Наташа Кокорева. Рецензия на роман Катерины Самсоновой "Призраки во плоти"
 

Наташа Кокорева. Рецензия на роман Катерины Самсоновой "Призраки во плоти"

+40

Катерина Самсонова. Призраки во плоти

 

Предупреждение: совсем без спойлеров не получилось.

 

Противоречивые чувства к роману Катерины Самсоновой «Призраки во плоти» начались для меня с эпиграфа:

«Если мертвецы способны забирать живых на тот свет, то почему живые не могут возвращать мёртвых в их тела? Если мы можем менять будущее, то и прошлое мы в силах исправить. Пора кончать с этой несправедливостью».

Отчего-то сложилось так, что воскрешение — это крайне больная лично для меня тема, и рассматриваю я её не столько буквально в физическом смысле, а скорее метафорически, как процесс отпускания прошлого, переживания, перешагивания, принятия и начала нового. Это основа моего творчества и жизни, а потому такое категоричное заявление, что в этом самом прошлом нужно завязнуть, вцепиться в него мёртвой хваткой и исправить для меня прозвучало скрежетом ногтя по стеклу.  

Дальше я подумала: а что, если автор текстом опровергнет эпиграф? Я угадала и не угадала одновременно. Сюжетные ходы, эмоции героев и пояснения автора можно трактовать и так, и так, но окончательного отпускания я всё-таки не увидела и не прочувствовала и на самой последней странице эпилога ощутила некое разочарования. Но как же? Неужели всё это так ничему их и не научило? Оговорюсь, это я со своей вышеописанной колокольни, герои учатся, меняются — просто в другой плоскости, — но обо всём по порядку.

Сюжет держит интригу вплоть до финальной точки. Читать действительно интересно. То, что я со своим режимом управилась с книгой за неделю, говорит лишь о том, что читала я буквально каждую свободную минуту даже в ущерб некоторым делам.

Двое неизвестных воскрешают труп в морге, вселяя в него чужую душу, затем загадочно исчезают, а их автомобиль попадает в аварию и сгорает, причём тоже загадочно и магически. Воскрешённый страдает амнезией, пройдя полгорода, находит светлую колдунью с мужем и не в меру истеричной кузиной мужа, и начинается детектив.

Не скажу, что как в классическом детективе читателя путают разными версиями и сомнениями — нет, угадывать здесь особо не получится, нужно просто внимательно следить за развитием событий, а развиваются они неординарно. Грешным делом, я уже читала однажды отдельную главу из середины книги, а потому я довольно быстро вычислила «главного подозреваемого» и личность воскрешённого, но это исключительно благодаря читерству с чтением из середины. Впрочем, удовольствия от сюжета мне это не испортило.

Пересказывать не буду, отмечу лишь замечательную композицию романа: он состоит из трёх частей, и деление это действительно чуть ли не физическое. Сначала мы раскручиваем клубок из настоящего времени, восстанавливая личность воскрешённого и продираясь сквозь амнезию. Во втором отделении мы возвращаемся в прошлое и последовательно проживаем его жизнь, чтобы прочувствовать вместе с героем эффект восстановления памяти. И в кульминационной части мы двигаемся в будущее и старательно всё это расхлёбываем. Блестяще, мои аплодисменты автору.

Ложка дёгтя по поводу сюжета и подачи. Здесь присутствует всё та же двоякость впечатления, как и во всех вопросах по поводу этого романа.

С одной стороны, меня напрягла некоторая затянутость и повторяемость. Так и хотелось встряхнуть героев за плечи и прикрикнуть: да хватить уже топтаться по одному и тому же месту в сотый раз, пусть и с отдельными нюансами и отличиями! Да, я могу допустить, что в реальной жизни события вполне могли бы развиваться именно так хаотично и одно по одному — со скидкой на фантастическое допущение, конечно. Но мы не пересказываем буквально, мы создаём некую призму, через которую читатель максимально комфортным способом уловит суть и прочувствует проблематику. А потому многие моменты мне бы хотелось перекомпоновать, склеить воедино, объединить посыл нескольких сюжетных узлов и сцен в один.

Например, бесконечное хождение в Дом Слёз во плоти и без. Бесконечные встречи с Кристиной и Германом, бесконечные повторения «я готова ради него на всё» и «я виновата, и нет мне прощения». Особенно ярко это проступило в финале, когда Тину все простили сразу после решающей битвы, но она всё равно сбежала и в эпилоге её по новой прощали. Зачем? Какой смысл и идею несёт это смакование? Показать глубину её чувств можно иначе.

Я не говорю: убрать и оставить по одному разу. Но пройтись с красной ручкой или маркером по всему роману, вычленить типовые ситуации, разложить их по типам и подумать, как это можно реорганизовать и подать все те же сюжетные ходы за меньшее количество сцен — я бы советовала.

Сразу оговорюсь для тех, кто не читал: сюжет развивается, развивается интересно и прочно затягивает, а эти повторы они не то что бы совсем на одном месте — нет, они знаете, как в сериалах бывает. Когда те же герои со своими фишками и проблемами действуют сходно из серии в серию, и постепенно продвигаются по глобальному сюжету. Но нет мотивации как в полнометражном фильме пойти от начала и до конца, общая цель как раз максимально потянуть время — вот и от романа у меня осталось такое же впечатление. Сериальное. Читать было интересно, но дочитав, я вздохнула с облегчением: ну, наконец-то.

Лаконичность, краткость — вот чего хочется пожелать автору. Экономить бумагу, киноплёнку и время читателя.

С другой стороны, многие моменты мне хотелось увидеть подробнее и ближе. Пересказа и декларации в тексте много, хотя визуальные сцены в режиме здесь-и-сейчас присутствуют и порой очень даже удачные. Мне запомнилась квартира Марка глазами Тины, её локоны в подсветке мобильника, их прощание в преддверии финала, все эти трещины, бабочки, искры — всего и не вспомню, но оно есть и оно сделано действительно хорошо.

«Тина вывела несколько Воздушных рун и, будто пушинки одуванчика, развеяла их дыханием. Зачарованные огоньки воссоединились со кружащими в танце снежинками, освещая пространство маленькими звёздами. Отсечённая напополам луна, крадущаяся меж тонких облаков, была скупа на свет».

Примеры того, что хотелось бы расписать: жизнь полутени (не то, что он летал, подсматривал, убивал, восхищался, развлекался, а как он это делал, пусть то будут одна-две коротких сцены, чем куча пересказа, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать; «Если раньше сложность заключалась в том, чтобы сбросить с себя доспехи из плоти и крови» — вот можно было бы это и показать наглядно), знакомство с Кристиной и то, как она маньячила за ним, развитие отношений с Ирмой («Он подарил Ирме счастливые дни, которые они проводили вместе в разных уголках земли. Что они только не видели, от величественных ледяных гор до тёплых подводных глубин», «Ты всегда умела находить свой маленький покой...» — нам этого не показали) и т.д. Хочется не дополнительного объёма, а дополнительной конкретики.

Тут уже мы выходим в область моей личной вкусовщины: я сама визуал и пересказы воспринимаю позитивно в режиме максимум трёх абзацев, а лучше одного. Так что прежде чем расстраиваться из-за этих слов, а уж тем более переделывать, стоит собрать статистику и прислушаться к собственному внутреннему резонатору. А я спокойно продолжу высказывать личное мнение.

Герои прописаны внятно, характеры выдержаны, шаблонов немного, объём есть и специфичность речи тоже намечена, у некоторых даже более чем выразительно. У Марка, Кристины, Германа и Данилы даже есть развитие и изменение, что действительно здорово. По героям из пожеланий хотелось бы чуть больше внешности в процессе повествования. И по поводу одежды: её то нет-нет-нет, а потом бац — водолазка, а на следующей странице бац — салатная водолазка, а я уже чёрную представила. И мантия Марка ещё смущала: раз уж он носит такой странный предмет одежды, стоило как-то на этом остановиться, описать подробнее. Посыл в том, что стоит немного сбалансировать подход к показу одежды и описывать либо почаще и понемногу, либо просто изредка и не броско. И да, это моя вкусовщина.

Разбирать героев поимённо не буду. Слишком много спойлеров будет, да и объём отзыва уже перевалил все разумные пределы. Хотя про одержимость Кристины стоило бы написать отдельное сочинение. Тема мне близкая и любопытная, и раскрыта именно со стороны безумия, а не любви. И мне чисто по-женски жаль её, что она так и осталась там, в этом замкнутом круге, и эта сволочь Марк явился к ней и в эпилоге — вот чисто идейно мне это поперёк горла. Такой это тупик, что и не вышептать. Ну да ладно, оставим.

И про развитие Марка хочется пару слов. Я не увидела в нём просветления и очищения в конце. Сначала показалось, что вроде бы прояснилось, но потом он опять совершенно по-детски глупо пошёл в этот дом и главное — в кульминации он не действовал! Это было бы мощным идейным ходом, если бы он действительно осознал, поборолся, хоть кого-то спас. Но его роль опять свелась к роли источника проблем. Мне очень хотелось от него чего-то мощного такого в финале, чтобы прям катарсис и всё-всё ему простить. Может, тогда и не пришлось бы в самом конце его убивать.

Атмосфера гнетущая. Опять же есть в этом что-то сериальное и ТВ-шное, что-то от ТВ3 и от «улицы разбитых фонарей», плюс готишность и немного современного Питера. Не сказать, что мрачняк-мрачняк, порой герои шутят и даже смеются в таких местах, что я искренне удивлялась. Вот прямо атмосферности мне не хватило: каких-то фонов, словечек, завитушек, запахов, звуков, вкусов — нет, отчасти они были, особенно по поводу Дома Слёз, и описание квартиры Марка я уже отмечала, но в ракурсе целого романа, я бы немного прошлась и подсолила, подсыпала специй и образов.

Отдельно хочется ответить звуковую составляющую текста и удивительную работу с эпиграфами и музыкой, из которых буквально соткан сюжет. Сразу чувствуется искренняя любовь и свет авторской души, и это однозначно очень мощно работает на атмосфера. За это много-много плюсов и даже хочется чтобы технически электронные книги позволяли бы авторам включать саундтреки к главам. Мощно. Супер.

Язык и стиль — самый спорный пункт. Во-первых, читается довольно легко, текст «заходит». И это несомненный плюс. Во-вторых, встречаются откровенно удачные метафоры и моменты, например:

«Ненамеренно, но этот телепатический импульс расшевелил в нём рой мыслей, которые как бабочки бились о стенки китайского фонарика, крыльями прорезая чувствительную бумагу» или ещё понравилось «разъедающее нетерпение».

Но неудачных метафор, странных конструкций и канцеляризмов очень много. И это в-третьих. Так нельзя сказать, что стиль простой и чистый как прозрачное стёклышко — нет, здесь явно чувствуется стремление сказать по-особенному и это стремление нужно всячески оберегать, холить, лелеять, кормить воистину красивыми текстами, растить, образовывать и учить. Что успела отметить на полях, отправлю автору лично вместе с опечатками. В общем и целом здесь как и глобально по сюжету хочется пожелать точности, аккуратности и лаконичности. Однако, стоит заметить, что к концу романа стиль улучшился, что говорит о том, что автор перерос себя и уже сам легко увидит огрехи в начале.

Ошибок и опечаток в тексте много, текст нуждается в вычитке. Всех выловленных блох отправляю автору.

Ещё я не сказала про интересное фантастическое допущение о живых мертвецах как о красивой метафоре эскапизма. Мне понравилось, но всего рецензия просто физически вместить не может, так что, пожалуй, остановлюсь.

Автору творческого роста, вдохновения и, возможно, некоторой доработки текущего романа. А роману, конечно же, побольше читателей: его действительно интересно читать, несмотря на всё написанной мной выше. Это я придираюсь.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль