Ольга Зима. Рецензия на роман Стеллы Вайнштейн "Жена Лесничего"
 

Ольга Зима. Рецензия на роман Стеллы Вайнштейн "Жена Лесничего"

+23

writercenter.ru/blog/final/stella-vaynshteyn-zhena-lesnichego.html

  «Жена лесничего» для меня — роман о том, что такое любовь. Вожделение ли это, мучительная, болезненная зависимость и слепая покорность или все-таки поддержка и забота, нежность и доброта? Не растворение в себе, но принятие, радость видеть своего избранного, своего любимого сильным. Это относится не только к отношениям «мужчина-женщина». Автор неоднократно проводит параллели в романе: это и отношение двух городов к религии, лесу и эльфам, отношение к детям, отношение двух мужчин к одной женщине, отношения одной женщины к двум мужчинам.

Неярко, очень тонко, одними намеками.

В романе вообще почти нет жестких красок. Все приглушено, все неявно и размыто. Это не буйство масла, это прозрачная нежность акварели, которая манит неявностью, чистотой полутонов, околдовывает и пленяет навсегда.

Как и мир, созданный автором. Где жизнь леса сплетена с жизнью людей – где, любя лес, лесничий и его жена любят и горожан. Это очень интересная мысль, ведь обычно лесничие показываются людьми, не очень хорошо относящимися к людям. Вернее, для которых жизнь тварей лесных важнее и дороже жизни людей. А тут все сплетено, как в «Аватаре» – в хорошем смысле…

Когда-то кем-то созданный мир, вернее, мирок, закрыт от внешнего мира. Чармейн слышит от одну легенду о его создании, то – иную, и потихоньку выясняет для себя истину. Пока это истина не приходит к ней сама.

Время действия – наши дни. Там, наверху, гремят механизмы и войны, а тут тишина и покой. Тут даже дети рождаются редко, и это всегда большое счастье. С одной стороны, попахивает некой стагнацией, с другой стороны – не это ли та гармония, к которой стремимся мы все? Но и это мое недовольство автор полностью гасит в конце – когда ненужные дети мира железа крадутся (вот она, правда жизни) фейри в мир под куполом.

Тут почти нет смертей (как в жизни, так и в романе) – убивают лишь тех, кто, можно сказать, заслуживает ее. Лесной король, лишенный любви, и брат героини, совершивший насилие. Конечно, Тейл тоже насильник – ибо пусть с данного когда-то разрешения, но все же по факту – насильник, пусть над собственной суженой. Но, видимо, автор (как и я) посчитал, что жизнь иногда куда больнее смерти. А насилие над собственной нареченной для меня – насилие вдвойне. Ибо Тейл извращает само понятие любви, и Дэмиану (кстати, браво за эту сцену), стоит большого труда наглядно объяснить Чармейн, что доверие не всегда влечет за собой рабство.

Пожалуй, тоже показательный момент – когда героиня сравнивает восхищение двоих дорогих ей мужчин. Тейла – ее покорностью и зависимостью, и Дэмиена – ее уверенностью и силой, ее мастерством лесничего.

Мир романа продуман и целостен, «зов» Хозяина леса понятен, словно он горит и в груди читателя. Описания чудесны! Превращение Чармейн в птицу, состояние полета – выше всяких похвал. Эльфы с их внешним совершенством и обязательным «изъяном» с точки зрения людской физиологии – превосходны. Они именно что не-люди, и это чудесно. Кстати, они очень напомнили мне детей – в своей прямоте и жестокости, в любви брата-сестры, в наивности и вере: если все делать по правилам, то и это и есть идеал. Но за всеми этими стволами можно не увидеть лесаглавное – истинную любовь. За что Хозяин Леса жестоко мстит – отсутствием детей. Детей у детей не бывает…

Что же происходит в романе? Особо заковыристых поворотов сюжета не будет. Все меняется и все возвращается на круги своя. Но это явно новый виток!

Плавность, созерцательность повествования мне пришлась по душе. Словно смотришь на бегущую воду… Погружение в мир произошло полностью. Мне понравилась героиня – сильная и слабая, любящая и любимая, мне было интересно смотреть за изменением ее характера, за тем, как рождается ее новая любовь. Я полюбила метущегося Тейла, надежного Дэмиена, чудесную и таинственную Кувшинку. Автором использованы многие фишки фейри – заход в дом лишь по приглашению, замена младенца на подкидыша, фэйри как часть леса, даже презрительность фейри по отношению к людям. И, конечно же, Лес. Именно так, с большой буквы, Лес дающий и Лес покоряющий. Гармония всех созданий.

Спасибо автору за это чудо. Не мне судить, для кого этот роман и кому он будет интересен. Я могу сказать, что буду его перечитывать, и что для меня он произвел впечатление глотка чистой и вкусной воды из ключа, бьющего среди изумрудной зелени трав.

P.S. Заметки на полях (для автора)

Оффтопик

Вычитывать, вычитывать и вычитывать!

Идея с клятвой, вернее, с рубашкой, которая сшита без иголки и нитки, чудесна! Но она так и не получила завершения. Понятно, что люди такие-сякие, неверные, и могут полюбить еще раз, но тут акцент как раз на том, в чем они хороши. И клятву никто не отменял. Если лес дал Чармейн крылья, а муж – настоящую любовь, почему бы не довести эту линию до логического финала, к примеру – рубашку для эльфа можно сделать из перьев, сплетенных травами? И пусть себе носит! Причем перьев из одежки мужа и жены – чтобы было больше, и для подчеркивания их связи. А то так-то Тейл все еще может «взять ее когда захочет». Будем надеяться, что Тейл теперь умничка и т.д. но! Опять же акцент на том, что эльфы верны в своей любви. Так стоит ли оставлять такой козырь?

Про броши в одежде горожан. Впечатляющая, броская деталь. Не прошла мимо, как и великолепные описания одежды Тейла (почему в голове опять Трандуил? Изыди!)

Но хотелось бы акцент – броши на матери была новая, мать гордилась ей, и лесничий порадовался – немногие могли себе позволить… В общем, мимоходом привязать ношение броши к статусу или привычке, и к самому герою. Почему нет на героине? Вообще вся одежда хороша, раз я ее не пропустила.

Очень бы хотелось сцену с Хозяином леса сделать чуть более эмоциональной. Она очень важна, она – развязка! — а проходит на той же созерцательно-раздумчивой ноте, что и весь роман. Кстати, в сцене пожара та же претензия. Героиня поливает горящий лес слезами Кувшинки, Тейл стоит за ее спиной и держит ее за руки (и волнует ее), а у нее — бабах! — на три абзаца размышлений о смысле жизни. И муж «с напряженным выражением лица» занимается тем же. Просто «напряжен и серьезен»! Все эти обороты и размышления в динамичной сцене желательно убрать. Драйв так драйв! Даже слова лучше выбирать покороче, а пояснений поменьше.

Толерантность – ушки! Когда дошла до мохнатых ушек Чармейн, растаяла окончательно.

Точка зрения от Милисент мне показалась лишней и разбивающей главы. Она не несет никакой смысловой нагрузки, если честно, я вообще ее роли или ее изменения не увидела (ну разве, что и во втором городе не все гладко). Все ждала, что Милисент поймет – Чармейн тоже пережила насилие и переменится. Можно как-нибудь вскользь об этом упомянуть?

Тронуло отношение к подкидышу.

Крайне спокойная Чармейн. Так уверена, что с ее дитем все в порядке? Я бы голову о дерево разбила.

В мире под холмами совсем грусть. Может, какое описалово добавить? И еще — нет щелчка от Чармейн: «Я больше не люблю Тейла». Может, потому что первую любовь не забыть?..

Вообще как-то фокалов многовато. С учетом того, что во второй части почти все – от лица героини, нужно ли их столько?

Уф, Чармейн простила Тейла – и Тейл изменился. Чармейн жадничает и не дает ему видеться с сыном — он идет на преступление. Надо будет потом проверить по роману – героиня влияет на все свое окружение?

Очень часто обороты стоят после, когда их смело можно вынести до. Очень хороши описания, на мой взгляд, чуть не хватает эмоциональной окраски от героев.

«Ться» и" тся" часто перепутаны местами, от этого теряется смысл.

Опять в одном предложении слились чуть ли не три. Автора выпороть! И подарить словарь. И стукнуть Розенталем! В мире есть такое слово, как дефис. И запятые, арры! Нет, они стоят. Но не там, где надо! Мои глазыньки к пяти утра вытекли.

Итог, уф. Первая часть романа прописана подробно и ярко, середина и конец, на мой взгляд, требуют переработки. Для идеала, конечно.

Много современных, ненужных данной поэтике слов, много канцеляризмов.

Тема свободы и тема «не создавай себе кумира» проходят красной нитью через все произведение. Это чудесно!

Автору плюшек и корректора!

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль