Рецензия на роман Мааэринна "Кто сказал: "Война?"
 

Рецензия на роман Мааэринна "Кто сказал: "Война?"

+26

Мне выпала большая честь и большая ответственность писать рецензию победителю в конкурсе крупной прозы по версии клуба см. тему с итогами конкурса.

Им стал роман Влада Ларионова (Мааэринна) «Кто сказал: „Война?“».

Сразу предупрежу, это рецензия — не отзыв!

Если вы роман ещё не читали, то для вас она станет мешком спойлеров и только. Ведь, по сути, рецензия — это разбор романа по косточкам, обсасывание каждой и складывание их заново, в строгом алфавитном порядке от «А» до «Я». После такого разбора неожиданностью при чтении может оказаться лишь авторский язык, богатый и образный.

Так что смотрите! Я вас предупредила! *улыбается и показывает язык* Читать дальше или не читать — на ваш страх и риск ;)  

 

В целом моё отношения к отзывам и рецензиям на чужие произведения очень здорово характеризует вот этот отрывок из романа:

С тех пор верховая езда, рукопашный бой и бой с оружием стали их каждодневными уроками. Правда, мастер Ияд вовсе не настаивал, чтобы Салема занималась всем этим наравне с братом, он почему-то сразу ее полюбил: смотрел с восхищением, звал золотой пчелкой и только хвалил, что бы она ни делала. Зато к Гайи относился совсем иначе. Бывало, с бедняги десять потов сходило, а наставник все равно пренебрежительно кривился и заставлял повторять. Мастера Ияда брат ненавидел, всей душой желал ему провалиться в бездну, а занимался только из страха перед отцовским наказанием да из ревности к успехам сестры. Поначалу Салема и сама верила в свое превосходство над братом, тем более что в ту пору она была и сильнее, и выше ростом. Но вскоре поняла: от нее просто ничего не требовали — и оскорбилась.

 

Есть романы, от которых я ничего не жду и ничего не требую. Прихожу, читаю, хвалю и вскоре забываю об их существовании.

Есть романы, которые я разбираю чуть ли не до последней запятой — так мне хочется, чтобы автор вырос над собой, стал писать лучше.

Этот роман особенный.

Тот случай, когда ругать или хвалить уже поздно. Роман состоялся. Его можно только обсуждать: подчёркивать те или иные события, складывать их в единую цепочку и подводить читателей к вложенной автором в эти события идее, обнажая эту мысль для других. Этим я и займусь :)

 

Но сразу условлюсь, что под темами произведения я буду подразумевать нечто общее и вечное, вроде:

— о неопознанном (космос, потусторонний мир и т.д.),

— о понятии бытия (о грехе, о жизни человека, о гордыне, о смерти и т.д.),

— об эпохальных событиях (войны, революции и т.д.),

— о социальных явлениях (любовь, дружба, семья, жажда власти и т.д.).

 

А вот под идеями я буду подразумевать «то, что хотел сказать автор», т.е. оценку автором происходящих событий в книге и выражение этой оценки через позицию одного или нескольких персонажей — выразителей данной идеи.

 

Главная тема

Если бы меня попросили коротко, буквально в двух словах, рассказать, о чём эта книга, я бы ответила: «Она о падении Нарайна Орса. О том, как изначально хороший парень превратился в самое настоящее чудовище».

Эта книга о нём. И несмотря на обилие героев, от лица которых ведётся повествование, на обилие сюжетных линий и поднятых автором тем, главный герой, носитель основной идеи именно Нарайн Орс.

Но кто он?

Семнадцатилетний юноша, сын четвертого по знатности благородного рода Орсов, ученик орбинской семинарии (местного аналога школы), чьё сердце раз и навсегда отдано первой красавице города Салеме Вейз — и эта любовь взаимна! Его помыслы светлы и чисты. Нарайн любит науки и ненавидит драки, считая обучение фехтованию и рукопашному бою пустой тратой времени. Он мечтает взять Салему в жены, хотя их семьи враждуют, являясь противниками в Форуме — высшем органе власти Орбинской республики. Но ему всего лишь семнадцать, и его любовь светла. Она не считается с политикой, доводами родителей и другими предрассудками. Прекрасный юноша, не правда ли?

Про такого интересно читать, в нём легко «узнать» самого себя.

Но всё меняется, когда Нарайн сталкивается с жизненными трудностями. Они сыпятся на него все и сразу:

Попытка тайно убежать и обвенчаться с Салемой срывается. Девушка не приходит в назначенное место и время — это раз.

Отца обвиняют в измене Родине и казнят как преступника — это два.

Мать и младшие брат с сестрой умирают, заразившись в тюрьме кишечной лихорадкой — это три.

У Нарайна не остаётся ни-че-го.

Я считаю уместным привести здесь цитату из 21 главы. Уж больно она хороша!

У него были родители, самые лучшие люди на свете.

У него был брат, маленький шумный задира и милая ласковая сестренка.

У него была невеста — самая красивая девушка Орбина.

И дом. И будущее, сулящее счастье.

У него ничего не осталось. Только бездна беззакония полыхала перед глазами, вспыхивая дикими образами первозданного хаоса.

 

И наш хороший, добрый и милый Нарайн Орс делает выбор. Он решает отомстить всему Орбину, всей Орбинской республике за то, что с ним случилось. И именно в этот момент, когда размывается граница между виновными в гибели его рода и невиновными, когда внутри гаснет искра бессмертной души и исчезает всякое сострадание, рождается тёмный маг Наран Орс — маг, предавший ради мести заветы родного отца, его любовь к Орбину; маг, воюющий на стороне врага, сапогами грязных варваров втаптывающий наследие своей нации в землю; маг, уничтожающий в одиночку целые города со стариками, женщинами и детьми, которые уж точно Найрайну Орсу и его роду ничего не сделали.

Я не зря в качестве иллюстрации выбрала изображение падшего ангела.

Это Нарайн Орс — ангел, который пал, сломался под гнётом жизненных обстоятельств. Ангел, который убил внутри себя божественную искру бессмертной человеческой души, чтобы выжить и отомстить обидчикам.

 

Так выглядит главная тема. Но в чём же идея? *улыбнулась* Идеи обычно бывает две: за и против. Ту, которая одерживает в конце повествования верх, называют «главной идеей», а ту, которой не посчастливилось проиграть — «контр-идеей».

В данном случае, я считаю, ни одна из идей не победила. По этой причине читатели распались на два враждующих лагеря:

— на тех, кто оправдывает Нарайна Орса, не считая его предателем. Ведь сначала Орбин предал Нарайна, и только потом Нарайн предал Орбин.

— и на тех, кто не находит геноциду собственной нации оправдания, кто не может простить убийства невиновных. Есть понимание причин и следствий для последующей роли Нарайна в войне — да, но сочувствия и прощения для него — нет, никогда. Их не было и не будет.

Поэтому, как мне кажется, данный роман и получил столько противоречивых отзывов и неоднозначных оценок — потому что автор в рамках сюжета не дал ни одной идее победить, оставил это «на подумать», позволил читателям самим решать, кто же Нарайн — жертва обстоятельств или чудовище. И ответ на данный вопрос во многом стал зависеть от самого читателя, от его позиции, от его склонностей оставлять ответственность за поступки на самом человеке или же брать в учёт оказанное давление на его выбор, делать скидку на стечение обстоятельств, которые «вынудили» поступить так, а не иначе.

 

Эта тема не нова в творчестве автора. Я уже сталкивалась с ней, правда, мельком, в повести «Королевская кровь». Там целый народ продал дьяволу свои бессмертные души, чтобы взамен получить оружие для войны с соседями. Не вписали в договор лишь полудохлого младенца, который в итоге смог выжить — и единственный сохранил сердце своего народа, подарил ему надежду на спасение.

Вот подходящая цитата, кажется, из 17 части.

— Пуща умирает, Хейли Мейз. Мы умираем — и несем смерть по миру, как поветрие, как беду, как холод и сушь пустыни.

Они были здесь, рядом, ситы Старой Пущи — черепа под истонченной кожей, сбитые в колтуны тенета волос, холодные камни в клетках обнаженных ребер, обвислые груди, забывшие тяжесть молока и ласку детских губ, окостеневшие чресла, скрюченные пальцы, зубы в оскале, пустые глаза — бледные мертвые тени. Они обступили поляну, готовые наброситься на меня, на Лори, на бьющийся в его руке комок сердца, но не могли — хватались за деревья, за поникшие ветви, и те словно обнимали умирающих братьев, своих обессилевших хранителей, не желая расстаться, осиротеть уже навсегда.

— Боже, Отец мой небесный, как ты допустил такое, — прошептал я в ужасе.

— Вы молитесь небесному Отцу, а мы говорим с земной Матерью, — отозвался Айлор, — Она добра к своим детям, но и жестока, она не прощает обид и наказывает за ошибки. Когда-то ради победы над вами мы просили ее лишить нас любви, чтобы ненавидеть, чтобы убивать. Сейчас — только это и можем. Мы очень сильны: если бы захотели — уничтожили весь ваш род в считанные дни. Но это никого уже не спасет.

 

В романе тому, что здесь описано в одной строчке, уделено гораздо больше внимания. Мне понравилось смотреть на то, как автор смог глубже проработать эту тему и представить её с новых сторон. Это как минимум было интересно.

 

Тема революции

Внезапно, да? *улыбается* Но что такое революция есть?

Революция — коренной переворот в какой-нибудь области жизни, науке, производстве.

 

Для орбинитов таких сфер было две: отношения с поднявшими головы соседями и отношение к осознанной практике магии, — и в обеих Озавир Орс готовил революцию.

 

Озавир Орс — глава четвертого по знатности орбинского рода, потомок одного из магов, которые остановили когда-то апокалипсис и сохранили город, вещатель Форума, дипломат гений, филантроп, миллиардер, плейбой и просто хороший мужик. На мой взгляд, Озавир Орс ближе всего к типажу гениального учёного — такой же страстно увлечённый новыми идеями, верящий в идеалы, далеко глядящий в будущее, но при этом совершенно не замечающий, что происходит у него под самым носом. Оторванный от жизни, если коротко.

Его гениальность заключается в том, что изучив и проанализировав сложившуюся ситуацию, он сумел найти единственный вариант спасения Орбинской республики, её сохранения как государства и приумножения её славы.

Но его беда заключается в том, что найденный им выход — это вызов обществу, это отказ от привычных взглядов на мир, от традиций и устоев. Путь, которым предлагает идти Озавир Орс ради спасения Орбина, это революция.

Революция, которую он пытался осуществить сверху, через официальный государственный орган власти — Форум республики. И которая провалилась с таким же треском и помпой, как и восстание декабристов в 1825 году.

Почему?

Потому что Озавиру не удалось привлечь на свою сторону достаточное число сторонников.

Потому что Озавиру не хватило времени, чтобы подготовить почву для нововведений, злая судьба была быстрее на шаг и ближе, чем казалась.

Потому что Озавир слишком сильно потянул за ниточку прежних дружеских связей с избранником Форума Айсинаром Леном, и та с треском оборвалась.

Потому что Озавир был хорошим орбинитом, патриотом, примерным мужем и отцом, а таких не любят, так как слишком сильно начинает колоть глаза собственная неидеальность.

Таких вот «потому что» в романе много, но я для себя самой главной причиной назвала бы время. Я уверенна, будь у Озавира Орса чуть больше времени, он бы протолкнул свои идеи в Форуме. Ведь, по сути, способ, которым это можно было бы сделать, Озавиру (и читателям) был известен уже с пролога.

Хочешь победить врага — воспитай его сына — так гласит древняя мудрость.

 

Уверенна, если бы Озавир Орс стал учить Гайяри магии, а тот повлиял бы на Айсинара Лена, то… всё решилось бы иначе. Тем более что уж кто-кто, а Гайяри от использования и обучения магии точно бы не отказался. Впрочем, это всего лишь мои предположения и догадки. Но если Озавир Орс был сторонником революции, то Геленн Вейз был её противником, консерватором, хранителем прежних традиций и устоев.

 

Геленн Вейз — глава шестого по знатности орбинского рода, потомок Диатрена Объединителя, владелец Пряного пути и серебряных рудников и просто скользкий тип. В романе с первой главы представлен как беспринципный политик, готовый ради власти и усиления собственного влияния подложить в постель к избраннику Форума Айсинару Лену родного сына. И в то же время он прекрасный семьянин, хороший, крепкий такой хозяйственник, человек здравомыслящий и твёрдо стоящий ногами на земле. Но не патриот.

Когда Озавир Орс предложил (весьма патриотично) отказаться от доходов с Пряного пути и серебряных рудников, который принадлежали Геленну Вейзу ради общего блага — сохранения республики, отсрочки войны с варварами и т.д. — тот отказался. И в какой-то мере я его понимаю.

Представьте на секундочку ситуацию, что есть многоквартирный дом, этажей этак в двадцать пять, с одним подъездом, в котором стали ночевать и дебоширить бомжи. И вы в этом доме живёте на первом этаже в трёхкомнатной квартире одни, занимаете одну комнату. И тут стучится к вам этакий new! Озавир Орс и просит разместить у себя в квартире этих бомжей, дать им в пользование пустующие комнаты. Так, мол, весь дом вздохнёт с облегчением, т.к. избавится от этой проблемы. Но бомжей взять надо ненадолго, хотя бы на пару месяцев-лет-навсегда, а потом уж жильцы дома соберут средства, поставят железную дверь с домофоном или посадят консьержку — и всё будет пучком.

Ваша реакция?

Вот и Геленн Вейз высказался резко против того, чтобы ради общего блага и высоких патриотических целей Озавира Орса отдавать приданное родной дочери Салемы Вейз грязным варварам. Как и против того, чтобы пускать их по Пряному пути и делить доход. Своя рубашка ближе к телу оказалась. Личное благо оказалось выше блага общественного. Поэтому Геленн Вейз не патриот, но представитель консерваторов — тех, кто не хочет ничего менять, пока враг не постучит в двери его дома.

В целом, образ вырисовывается знакомый и понятный. Таких людей в жизни абсолютное большинство. Все хотят победы над врагом, но никто первым из окопа под пули — считай, на верную смерть — вставать не хочет.

 

Значительная часть текста посвящена противостоянию Озавира Орса и Геленна Вейза — борьбе идеи и контр-идеи, которые они выражают. Эти двое постоянно сталкиваются: на Форуме, на трибунах Арены, в повседневной жизни. Но что интересно, губит Озавира Орса не Геленн Вейз, хотя тот приложил для этого максимум усилий, а собственная горячность и неосторожность. Отчитав и прилюдно унизив избранника Форума Айсинара Лена, тот попадает под суд и получает смертельный приговор. Озавира Орса казнят на главной площади. И вот тогда кажется, что идея консерватизма победила, что именно её собирался высказать автор, но окончательные точки над «i» расставляет эпилог.

Орбин был не готов к войне, следовало слушать Орса, теперь Айсинар это ясно видел… да только поздно, слишком поздно.

 

Вот такой парадокс: Озавир Орс — выразитель идей революции — погиб, физически уничтожен, но его идеи живы и победили. Именно за ним автор оставил последнее слово. Красиво? *выгнула бровь и ухмыльнулась* По мне, так очень. Люблю такие сюжетные ходы.

 

Кстати, у группы Машина Времени есть замечательная песня «Морской закон». На мой взгляд, она довольно хорошо отражает конфликт Озавира Орса (крысы) — Геленна Вейза (боцмана) и корабля под именем «Орбин». Привожу цитату из песни ради поэтической красоты и «на подумать».

 

Цитата из песни "Морской закон" Машины Времени

Но боцман решил, поскольку был строг
Серым устроить бой
И капитану он дал зарок,
Всех перебить до одной.

И были матросы против, сперва,
Но тот свою линию гнул
И кстати из крыс не ушла ни одна
Поскольку корабль не тонул.

Но сутки прочь и стоять невмочь,
А ночью так тянет лечь.
Никто не слышал как в эту ночь
В трюме открылась течь.

Из тех бы крыс хотя бы одну,
И люди б тогда спаслись,
Но славный корабль пошел ко дну,
Оставшись без верных крыс.

 

Тема любви и влюблённости

В романе автор рассказывает нам истории любви двух пар. Первая пара — это Нарайн Орс и Салема Вейз. Дети двух враждующих родов, столкнувшихся в баталиях на Форуме республики со смертельным исходом для одной из сторон. Дети влюблены друг в друга, они не хотят ждать и мечтают тайно обвенчаться, несмотря на все уговоры и запреты. Но из этой затеи ничего не выходит. Из-за предательства Гайяри, которому Салема доверяла, как самой себе, её план разоблачают и запирают дома, не дав поехать к ожидающему в храме жениху.

Нарайн Орс остаётся один, с разбитым сердцем и новостью, что пока он мотался туда-сюда в ожидании Салемы, его семью взяли под стражу, а отца обвинили ни много ни мало в предательстве Родины.

Меня в этой истории восхитила одна деталь. Восхитило, что любовь к Салеме спасла Нарайну жизнь. Но в целом, я оцениваю их отношения как первую юношескую влюблённость, как нечто непостоянное и несерьёзное. Про них интересно было читать, похихикивая над робостью, нежностью, переживаниями, страхами и убеждённостью, что «всё у них один раз и навсегда». Но тут мне, пожалуй, близка позиция Гайяри, который искренне считал, что сестрёнка поплачет о своём Нарайне пару месяцев — и забудет, и через годик-другой выскочит замуж за другого.

Я считаю, что эта пара скорее отражает влюблённость, чем любовь. Потому что все их мысли крутятся вокруг поцелуев, держании за руки и свадьбы. А вот вторая пара — Айсинара Лена и Гайяри Вейза — отражает куда более глубокое и зрелое чувство.

История этих двоих началась с политики. Геленн Вейз пустил в дело «грязный» ход — предложил избраннику Форума Айсинару Лену в качестве награды за поддержку родного сына. Как постельную игрушку. Вот она — суровая проза! И каково же было удивление Геленна Вейза в эпилоге, когда он вынужден был признать: сын ему не подчиняется, сын любит Айсинара Вейза и от него не отступится. Не сейчас. Не в этой жизни.

К сожалению, в виду того что любовь между мужчинами в настоящее время у нас в стране не приветствуется ни в каком виде, очень много в этой истории пропущено. Но я честно могу сказать, что во время чтения меня восхищала трогательная забота Айсинара Лена о своём златокудром демоне, его желание уберечь и защитить, сохранить любой ценой, как и желание Гайяри Вейза быть рядом в трудную минуту, быть рядом несмотря ни на что, быть рядом всегда.

Пожалуй, именно этого я жду от семьи — понимания моих чувств, поддержки в трудную минуту и заботы.

Поэтому я с восторгом читала, как Гайяри Вейз в 19 главе прибыл на казнь Озавира Орса вместе с Айсинаром Леном, потому что ему был больше нужен, потому что понял его слабость и решил поддержать. Для меня это была существенная и очень важная деталь. Но самым трогательным моментом в их истории, конечно, стал эпилог. Когда Айсинар Ленн обнял своего златокудрого демона, а я уже знала — он делает это в последний раз. Признаюсь, в этот момент у меня затрепетало сердце и на глаза навернулись слёзы.

Но если отойти от любовной истории, то я понимаю, почему Гайяри Вейзу так и не дали повоевать. По той же причине Юрий Гагарин так и не слетал второй раз в космос.

Гайяри Вейз стал символом Орбина, его героем, а героями не разбрасываются. Их приглашают ленточки при открытии мостов разрезать, с детишками обниматься на радость народу, политикам руки жать, а чтобы в горячую точку да под пули — это ни-ни! А вдруг герой умрёт? Это же такой удар будет по целой нации. Такого допускать нельзя.

Но тут, как вы уже поняли, я слишком пристрастна, чтобы трезво рассуждать о том, что же хотел сказать автор. И слишком люблю Гайяри!

 

Послесловие

Изначально я хотела рассмотреть большее число тем, но сейчас, перечитывая написанное, думаю, что вводить ещё тему отцов и детей было бы избыточно, хотя в романе она не раз прозвучала. Поэтому выражусь коротко: «Нельзя судить сына по его отцу». Вот у Нарайна Орса какой был умница-отец? И патриот, и мыслитель, и прогрессор своего времени. А кем вырос Нарайн? Убийцей и предателем, сгубившим кучу народа. А какие чувства вызывает Геленн Вейз? Ну… не самые приятные, если мягко выражаться. Такого отца я бы никому не пожелала. Но кем вырос его сын? Он вырос героем.

Хотя с последним утверждением, уверена, многие поспорят.

Но, с моей точки зрения, Гайяри не предавал Орбин и был готов отдать за него жизнь. Хоть к сражениям его и не допустили, сама решимость идти в бой ради защиты близких — это уже подвиг.

 

На этом можно считать официальную рецензию победителю законченной *dance_disk*

Несколько личных слов

От себя же, просто от Микки как от читателя, хочу добавить, что никогда ещё не встречала такого произведения, где поднимались бы «мои» темы и писалось бы про «моих» героев. Ощущение родства было невыносимым. В какой-то момент мне даже начало казаться, что с обложки, которую я заказала к своему произведению, мне подмигивает, приобнимая сестру-близнеца за талию, златокудрый демон. Аж мурашки по спине потекли! Бр-р-р! *смеётся* Но, к счастью, нашлись и различия. Это меня отчасти успокоило и отчасти заставило задуматься гораздо сильнее и глубже о том, что я пишу.

Ещё мне кажется, что первый том (с предысторией) появился с единственной целью — чтобы «отмыть» Нарайна Орса. Объяснить причины, по которым он стал таким, каким я увидела его во втором томе — выгоревшим изнутри и несправедливо жестоким.

С нетерпением жду третьего тома, хотя вряд ли буду читать его по мере выхода. Ужасно не люблю спойлеры и перечитывать уже хоть раз виденное. Это убивает во мне всю мотивацию и интерес к чтению. Так что перечитать историю, которую я видела по частям аж с… 2013, кажется, года было почти подвигом *улыбается* Но я с удивлением для себя обнаружила, что чтение романа (первой его части) подарило мне ощущение влюблённости, какой-то такой порхающей воздушности и оптимизма, которые, впрочем, исчезли сразу после неудавшегося побега, т.к. там началась драма, но всё равно… я эти ощущения запомнила. Они были прекрасны! Спасибо автору за них! *IN LOVE*

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль