Сэм. Рецензия на роман Влада Ларионова (Мааэринн) "Кто сказал: "Война?""
 

Сэм. Рецензия на роман Влада Ларионова (Мааэринн) "Кто сказал: "Война?""

+25

Топик романа

And you all know, security
Is mortals' chiefest enemy.

Книга, честно говоря, оставила несколько неоднозначное по себе впечатление.

Итак, напоминаю, осторожно, возможны СПОЙЛЕРЫ, ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ, ПОЛНОЕ НЕУМЕНИЕ ИЗЛАГАТЬ СВОИ МЫСЛИ И ОТСУТСТВИЕ ЖЕЛАНИЯ ПОЛЕМИЗИРОВАТЬ.  

Начну, пожалуй, с хорошего.

Первое – это красивый язык. Несколько тяжеловесный, но к исходу третьей-четвертой главы я к нему полностью привык и катился дальше уже без проблем. Он очень подходит роману – и то, и другое такие основательные, несколько отдающие эпичностью. В общем, цельный образ(=

Второе – это мир. Сразу видно, что автор довольно долго варится в нем и прекрасно понимает, что к чему. Действие не происходит в вакууме, мир Орбина окружен другими странами, нациями и народами, и это все на свой лад пытается взаимодействовать, мириться, торговаться. Торговать и воевать.

Тут, правда, несколько озадачивают описания. Не то чтобы они были плохие, их много, они красивые и дельные. Однако все, что описывается, описывается общими словами. Я обычно оцениваю все как художник, и мне всегда важно знать, чем одно отличается от другого. Если в городском фэнтези мне обычно можно подсмотреть места на гугл-карте, то тут я оставался в некоем информационном вакууме. Да, мы знаем, что есть шиварийцы, есть ласатрины, есть берготы (поправьте меня, если я что-то не так написал), но… Одних берготов я еще могу представить себе более или менее – они появляются в романе на некоторое время довольно яркими героями. Остальные остаются для меня загадкой. Отсюда и вытекает та самая пресловутая проблема сари, появившаяся довольно недавно в одном из отзывов. Сложно сообразить, откуда оно берется, если до того оно нигде не фигурировало, а единственное упоминание о нем никак не связывается ни с тем, что его носит иностранка, ни с тем, что именно эта национальность носит сари. Но довольно об этом.

Сам роман претендует на некоторую эпичность – интересы стран и политические столкновения, грядущая война и несколько сюжетных линий волне к этому располагают.

Однако тут же у меня и случился первый рассинхрон с романом. С одной стороны, декларируется идея о том, что именно беспечность, самоуверенность Орбина сыграла с ним дурную шутку. Это декларируется в самом начале, а потом… А потом начинается история детей, которые не имеют никакого отношения к декларируемой идее. Изредка в их историю вкрапливаются эпизоды, которые иллюстрируют главную идею – видимо, чтобы за время чтения о ней забылось, но потом все снова сворачивает к любовной истории Нарайна и Салемы, к попыткам Гайяри овладеть магией и его же отношениям с Айсинаром (к слову, единственным взрослым главным героем романа, потому что Озавир не в счет, его история подана урывками), опасениями по поводу магии и боям на арене. Там, за кадром идет сложная политическая игра, определяющая будущее мира – ну а мы читаем о детях. С интересом, но… Из всех сюжетных веток полностью закончена только ветка Нарайна (т.е. происходит преобразование главного героя) и Озавира (но она опять же, происходит где-то за кадром, мы ловим только жалкие крохи). И если история второго, несмотря на всю его второстепенность по занимаемому времени и обосновании еще как-нибудь тянет на работу с идеей, то линия Нарайна – никак.

Я долго крутил главную идею, примеряя ее к детям – но она никак не клеилась. Автор хотел показать, что за действия отцов будут отвечать дети? Нет, об ответах мы узнаем только в истории Одуванчика. Что война ожесточает детей? В истории война случается в самом конце. В конце концов я сдался. Я дурак. Ответ для меня неочевиден.

К слову, об Озавире Орсе, одном из главных второстепенных героев романа. Он тоже оставил много вопросов – больше, чем ответов. Его политическую идею мы знаем – надо либо мириться, либо готовиться к войне, в которой придется применять запрещенные средства, магию. Однако дальше случается совершенно непонятное. Озавир Орс заявляется как один из видных политиков общества, как человек с широкими навыками шпионажа (сбора информации). И вот этот человек почему-то начинает допускать одну ошибку за другой. Сначала этот человек с умениями сбора информации не замечает, что против него плетется интрига. Он не предпринимает никаких действий, чтобы защитить свою семью. Зная, что если он умрет, то все, что он делал и пытался привести в жизнь, окончательно пойдет прахом, он опять же, ничего не делает. Он провоцирует Форум, провоцирует Айсинара – ради чего? В тюрьме он сидит и тоже ничего не делает. Его казнь ничего не изменяет – даже с магией, которую он демонстрирует (как по м не, это имеет совершенно отрицательный эффект, ведь если Орс думал таким образом убедить народ, что магия возможна, он получает прямо противоположный эффект – народ окончательно уверяется в том, что его казнят не зря, ведь магия под запретом).Это точно политик? Это точно патриот? Это точно любящий отец? Я не удивляюсь, что история Орсов закончилась именно таким образом – глава семьи поступает нелогично и как-то глупо. У меня лично возникало чувство, что Озавир не более чем подпорка, которая нужна, чтобы трансформировать Нарайна согласно плану на следующую книгу (историю Одуванчика, «Силой и властью», если не ошибаюсь).

Возможно, будь бы расширенна сторона взрослых, игры Форума, политическая интрига – это смогло бы и полнее раскрыть историю Озавира Орса, сделав ее более логичной и связной, смогло бы прекрасно оттенить и сделать более нужной сторону детских игр. Это смогло бы добавить больше смыслов – ну, вроде как отцы в погоне за сиюминутной выгодой губят будущее детей, и т.д., и т.п., но этого нет. В конце концов, это могло бы еще лучше продемонстрировать весь упадок Орбина. Но этого нет – есть история детей, за которой могла бы скрываться более панорамная история падения великой империи. Но панорама тонет в тени детей, и ее не видно – что обидно. Идея выскакивает где-то за детскими спинами и размахивает руками, чтобы ее заметили – и ее замечают. Но для меня она больше гостья в этой истории.

Пожалуй, этот роман был одним из самых больших ожиданий по итогу первой главы и самым большим разочарованием по итогу последней.

Несмотря на это, он остается красивой и добротно написанной историей детей в преддверии надвигающейся грозы. Хорошо, что он нашел своих читателей.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке

 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль