And you all know, security
Is mortals' chiefest enemy.
Книга, честно говоря, оставила несколько неоднозначное по себе впечатление.
Итак, напоминаю, осторожно, возможны СПОЙЛЕРЫ, ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ, ПОЛНОЕ НЕУМЕНИЕ ИЗЛАГАТЬ СВОИ МЫСЛИ И ОТСУТСТВИЕ ЖЕЛАНИЯ ПОЛЕМИЗИРОВАТЬ.
Начну, пожалуй, с хорошего.
Первое – это красивый язык. Несколько тяжеловесный, но к исходу третьей-четвертой главы я к нему полностью привык и катился дальше уже без проблем. Он очень подходит роману – и то, и другое такие основательные, несколько отдающие эпичностью. В общем, цельный образ(=
Второе – это мир. Сразу видно, что автор довольно долго варится в нем и прекрасно понимает, что к чему. Действие не происходит в вакууме, мир Орбина окружен другими странами, нациями и народами, и это все на свой лад пытается взаимодействовать, мириться, торговаться. Торговать и воевать.
Тут, правда, несколько озадачивают описания. Не то чтобы они были плохие, их много, они красивые и дельные. Однако все, что описывается, описывается общими словами. Я обычно оцениваю все как художник, и мне всегда важно знать, чем одно отличается от другого. Если в городском фэнтези мне обычно можно подсмотреть места на гугл-карте, то тут я оставался в некоем информационном вакууме. Да, мы знаем, что есть шиварийцы, есть ласатрины, есть берготы (поправьте меня, если я что-то не так написал), но… Одних берготов я еще могу представить себе более или менее – они появляются в романе на некоторое время довольно яркими героями. Остальные остаются для меня загадкой. Отсюда и вытекает та самая пресловутая проблема сари, появившаяся довольно недавно в одном из отзывов. Сложно сообразить, откуда оно берется, если до того оно нигде не фигурировало, а единственное упоминание о нем никак не связывается ни с тем, что его носит иностранка, ни с тем, что именно эта национальность носит сари. Но довольно об этом.
Сам роман претендует на некоторую эпичность – интересы стран и политические столкновения, грядущая война и несколько сюжетных линий волне к этому располагают.
Однако тут же у меня и случился первый рассинхрон с романом. С одной стороны, декларируется идея о том, что именно беспечность, самоуверенность Орбина сыграла с ним дурную шутку. Это декларируется в самом начале, а потом… А потом начинается история детей, которые не имеют никакого отношения к декларируемой идее. Изредка в их историю вкрапливаются эпизоды, которые иллюстрируют главную идею – видимо, чтобы за время чтения о ней забылось, но потом все снова сворачивает к любовной истории Нарайна и Салемы, к попыткам Гайяри овладеть магией и его же отношениям с Айсинаром (к слову, единственным взрослым главным героем романа, потому что Озавир не в счет, его история подана урывками), опасениями по поводу магии и боям на арене. Там, за кадром идет сложная политическая игра, определяющая будущее мира – ну а мы читаем о детях. С интересом, но… Из всех сюжетных веток полностью закончена только ветка Нарайна (т.е. происходит преобразование главного героя) и Озавира (но она опять же, происходит где-то за кадром, мы ловим только жалкие крохи). И если история второго, несмотря на всю его второстепенность по занимаемому времени и обосновании еще как-нибудь тянет на работу с идеей, то линия Нарайна – никак.
Я долго крутил главную идею, примеряя ее к детям – но она никак не клеилась. Автор хотел показать, что за действия отцов будут отвечать дети? Нет, об ответах мы узнаем только в истории Одуванчика. Что война ожесточает детей? В истории война случается в самом конце. В конце концов я сдался. Я дурак. Ответ для меня неочевиден.
К слову, об Озавире Орсе, одном из главных второстепенных героев романа. Он тоже оставил много вопросов – больше, чем ответов. Его политическую идею мы знаем – надо либо мириться, либо готовиться к войне, в которой придется применять запрещенные средства, магию. Однако дальше случается совершенно непонятное. Озавир Орс заявляется как один из видных политиков общества, как человек с широкими навыками шпионажа (сбора информации). И вот этот человек почему-то начинает допускать одну ошибку за другой. Сначала этот человек с умениями сбора информации не замечает, что против него плетется интрига. Он не предпринимает никаких действий, чтобы защитить свою семью. Зная, что если он умрет, то все, что он делал и пытался привести в жизнь, окончательно пойдет прахом, он опять же, ничего не делает. Он провоцирует Форум, провоцирует Айсинара – ради чего? В тюрьме он сидит и тоже ничего не делает. Его казнь ничего не изменяет – даже с магией, которую он демонстрирует (как по м не, это имеет совершенно отрицательный эффект, ведь если Орс думал таким образом убедить народ, что магия возможна, он получает прямо противоположный эффект – народ окончательно уверяется в том, что его казнят не зря, ведь магия под запретом).Это точно политик? Это точно патриот? Это точно любящий отец? Я не удивляюсь, что история Орсов закончилась именно таким образом – глава семьи поступает нелогично и как-то глупо. У меня лично возникало чувство, что Озавир не более чем подпорка, которая нужна, чтобы трансформировать Нарайна согласно плану на следующую книгу (историю Одуванчика, «Силой и властью», если не ошибаюсь).
Возможно, будь бы расширенна сторона взрослых, игры Форума, политическая интрига – это смогло бы и полнее раскрыть историю Озавира Орса, сделав ее более логичной и связной, смогло бы прекрасно оттенить и сделать более нужной сторону детских игр. Это смогло бы добавить больше смыслов – ну, вроде как отцы в погоне за сиюминутной выгодой губят будущее детей, и т.д., и т.п., но этого нет. В конце концов, это могло бы еще лучше продемонстрировать весь упадок Орбина. Но этого нет – есть история детей, за которой могла бы скрываться более панорамная история падения великой империи. Но панорама тонет в тени детей, и ее не видно – что обидно. Идея выскакивает где-то за детскими спинами и размахивает руками, чтобы ее заметили – и ее замечают. Но для меня она больше гостья в этой истории.
Пожалуй, этот роман был одним из самых больших ожиданий по итогу первой главы и самым большим разочарованием по итогу последней.
Несмотря на это, он остается красивой и добротно написанной историей детей в преддверии надвигающейся грозы. Хорошо, что он нашел своих читателей.