Рецензия на роман Влада Ларионова «Кто сказал: „Война“ ?»

+30

Рецензия на роман Влада Ларионова «Кто сказал: „Война“ ?»

 

Пока Достоевский сидит в казино, Раскольников глушит старух…

 

1. Общее впечатление от книги — цельное, «Кто сказал война?» — книга живая, тут без вопросов. Мир Орбина выстроен автором почти безупречно. Упреки я озвучивала в комментариях и здесь повторяться не буду. Аналогии, которые всплывают по мере чтения – это, конечно, поздняя Римская республика. Не империя еще, но по ходу действия, если Орбин выживет, то должен преобразоваться в империю. Точнее: выживет, если станет империей. Я вторую книгу еще не читала, но прочту. А чтобы не смешивать впечатление, не перед тем, как писать рецензию на эту, после. Из комментариев я уяснила, что хронологически «Война» — это начало истории. Ну так и начнем изучать мир Орбина сначала.

Вроде бы Рим. Но с предысторией о магическом периоде, когда первородные, патриции, или как в книге, патриархи, могли пользоваться магическим своим даром. Вероятно, пользовались необдуманно и едва не разрушили мир. Атлантида, своего рода. Итак, магия запрещена, но генетически все равно свойственна каждому роду славных. Славных и златокудрых орбинитов. И как же они распоряжаются собой и своими магическими способностями? Ссылают проявивших дар в «монастырь», где их магии все же обучают, но пользоваться ею приходится уже не в своих интересах, только на службе Орбину. Когда я дочитала книгу, у меня возник вопрос. Вот Орбин на краю гибели. И где же специально обученные люди, которых сограждане обрекли служить им? Не знаю, может быть эту линию автор развивает в следующих книгах цикла. Но здесь она провисает.

Далее. Заявка на политическую драму реализована автором. Блестяще. И сговор «сенаторов», и политическая несостоятельность «консула» (кстати, второй бы консул не помешал, могли бы и избежать трагедии с Орсом), которого бесчестный и коварный до мозга костей манипулятор Вейз Геленн разводит как лоха, как первоклашку, как семинариста.

И вот глава правительства и гарант конституции, как последний, не буду говорить кто, предает и себя, и друга детства, который еще и самый прогрессивный и дальновидный политик и патриот. И что делать? Казнь «Сократа» онлайн. Орс даже не пожелал оправдаться перед судом, не без основания считая, что все и так знают, что он невиновен. Просто их личным планам он мешает. А что придурки рубят сук, на котором сидят, и весь Орбин рухнет в бездну, когда они добьются своего, на это благородному Орсу наплевать? Выламывается он здесь из образа. Но тем самым становится более понятным и человечным. Вроде как Сократ, с его цикутой, Гай Гракх со своими югерами казенной земли (а вот и объяснение термину вещатель=народный трибун), ну, или Нед Старк со своей непреклонной, сами знаете чем.

2. Сюжет — в целом сведен вполне себе логично. Есть и обрамление – пролог и эпилог. Но вот саму конструкцию, структуру романа, на мой взгляд, следовало бы подтянуть. Кульминация событий приходится на несколько последних глав. И это лучшие главы романа. А все, что до, блестяще написано и интересно читателю и образно и ярко, но… Вот кто главный герой в первых двух третях романа? Чья сюжетная линия выделена жирным шрифтом? А в конце кто стал главным и куда свернул сюжет? Может быть это только у меня смазало восприятие, и только я такая привереда, но имело место быть, что я и вынуждена отметить в своей рецензии. Такую «диспропорцию» можно было бы устранить, если бы фокус с одного главгера на другого смещался бы постоянно и с самого начала. Но, может быть, это придирки.

3. Повествование — довольно динамичное и в то же время, автор не гонит лошадей, дает отдохнуть читателю и полюбоваться по ходу дела миром Орбина. Что касается пытался ли автор рулить сюжетом? Нет, не думаю. Все ружья выстрелили в нужное время. Описанные события укладываются в замысел.

4. Герои — они живые. Нет в книге ни картонных персонажей, ни натянутых или высосанных из пальца драм. Каждому персонажу читатель верит. Хотя они и преподносят ему сюрпризы на каждом шагу. Гайяри вообще оторва. Яркий представитель плеяды обаятельнейших негодяев, которыми любуешься, несмотря ни на что. Близняшку его Салиму жаль бесконечно. Ведь проклятие возлюбленного ляжет и на нее.

5. Язык и стилистика — тоже почти безупречны. Мне особенно понравились сцены в саду Вейзов, когда Гайяри уговорил Лолию продемонстрировать свой дар. Замечательно описан поединок с Тенью. Сцена казни вообще потрясающе хороша. Мастерски выписаны реакции героев, взгляды, их действия. Очень живо и ярко. Стилистика прекрасная.

6. Достоверность очень подкупает. Героев не выстраивают монументами самим себе, обстановка реальна, окружение и второстепенные персонажи двигаются, дышат, живут. Все замечательно.

7. Фантдопущение — отличное. И как раз по размеру задуманной истории.

8. Психология отношений — повторюсь, быть может, но психология адекватная, и при этом неожиданная во многом. Тем и интересна.

9. Основная мысль текста — на первый взгляд очевидна. Произвол власти неизбежно приведет к катастрофе. И то, что в этой катастрофе погибнут и правые, и виноватые ничего не изменит. Все равно, интриганы будут интриговать, власть или закрывать глаза, или, что еще хуже, продаваться. Потом глупо недоумевать и чего это я типо так прогнулся? Но властители тоже люди. И иногда довольно порочные. Но это не все, далеко не все. Автор дает своим героям шансы на альтернативу. И Айсинар мог бы отказаться от «взятки», чудовищной по сути, когда отец торгует сыном. Ведь очевидно же, что намерения Геленна запредельное зло, раз он готов на такое. И Гайяри мог бы не выдавать сестру и ее брак с Наром мог бы спасти мир. И Нар мог бы не стать предателем своего народа, хотя и страдания его были чудовищны. Просто люди поступают не так, как надо, даже когда прекрасно знают, как именно надо.

И в заключении об эпиграфе к моей рецензии. Вот ведь просто кошмар насколько автор распустил своих героев и персонажей. Что хотели, то и творили! Будто все отраженное в романе случилось на самом деле, а автор только хроникер и сам ничего не придумал. И это самое замечательное, не каждый так сумеет.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль