Странные впечатления от романа. Бывают такие книги, про которых и не можешь сказать, “моё” это, или не “моё”, или из-за чего ты читаешь. Субъективно, в этом романе параллельно идут два слоя. Один про приключения егеря Киара. Второй слой, — какая-то из номерных частей обширного фэнтезийного цикла, взятого с середины. Отсюда и крайняя серьёзность поднимаемых тем, упоминание целого вороха персонажей, в которых легко можно запутаться. Особенно, если считать, что основа флэшбэков дополнительных персонажей идёт с трёх томов с Самиздата(а возможно недоискал, и примыкающих книг даже и больше).
Так мне кажется, такие истории — Пути, Поиска, боевых столкновения для меня уже достаточно замылились в фэнтези и воспринимаются довольно шаблонно-стандартно. Привык к такой подаче, потому при должном уровне сюжета и написания достаточно просто читается.
А сильно-эпические и много-персовые серьёзные фэнтези для меня пока что экзотика. Например, Чёрный отряд у Гленна Кука пошёл, а его же Приспешники Ночи не зашли с первой страницы.
Многие вещи продуманны, но отсылаются на внешние книги от этого автора. Эпичность и серьёзность поднимаемых тем достигает максимума с началом гражданской войны и полномасштабных боевых действий. Как бы не были интересны рассуждения о том, что не в тех руках магия страшная сила, с рассказом про ужасы войны на первый план выходит именно гуманистический посыл, — ни в нашем мире, ни в мире магов-стихийников ни в коем случае нельзя допустить ситуации, что бы брат был против брата, а обычных людей за убеждения казнили. Вот когда началась эта война, появилось сочувствие к простым людям.
Видимо, есть два основных способа задеть чувства читателя. Есть романы, говорящие важные вещи за счёт поднимаемой темы. Т.е. за счёт содержания. А есть поднимающие остросоциальные темы за счёт поступков героя. Т.е. за счёт повествования. В подавляющем большинстве случаев в Пламене Огнедола неудобные чувства передаются за счёт первого способа. Я как-то больше вживаюсь в романы, в которых эмоции передаются за счёт второго. А в Огнедоле скорей обращение к разуму, а не к состраданию. Но, сама по себе истории Киара и Райза подаются достаточно интересно, что бы не возникало желание бросить. Рад, что сумел обнаружить такой важный посыл в романе, и его не затмили бравадные приключения, а мэри-сьюзм не проявлялся до последней трети романа.
Если по-честному, вторыми способом зацепило меня только в двух местах. Первый раз, — когда старик надел свой мундир и пошёл защищать своих внуков от Светочей. И второй раз, — в финальных сценах в Гнезде магов-кочевников.
Всё проработанное на эпическом, но не показанное на бытовом уровне тащит сюжет, а повествование тащит сам талант автора. Возможно, в раскрытии и эпической и приключенческой части этот роман ещё не созрел на все 100 процентов. Но это ведь конкурс романов и самому автору предстоит ещё много работать над книгой.
Сообствено, если Вы сейчас определяетесь, читать, или не читать, лучше всё же читайте, и в сегодняшнем виде содержание и исполнение достаточно для книгоиздания.
Что не отменяет тот факт, что многие из напечатанных книг могли быть проработанны глубже. Дальше просто однообразные имхи и спойлеры повторяют друг друга. Не обязательно судить текст по рецензии, из-за этой двухслойности он и так неоднозначен, лучше просто прочтите хоть пару глав и определитесь, для чего Вам такая история.
Если коротко, то это история о том, как пришли вурдалаки-друиды и наваляли волшебникам из Огнедола. Хорошо, что у Огнедола есть такие крутые защитники! Церковники, Стража, Егеря, Длань, Орден и Гвардия. В числе последних, неустанных борцов с порождениями Потусторонних, есть такие храбрые молодцы как церковник Кирай, вблизи полагающийся на физическую силу церковника, а в дальнем бою на верный игольник, или, например, воздушный маг Лимус. Кирай хоть и не дурак с врагами подраться, мечтал быть библиотекарем. Он обладает живым, любознательным разумом, а товарищ Кирая Лимус обладатель весёлого нрава, умеет летать и виртуозно владеет клинками из воздуха.
А может, это история о том, как добрые друиды пришли на помощь народу неодарённых, освободив их из рабства у магов. Свергая деспотическое государство и сражаясь против его властных структур, узурпатора Церкви, властолюбивых волшебников Ордена, или вот тайной Длани, о которой и так уже ходит не добрая слава. Или вот егерей. Нет, ну вы слышали, что Егеря сделали на прошлой неделе? Говорят, егерям даже не писан закон о неприкосновенности разума и отвечают они только перед Советом Единства. Поневоле начинаешь коситься на этих недобрых парней. Особенно, когда среди них есть такие ментальные маги, как Каюра и Гелиар, что могут вывернуть сознание наизнанку, а потом заявить, что оно так и было.
Так что трудно судить, кто тут прав в этом конфликте, понятно одно, неодарённые стали разменной монетой между правительством Огнедола и чужаками-друидами. Тяжело жить без дара в государстве волшебников, но и великая магия не приносит богатства и счастья. Это рассказ о попытке вчерашних соперников создать государство, но была ли такая попытка утопией? В любом случае, нашлись недовольные и при этом режиме.
Главный герой, обращённый церковник Кирай высокоморальный и правильный во всех отношениях. Поступил в Егеря, потому что это, наверно, одно из самых престижных и полезных занятий церковников. Но, когда руководство направляет идеалиста совершать не слишком приятные вещи, Киайр сомневается, постоянно ищет свой путь и свою сторону, и доказательства, что Егеря ведут верной дорогой Огнедол к счастью. Кирай не разделяет благо народа и личное. С одинаковым пылом он защищает и колдуна и неодарённого человека. Даже если для власти тот человек оказался преступником и противником власти. Принимает Кирай на себя и удары когтей и клыков от чудовищ, и спасает товарищей.
Интересно, таким сал Кирай под влиянием обучения в Церкви? Или таким идеалистом Кийар стал из-за прочитанных книг и отцовского воспитания? В любом случае, церковник Кирай патриот, который ищет самый правильный путь для народа.
Таким же патриотом является и второй главный герой друид Райз. Райз словно зеркальное отображение Кирая. Как и церковник он является чужаком в своём роде, и является приёмышем силы, ему чуждой по крови. И как и Кирай, Райз кажется идеалистом, до конца верным конкретной идее, — построения счастливого будущего для своего государства.
Вот только вот главный вопрос в государстве, — может ли быть в его будущем место для чуждых и пришлых? Может быть, и не столь велики между ними различия, и Огнедольцы с друидами могли бы объединится, как и маги с церковниками?
У каждого из персонажей есть свой ответ на подобный вопрос, и он зависит от опыта и убеждений самого человека.
Эта книга о том, что есть вещи намного важнее, чем Сила.
Если относится к книге не очень серьёзно, как к обычному приключению, то временами замечаешь слишком схематичное устройство внутренних связей мира. Тем напоминает то ли игру, то ли анимэ про волшебников. Кстати, не самое плохо анимэ или игру напоминает. )))
Если относится серьёзно, как к большой, важной книге, почему-то всплывают ассоциации с Колдовским Миром Андрэ Нортон. По хорошему кажется, будто Мир Огнедола ещё один этап приключений у колдовской троицы и в самый разгар войны магов с друидами из портала придёт Саймон Трегарт со всей честной компанией. Колдовской Мир, как и Огнедол оставлял впечатление классического фэнтези, не очень подробно проработанного, однако, заштрихованного по самым узнаваемым контурам. Кое-где эти контуры превращались в авантюрное фэнтези, а кое-где НФ-приключение с путешествием между мирами.
Так же понял, что женский взгляд Андрэ Нортон, а возможно и феминизм повлиял на мироустройство в Колдовском Мире. Как у Нортон эта книга мужская, про приключения и герой главный мужчина. Только так, как у Нортон могущественные организации, службы и силы контролируют женщины.
Или может быть, параллели с колдовским сериалом провожу потому, что и там и там была раса развитых пришельцев из параллельного измерения, серокожих и красноглазых. Помните, тех кордильеров на танках, которые бежали в новый мир Трегарта после ядерного апокалипсиса в своём технологическом мире? Ну, танки и дирижабли тут не у вурдалаков-друидов, а скорее у Огнедольцев, но верю, что с такими темпами и с такими амбициями всё ещё впереди у друидов!
Вообще, странное дозирование информации. Рассказ о становлении Райза с Кираем перемежается флэшбэками со вставками из некоего более общего сериала. Посмотрел по СИ, там нет Пламени Огнедола, однако есть же трёхтомник про приключения основателей государства, Церкви, Ордена магов и т.д.
Когда встречаешь в этой истории куски про легендарных героев, бэк с которыми нужно искать в другой книге, немного теряешься, особенно, если учесть скачки назад в прошлое в этих историях. И, возможно, что первый роман из трёхтомника смотрелся бы сильнее на конкурсе.
А так получается очень не плохая история. Некоторая пунктирность в обосновании мира, видимо, лечится обращением к расширенной Вселенной автора. Искренне рад, что такой замечательный автор развивает свой мир за пределами книги. Что же касается Пламени Огнедола, из него получилась история про охотников не только и не столько на чудовищ, про охрану порядка, устои у общества, рассуждения о природе силы и власти в сообществе магов, о счастье народа и о ответственности перед не обладающим силой. Возможно, политика и ответственность не всегда обладают здесь должным акцентом. Но, полагаю, такая история подойдёт многим читателям, кто-то будет читать здесь про внешний конфликт и приключения Егерей, кто-то про выбор своей стороны и про конфликт интересов.
Полагаю, что продолжение будет ещё интересней, и мы ещё много узнаем про команду Кирая. Тем, кому этот текст понравится, советую посмотреть тот трёхтомник на СИ, или МП. И так уже вышло не плохо, но, будь Пламя Огнедола о чём-то одном, получилось и сильнее и глубже, уверен.
Если коротко, то боевые маги разных стихий, Повелители стихий, как в Аватаре с Аангом, и церковники учаться сосуществовать после победы над Потусторонними. Герои несовершенные, словно обработаны грубым напильником, однако, это и позволят поверить в их настоящесть. Потому что герои не проявляют себя этакими блистательными всё умехами, и потому нам понятны и близки.
Так же как обычные люди мотаются с тяжёлыми сумками по вокзалу, так и Кирай путешествует при полной нагрузке, с двумя ножами, автоматом и пистолетом с иголками, с магазинами и с баллонами к такому оружию.
Да ещё выбирает, что же можно оставить для облегчения веса, что бы не предстать пред врагом безоружным. А враги у к егерей всегда есть! Периодически на города и другие населённые пункты нападают недобитки из Потусторонних и повстанцы из Светоча.
Городов, как и магии, много. Тут много различных магических направлений, скорее, даже народов, у которых способности к магии определяются различием в генетике. Это и суровые воины церкви, друиды, воздушные маги-кочевники. Маги земли, например, по внешности отличаются от магии воздуха, и кажется, являются различными народами.
Это мир технического прогресса и индустриализации, скорее, тут имеем и паропанк, и технофэнтези, например, путешествуют тут на автомобилях и дирижаблях, а у церковников оружие на пневматике, но есть кое-что и из магии.
Как уже говорил, в этой истории переплетаются несколько линий. Каждый герой ищет себя и своё место под Солнцем, каждый идёт к своей цели.
А несколько поколения основателей Огнедола ищут возможности укрепить хрупкий мир, после войны не находящийся в равновесии. Становление современных устоев Огнедола показывается в коротких этюдах, мы видим, как кто-то приносит прогресс, создаёт организацию егерей, занимается систематизацией обучения магии. Другое дело, что всех этих сторонних персов очень трудно запомнить не знакомым с авторской серией. Да и вообще, понимаешь причины и следствия этих слоев и связываешь их с историей Потусторонних лишь совсем ближе к финалу. До того приключения егерей, социальная часть про восстание Светочей на фоне войны в Огнедоле и этюды про основателей читаешь отдельно, как будто различные книги. Потому, если смотреть проработку слоёв, не везде все сюжетные линии завершились достаточно логично и явно. Проще сказать, на некоторых уровнях можно было бы выдать нам больше событий и больше деталей.
В локальном плане в это крепко сбитое фэнтезийное приключения. Егерям тут приходится путешествовать по всему миру. Магический боевик в меньшей степени, всё же не так много разнообразных по фишкам волшебных дуэлей. Я бы даже сказал, что только в начале и в конце книге магический бой был не стандартным для этого мира, а изобретательным. По фабуле, это как анимэ. В разных моментах вспоминается то Аватар, то Башня Друаги, то другая эклектика про технофэнтези и чудовищ против героических воинов. Ну а в глобальном план еэто история про то, как на существование обычных людей влияют решения политиков.
Кажется, будто то описание жизни игры изнутри. Так, здесь есть стандартные классы. Укротители применяют заёмную силу стихий, друиды управляют живой силой, церковники играют роль паладинов, управляющихся с чудесной силой зерна-источника.
По уровню исполнения, описания действий, деталей и языку и подаче сюжета, впечатления как от хорошей уверенной публикации в магической серии. Особо аутентичного с первых страниц нет, общий уровень текста привычно стандартный, хорошо, что нет глупого юмора. Всё равно, это хорошее достижение, встретить на конкурсе непрофессиональных романов такой текст, без недоработок по исполнению, пусть пока и без особой изюминки в стиле.
Рекомендуется к публикации, после того, как автор найдёт аутентичность своего исполнения своему миру, потому что тогда легко впишется в серию. Единственное, что ещё могу тут сказать, — нужно поработать с обложкой, может быть, заменив на картинку с героями. На МП есть крутые художники, и я думаю, сей текст достоин хорошей обложки.
Пока что не хватает каких-то различий, мир недостаточно выпуклый. Возможно, за изюминкой нужно идти на трёхтомник в СИ. Церковники, маги, кочевники ведут себя одинаково, и хотят и поесть и попить и подраться. Различие между сторонами было, например, у Сарко Ли в Эксредиции жизни и смерти. Здесь бы хотелось сделать различия между народам и группировками более осязаемыми, более видимыми. Например, быт друидов, их мирную жизнь мы не видим. Почему им в их мире невыносимо, — не знаем. И так далее.
Подобных различий можно добиться и внешним путём, — например цветовой дифференциацией в форме. И внутренним, — декларацией и раскрытием идеологии на каждую сторону. Ну вот, например, друиды просто внутренне ненавидят волшебников Огнедола, основатели ненавидят друидов и Светочей, и больше нет никаких отношений друг к другу. Почему так случилось? Почему про попытки установить мир с Огнедольцами после провала слияния с Светочем ничего не рассказывается? Про деяния Основателей есть эпизоды в этюдах, а про первую встречу народов и впечатления от встречи их нету.
Пока что сражения с Потусторонними именно со стороны физиологии монстров выглядят самым неубедительным местом в истории даже с учётом фантдопущения. Кое-где не согласен с тактическими решениями в сражении с спрутом, с первой битвой с Налётчиками, и в сражениях с Светочами, — а именно, почему средство в бою против Светочей не действует на самих церковников.
А вообще, это роман про политику, и про ответственность, и про то, что человек может стать преступником из-за неоправдавшихся ожиданий, а для того, что бы в Огнедоле было всё хорошо, кто-то должен заниматься и грязной работой. Постепенно, в ходе заданий Кирай убеждается в этом. А потом началась гражданская война, всем стало совсем не до смеха.
Цитаты как и было обещано автору:
Насколько же умело Совет Единства обращался с Огнедолом, что его граждане могли жить беззаботно, не думая ни о гибридах, ни о захватывающих деревни магах?
Пусть Инструкции и дают нам большую свободу действий, но на нас же они и перекладывают весь груз ответственности за принятые решения. Хорошо это или плохо — решать тебе. Но Огнедолу нужны люди, которые ценой собственного спокойствия минимизировать потери.
— Если бы на нашем месте оказалась Гвардия или Орден — они окружили бы Южнотрясинную и взяли ее штурмом, — пояснил тот. — Как думаешь, сколько жертв среди мирного населения было бы тогда?
— Вот что я подумал, когда началась вся эта беготня с Ропом: чудовища прячутся в доме охотника, ведь там никто не станет их искать. Выдумай нового монстра и все будут гоняться за ним, пока истинный гад скрывается в тени.
Кирай кивнул, рассеянно поглаживая игольник. За два месяца службы в группе егерей, он перевидал чудовищ больше, чем за всю жизнь до этого. Да и каких чудовищ встретишь на улицах Этварка и Безвременья, кроме как не в меру прилипчивых торговцев? Когда он научился так легко, не задумываясь, стрелять во врага?
— Не скажу, что нынешний уклад не вызывает у меня неприятия, но Огнедол принадлежит будущим поколениям, так пусть они и решают, каким он будет.
Чтобы не говорила Дара, благополучие вашего народа — благополучие моего.
Кирай, — интонации Гериала вынудили церковника поднять на него глаза, — я не знаю, чем нас встретит следующий день. И я хочу, чтобы у тебя, у каждого из вас, было за что сражаться. Лимус хочет найти дом для своего народа; Дара — сберечь свою семью, пусть сама этого и не признает. Остаешься только ты.
— А за что сражаетесь вы? — Кирай испугался собственной дерзости, но вопрос вырвался сам собой.
— Скорее всего, за то, чтобы когда-нибудь вы достигли своей мечты.
Кирай невесело усмехнулся.
— А кто тогда сражается за Огнедол? Помнится, я всегда хотел служить своей родине. Этим, пожалуй, и займусь.
Но все сложилось довольно неплохо: жизнь наследника Первого мага — крупная монета. Так почему бы не заплатить нею за будущее целого государства?
Опечатки:
Почему-то в больнице все комнаты называются манипуляционными.
Вжавшись спиной в стену, Нефра настороженно косился на окруживших егособратьев.
— К хассу вас и вашего Светоча, сукины дети!
В оригинале, как я понял, этот вид Потусторонних называется хасры.
озводимые серолицым стены сатались по краям, толстыми нитями тянулись к егерю, хватали того за руки.
Наводнившие постоялый двор силовики, утомленные дежурством в Лоне и не желающие упускать возможность отдохнуть хоть немного, заказывали у хозяина питье и закуску, пока Гериал говорил с их командирами. Новоприбывшие изредка поглядывали на сидящих в углу Кирай и Нерин, но тут же теряли к ним всякий интерес, занятые собственными беседами.
Когда впереди засверкала гладь небольшого озера, зажатая в сирень верескового поля, Кирай увидел причину чрезвычайной, даже для Риссы, разговорчивости — не одному ему было, о чем умалчивать.
Разгулявшийся у озера ветер потянул за шарф и, пытаясь его будто бы невзначай поправить, Нерин отогнула краешек лазурной ткани, обнажая спрятавшуюся под ней красноту свежего шрама.
Всё-таки, тут речь идёт не о Нерин, а о Риссе.
Ещё, в эпизоде в Шахтёрске, — спасибо за отсылки к металлургии, лаборатории и ОТК. Для меня это родное и близкое, и я всё это явно представил. Но нужно тут уточнить, — разбитной лаборант принадлежит к шахтной лаборатории, или к лаборатории Длани. Потому что в первом случае у него вряд ли хватило бы квалификации определить причину трагедии.
В конце стало понятно, что это за меч и значение Пламени Огнедола на обложке. Но, всё равно мне так кажется, это произведение достойно и более проработанного изображения. Даже и Пламя Огнедола можно ведь изобразить с другим символом.
В итоге, мы имеем начало и конец хорошего приключения. А в середине серьёзный и важный посыл от не магов для магов. В любом случае, магия не игрушка, а опасная сила, потому что она создает соблазн власти, а ради власти можно устроить войну, или же совершить преступления.
Понравились истории Кирая и Райза в целом. Учитывая их начальные условия, их изменения, какими они были и какими они стали, — описано достоверно. Очень понравилась концовка в Гнезде магов-кочевников. И понравилось завершение истории с Нефрой. Претензии, или вкусовщина могут быть по отношению именно к выбранному способу изложения, — когда разные “этажи” в тексте сопрягаются в целое лишь только после финальной страницы.
Как уже говорил, по завершению чтения разные “этажи” в книге оценить можно по разному. Оценить как единое целое не получается, потенциал разных “уровней” не раскрыт до конца в самом тексте. Имхо, я уже объяснял, что мне где-то хотелось побольше событий, а где-то подробностей, ну а где-то логических связей.
Давайте рассмотрим эпический-социальный слой гражданской войны, и слой про приключения егерей. Что бы предложил здесь добавить, что б раскрыть по подробнее каждый слой к завершению текста.
Первое. Можно распространить серьёзный академический настрой середины на всю книгу. Но тогда в таком духе, в рассуждении о таких важных вещах придётся добавить объём и в начало и в конец книги. Так получается “Война и мир” про Огнедол, текст становится явно взрослее, возможно, что скучным. С точки зрения “войны и мира” и эпичного фэнтези завершилась война эта роялем. Ну так просто гражданские войны не выигрываются. Ну, хотя бы прояснились истоки борьбы с Потусторонними, и на том здорово. Нужно добавить ещё событий и объяснений, как герои сражались в самом Огнедоле, а потом и в самом Светоче. И вообще, показалось, что после разрушения генератора весь сюжет потерял в своей движущей силе. Но был радл посмотреть на жизнь егерей после 'победы' и тому, что Киар опять повстречал Сэмми.
Итак, с точки зрения эпичного слоя, — такой способ победы “деус екс машина” и неоправданное упрощение. Можно простить изложению много, если способ победы будет достоверно описан по логике мира. Ну, так победить, как случилось в тексте тоже можно, только эта победа досталась героям легко, ибо приз для героев должен быть соразмерен их общим усилиям. Т.е. нужно ещё поработать с сюжетом в сражении с Светочем.
Второе, с точки зрения приключенческого героического фэнтези. Такая победа, в принципе, может вполне быть оправданна, если делать акцент на героях. Как говорил, у нас начало и конец из хорошего приключенческого фэнтези
.
Приключения героев здесь хороши, но тогда бы хотелось добавить и ещё подобных приключенческих эпизодов в середину истории.
И вот в таком духе приключенческого квеста завершение войны с Светочем как раз достоверно. И для Райза, Киара, Гериала и Лимуса всё закончилось хорошо, или, по правильному.
Финал в Гнезде магов-кочевников очень понравился, да и завершение истории Райза и Нефры оказалось очень тут в тему, но финальная сцена с друидом, — неоправданное упрощение даже для героического приключения. Надо бы подробнее проработать и объяснить, как сиё было сделано именно за счёт логики мира, и исполнения этого слоя в истории.
Таким образом, что же мы видим? Начало и конец текста – из приключенческого квеста. Середина из эпического фэнтези. Можно переписать начало и конец под середину, либо середину под конец и начало. И возможно убрать эпизоды про Основателей. Думаю, при должном старании из романа можно сделать и хорошую эпику, и хорошее приключение. Есть ещё один путь, — прорабатывать и развивать оба жанра в таком исполнении. Только это потребует огромных усилий и дописания ещё примерно половины романа, но, как считаю, при наличии проработанных внешних книг такие усилия будут оправданными. Выбор дальше за автором, но, так мне кажется, что про эту историю мы ещё дальше услышим от автора. В любом случае, попытка сыграть на двух жанрах заслужила моё уважение.
Эри Крэйн, спасибо за такой замечательный текст здесь на конкурсе!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.