиться с ней, и разузнать, что к чему. Алексу это задание не особо нравится, но Талира и сама недавно прислала ему тайное письмо, в котором просит приехать, так что он соглашается.

 

Верховный служитель Серого просит его взять в команду своего «племянника» — Эрика. Алекс догадывается, что это соглядатай, но отказать не может.

 

Вот вводная по главному герою, после которой и начинает разворачиваться действие романа. Можно ли назвать ситуацию Алекса критической? Нет, мне так не кажется. На данный момент все его беды остались позади: он вернул положение, снова выходит в море, его уважают, король к нему благосклонен. У него любовница – императрица. И она зовет его. Тут, в общем-то, можно даже позавидовать.

 

А ведь Алекс не хотел больше связываться с большой политикой, вмешиваться в интриги, которые затягивают в водоворот всех, кто оказывается рядом. Как уже случалось. Та взаимная страсть с ещё юной ивварской принцессой — болезненная и нежданная — тогда оказалась сильнее него и сильнее всех его принципов.

Но теперь… эта возможность выпала ему. Случайно или нет. Самое главное: король готов слушать его, несмотря на прошлое и несмотря на козни Бриньяра. Алекс взглянул на письмо. Всего лишь бумага, простые слова и его шанс вмешаться в судьбы двух стран, а может и остановить зарождающуюся войну.

К слову сказать, его даже не пытали в плену. Всего лишь угрожали пытками и были с ним нелюбезны. Жалко героя? И снова нет.

 

Есть еще, конечно, необходимость предотвратить войну и мы знаем, что он этого хочет, но особого эмоционального отклика лично у меня это не вызывает. Вроде бы каждому из нас понятно, почему война – это плохо. И все же лично мне не хватило эмоциональной реакции главного героя, воспоминаний об ужасах прежней войны, например, страха за родину, за людей. Он переживает за родителей, но вместо того, чтобы прислать ему врача, как-то о нем позаботиться, остаться с ним, что делает наш герой? Уходит в ночь, спасать мир. И снова нет эмоциональной реакции. Его сердце не рвется, он спокоен. Мачеха сказала ему: «нет», и он спокойно эти принял. Да, он давно не был дома, да давно не видел родителей, потерял с ними, видимо, связь, но раз он не переживает, значит, и читатель не сопереживает. Что есть эти родители, что нет. Отец вообще при смерти и не факт, что доживет до войны. Простите за цинизм, но вот так обстоят дела. Я вижу этих людей первый раз и мельком, мне все равно. Дальше по тексту Алекс тоже не сильно вспоминает о них, если вспоминает вообще. Так что вопрос: зачем вообще была нужна эта сцена? Показать, что он – заботливый сын? Нет, не получилось. В прологе упоминается брат Алекса, судьба которого не известна. И, по-моему, снова никаких упоминаний о нем дальше. Итог: Алекс – человек равнодушный к судьбе близких. Что-то попытался предпринять, не вышло – ну и ладно. Буду спасать мир, это всегда проще, чем сидеть у одра умирающего и держать его за руку.

 

Что можно было бы здесь сделать? Пусть Алекс опоздает. Он приехал, а отец умер только что. Герой раскаивается, что не навещал родных, хоронит отца, увозит мачеху – пусть себе живет в городском доме, это автора ни к чему не обязывает, кроме как упомянуть ее разок. Зато герой – молодец. Раскаялся в том, что неверно себя вел, мачехе помог. Сопереживание читателей гарантировано.

 

Серые

 

Следующим пунктом у нас идут подозрения в адрес Алекса Верховного служителя. Отмечу, что на данный момент мы не знаем ничего о его силах. Небольшой намек в прологе:

 

А он искал в его мягких чертах, сглаженных временем, во впавших щеках, в фамильной горбинке носа что-то иное. Тёмное. Опасное. Отпечаток древнего зла.

Некое древнее зло, предок, натворивший дел. Ну и что? Мы снова не видим никаких особых переживаний Алекса по этому поводу, они появляются намного, намного позже, в его воспоминаниях о Талире, а нам-то проникнуться к герою нужно сейчас.

 

Реакция Алекса на просьбу Верховного принять в команду «племянника», в котором Алекс чувствует стихийную силу:

 

Значит, Верховный продолжает его подозревать и хочет проверить. Хорошо...

Он переживает? Нет. Это «Хорошо…» выглядит как «ну-ну, удачи вам». То есть, складывается впечатление, что он не боится и не волнуется.

 

Верховный хочет уничтожить его или как минимум полностью лишить доверия короля. Только подобраться никак не может. Вот и выбрал новый способ!.. Но Алекс слишком долго выстраивал свою защиту, чтобы так просто попасться.

И опять. Мы не видим, как он выстраивал защиту, от чего и как защищался. Слишком мало информации, чтобы проникнуться. Ну, выстроил, молодец. Уверен, что не попадется. Здорово, можно и тут не волноваться.

 

Как это можно было бы исправить? Во-первых, совершенно точно нужно подробнее рассказать о Серых. Первое впечатление – самое сильное. А мы весь расклад местной борьбы священнослужителей с темными магами видим в изложении Эрика:

 

За пару лет, проведённых в городах на Корсакийских островах, Эрик научился избегать лишних встреч со Служителями, которые почти век проповедовали, какая магия страшная и что она — древнее зло от Тёмного. И что всех, связанных с этими силами, надобно находить и казнить.

Страшно? Мне – нет. Складывается ощущение, что все как-то не всерьез. Я бы добавила черных красок. Пусть Эрик и Красавчик увидят казнь. Или пройдут где-то площадь с виселицей, на которой покачиваются разлагающиеся трупы, оставленные всем в назидание. Так уже намного страшнее. Да, видим, что охотятся, видим, что казнят, все серьезно. А так мы видим двух героев, которые считают, что это в общем-то не так и страшно.

 

Тут автор может возразить: но ведь Эрика-то схватили, подвергли ужасному дознанию и приговорили к смерти. Не стану возражать, было дело. Но он один, а один в поле не воин, как известно, да к тому же его тут же и помиловали, ради выполнения задания.

 

Даже Джейна, сбежавшая от службы в храме – и та не подливает масла в огонь. Сбежала-то в общем-то в поисках матери и где-то потом она думает, что пришлось бы ловить магов, но снова как-то все не всерьез:

 

Говорить, что она сама должна была стать одной из Серых, Джейна не стала. Знала, что их мало кто любит, а большинство предпочитают держаться подальше.

Давайте сравним с нашей инквизицией. Сказал бы кто-то так об инквизиторах: мало кто их любит и стараются держаться подальше? Нет. Какие ассоциации приходят на ум при упоминании инквизиции? Безжалостные, беспощадные, жестокие пытки, страшные казни… Есть разница?

 

Позволю себе процитировать абзац из «Анжелики в Новом свете»:

И вот теперь она начинала понимать, что происходит. Зверь вышел на охоту. Она слышала его тяжелую поступь…

Инквизиция!

Чудовище, которое поджидало ее в Америке, не было столь необузданно, как в Старом Свете, но вместе с тем это был тот же самый враг и даже, возможно, еще более злобный и опасный. Потому что для нее не было тайной, что на территории испанских колоний инквизиция беспрестанно устраивала самые жестокие аутодафе, какие только помнит человечество. На них массами сжигали индейцев, которые не пожелали подчиниться католической церкви.

Страшно? Мне, да. Даже если я не читала бы предыдущих романов, в этот момент я бы начала переживать за героиню.

 

Магия

И снова мне не хватило информации. Если человек обладает некими способностями, они так или иначе проявляются. Коротенькое упоминание в пятой главе:

Отвлечённый своим воздействием на стихию, отчаянно желая помочь «Ясному» набрать нужную скорость и уйти из-под удара, Алекс ошибся

А мы седьмой главы видим только, что Алекс чувствует магию Эрика. И, когда он ей пользуется, чтобы усмирить шторм и вызвать бурю в конце, мы видим его чужими глазами. Если он старается себя контролировать, мы должны видеть эту постоянную борьбу. У Эрика это есть. Вот в первой главе он забылся, перехватил контроль над девушкой… Почему тоже самое не происходит с Алексом? Он боится тьмы в своем сердце, боится, что он унаследовал от своего предка опасную магию, а основания-то есть у него? Я бы добавила. Подул ветер, он с трудом успел остановить себя прежде, чем разогнал его до урагана – что-то в этом роде. Показать его борьбу с самим собой, ту самую тьму. А так – ничего не происходит, значит, нет и эмоций у читателя. Да, он не вызывает неприязни, но это, собственно, и все.

 

Характер

 

Несколько цитат:

«Мейкдон вопросительно поднял брови. Алекс пояснил:

— Знакомься, новый талант нашёлся. По рекомендации капитана Ришаля, ты его не знаешь — мой старый знакомый. Так вот, этот молодой человек, говорят, отличный матрос...»

Да, я понимаю, он разговаривает с другом. Но этот друг в то же время и подчиненный, а капитан на корабле – царь и бог. Автор может возразить – судно-то торговое. Но я возражу: а какая разница? Дисциплина должна быть на борту в любом случае. А здесь Алекс язвит, выдает свое недовольство и неуверенность.

Дальше:

По военной привычке Алексу захотелось поставить наглеца на место, но тот, похоже, нарочно выводил его из себя.

Алекс, не отводя взгляда от нахальных чёрных глаз и ничем не высказывая неприязни, кивнул матросу на боцмана.

С одной стороны, он не хочет показывать, что Эрик вывел его из себя. С другой, не реагируя, он дает ему позволение вести себя так дальше.

Дальше подходит боцман.

— Я нашёл тебе ещё одного отличного парня в команду. Эрик Теорис, марсовый, по рекомендации.

Он ничего не знает об Эрике и выдает это. Взял абы кого по рекомендации. Как к этому будет относиться команда? Плохо, как мы и видим в дальнейшем. Боцман, только что пришедший на корабль ставит капитана на место сразу же:

— Рекомендация, капитан, эт, конечно, хорошо, — он пригладил короткую русую бороду и сощурил глаза. — Но всё ж надо его сперва испытать, прежде чем в море выйдем.

Дисциплина, уважение? Нет, не слышали. В общем-то неудивительно, что на борту произошел бунт.

 

Карьера

 

И снова цитаты.

Очевидно, Алекс так и не добился прежнего доверия со стороны короля.

А ведь когда-то он так же стоял перед королём, только в строгой военной форме, сине-белой, с золотистыми эполетами, с серебряной цепью и щитом Покровителя на груди, в звании капитана-командора, одного из пяти важнейших людей королевского флота. Он стремился выбиться в люди с тех пор, как ушел из дома юнгой на военный корабль. Но одно неудачное ранение, ивварский плен и последующие ошибки перечеркнули всё и заставили искать другое дело.

Один из важнейших людей королевского флота. Хорошо.

 

Будто наяву он увидел и тот ветреный промозглый день, и тот ивварский четырёхмачтовый шкипп, который возник на траверзе правого борта и атаковал их. Алекс был ещё так молод, но в силу обстоятельств именно его поставили руководить арьергардом, чтобы увести корабли в тыл.

Так все-таки в силу обстоятельств или одним из пяти важнейших людей флота? Судя по ошибке, которую он допустил, опыта сражений у него было немного, если был вообще. Так чем он заслужил свою потрясающую репутацию? Может быть, я что-то упустила в тексте, но так бывает, если информация выдается мелкими дозами то там, то тут. Поэтому я не сторонница такого подхода.

 

Линия Алекса

 

Определенно, не самая захватывающая, как я уже и говорила. Все критические ситуации (шторм, остров) даны чужими глазами. Мы же видим Алекса после бунта.

 

— Нет больше никакого договора, — прошипел Алекс.

На мой вкус он частовато шипит. Какую эмоцию показывает шипение? Нехорошую. Злость, но не силу. Может быть, это попытка показать ту самую тьму, которая кроется в Алексе, я не знаю.

 

Дальше:

 

— Брось, Байзен, — начал Алекс, переводя дыхание. — Таким трусам как ты никогда не управлять кораблём. Вонючий трюм — самое то для тебя, там будешь руководить. Крысами, какой оказался сам. Если, конечно, остальные ребята не проголосуют тебя повесить.

— И как только пара недоносков сумели собрать такую грозную армию? — Алекс прошёлся, прихрамывая. Матросы расступились. — Грозная кучка оборванцев, решивших прибрать к рукам чужое добро.

Он опускается до препирательств и оскорблений. Это достойно? Нет. Вызывает уважение? Нет. Кто-то может считать иначе, а мне это не нравится и симпатии не вызывает. Равно как и то, что он ведет себя несдержанно и даже грубо, когда его приводят к Талире. То есть, когда его доводит простой матрос, он может не показывать гнев, а оказавшись во дворце, позволяет себе дерзить? Да кто он такой, собственно, и на каком основании? К слову сказать, поначалу я думала, что Алекс благородного происхождения, но после, перечитывая пролог, поняла, что, видимо, ошибаюсь. То есть, человек, поднявшийся из простолюдинов, ведет себя столь нагло?

 

На самом деле, можно очень долго цитировать Алекса и говорить о нем, но я, пожалуй, остановлюсь. Если автору будет интересно и нужно, после конкурса мы сможем продолжить этот разговор.

 

Если резюмировать все вышесказанное, могу сказать, что его не самая захватывающая линия показалась мне не столь страшной из-за интересных линий Эрика и Джейны. Про них читать действительно интересно. И все же я бы очень советовала автору добавить красок в характер Алекса, пусть даже черных. Взять, например, капитана Ларсена из «Морского волка» Джека Лондона. Пренеприятнейший субъект, но никто не станет спорить с тем, что он сильный и яркий персонаж.

 

Композиция

 

Не буду говорить много, потому что все уже сказала, собственно. Читалось легко. Пожалуй, был некоторый провис в главе с бунтом, показались подзатянутыми рефлексии Джейны на острове. Надо бы их подчистить, там временами повторяется одно и тоже. В общем и целом очень-очень сильных переживаний за героев нет, но и не скучно.

 

Морская тематика

 

Я, честно скажу, знаток в рамках приключенческих романов. Знакома с терминологией, но не более. Сама бы не взялась писать морской роман по этой причине. Но в рамках моих знаний ляпов я не заметила.

 

Название

Считаю, что неудачное. Если это отсылка к тому, что Алекса заковали в конце… Но он там не сильно штормит. Не сказать, что вызвал стихию, угрожающую снести с лица земли весь город. Если к шторму, который он усмирял в первой части романа — все равно эпизод.

 

Финал

 

Невнятный, прямо-таки ножом по сердцу. Понимаю, что это лишь первый том трилогии, но все равно, ничегошеньки не понятно. Джейна и Эрик вроде как убежали, а вроде как и не выбрались еще. Алекса снова увели со сцены. ПОВ Талиры – ни к селу, ни к городу. Почему ни к селу, ни к городу? Да потому что слишком коротко и ничего не понятно. Как надо было закончить? Я не знаю, но как-то не так. Может быть, на какой-то более пронзительной ноте.

 

1. Общее впечатление от книги — неплохое. У автора хороший потенциал, описания природы очень хороши. Нужно поработать над характером главного героя, над взаимоотношениями между персонажами.

2. Сюжет — кое-какие неувязки есть. Из того, о чем не упоминала: при встрече с Верховным у короля, почему он, Верховный, не попытался Алекса «прощупать»? В конце книги Серые постоянно это делают и говорится, что они могут чувствовать не только магию, но и следы ее применения. А Верховный-то должен быть посильнее простых служителей.

3. Язык и стилистика – я очень большой поклонник стилизации под определенную эпоху и очень небольшой поклонник стилизации условного средневековья под современный сленг. А этого «добра» в тексте хватает. Чистить надо очень основательно, хотя бы, чтобы избавиться от жаргонизмов. Где-то там, кажется, даже какая-то вариация хрени попадалась, если память мне не изменяет.

4. Фантдопущение — как уже говорила, хочется больше знать о том, как работает магия в этом мире. Мне очень не хватило информации о Темном, о том, как все происходило, какого наследия боится главный герой.

5. Психология отношений — временами ловила себя на том, что автор – очень молодая девушка, которой не хватает знания психологии и опыта взаимоотношений. Прошу не обижаться, но тут ничего не поделаешь, такие вещи приходят с годами.

6. Основная мысль текста — а вот тут я не знаю, что сказать. Пока не уловила какой-то сверхидеи.

7. Оригинальность — Я совершенно точно могу сказать, кого автор НЕ копирует: авторов других морских романов с яркими фигурами капитанов.

8. Востребованность — при всем вышесказанном, я прекрасно видела, что есть читатели, которым книга очень понравилась. Соответственно, я думаю, что своего читателя она может найти.

 

На тот случай, если я сильно расстроила автора, повторю то, что говорила в комментариях: в книге нет ничего непоправимого. Нужно просто усилить или добавить кое-какие акценты. Но решать, нужно это делать, или нет, несомненно, вам.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль