Структура романа такова, что обе его части, на мой взгляд, являются целостными, законченными произведениями, поэтому в своей рецензии я буду рассматривать каждую отдельно.
Часть 1: «Расплата»
Тема и идея
Эта история о мести, о дружбе и о любви *выделила главное, выдохнула, а потом зачастила, как мексиканец из «Человека-муравья и Осы»* А ещё о детских травмах; о предательстве; о тёмных властелинах, тусующихся в пещерах; их братьях; слиянии двух личностей; персонифицированных стихиях, ведущих одним им понятную игру; избранной, которая не избранная вовсе; банде котиков-наёмников, которых в конце все обижают, кому не лень, и… ещё много, о чём, но основная, стержневая тема произведения — это тема мести.
Идея — все помнят, что идея это «то, что хотел сказать своим произведением автор»? — раскрывается в борьбе с контридеей.
Носительницей идеи является Варвара.
Какой смысл в мести? Она не вернет ни моих родных, ни город — никого. Она оскверняет душу, затемняет сердце и поглощает разум. Человек, который живёт ради мести, вызывает чувство жалости.
Носительницей контридеи является Киранда.
— Я всё равно убью его. Найду способ. Даже если мне придётся уйти за Грань вместе с ним. — Кира чувствовала, как в груди поднимается жгучая волна ненависти. Этот человек сегодня убил родителей, этот человек сегодня растоптал её собственное счастливое детство и разрушил жизнь целого города. Он заслужил смерть. И Кира поможет ему её обрести.
Идея Варвары побеждает в решающем столкновении в момент кульминации, поэтому зовётся идеей по праву победителя. Это тот месседж, как сейчас модно говорить, который несёт текст. Что месть — это дорога саморазрушения, ведущая в никуда.
Герои
Для данного произведения характерен дуализм. Каждый герой первого плана имеет пару. В паре с ним стоит его собственная противоположность. У Киранды это Варвара, у Ридана — Ильдар. И именно в противостоянии с противоположностью герой осознаёт, кто он есть на самом деле.
Киранда-Варвара
У них есть масса общих черт. Они обе носительницы земляной стихии, обе обладают даром Травничества, обе пережили гибель города, обе осиротели, обе попали в руки к Ильдару. И потому очень чётко видны различия. Главное различие в том, что Варвара перешагнула через случившееся и научилась жить дальше, а Киранда застряла в том дне, когда её жизнь была разрушена, и дала себя ослепить мести.
Ридан-Ильдар
Опять же, общих черт дофига. Они родные братья, носители огненной стихии и дара Наставничества. Росли и воспитывались в одной семье. Потеряли отца. Но отреагировали на его гибель по-разному. Если Ридан смог смириться с потерей, пережить её, то Ильдар застрял в том дне, когда погиб отец. Он винил в его гибели старшего брата, но, думаю, гораздо больше самого себя: за то, что не был в тот момент рядом; за то, что даже если бы был, ничем бы не помог; за собственные бессилие и слабость.
Так я пришла к выводу, что есть ещё одна неочевидная на первый взгляд пара героев. Это пара Киранда-Ильдар.
Сюжет
Поначалу кажется, что сюжет строится по классической схеме: два брата, жаждущих друг друга убить, встретятся и выяснят раз и навсегда, кто же из них более достоин жить. А потом, ближе к концу, выстреливает третья пара героев Киранда-Ильдар, и становится ясно, что победить зло должен не свет, не добро, а такое же зло, но сумевшее вырасти над собой.
В этом заключается новизна сюжета — в переводе классической борьбы добра со злом в борьбу зла со злом, примкнувшим к свету.
При этом Киранда становится не своей и не чужой, не белой и не чёрной. Она дважды предательница. Лишь самой себе она остаётся верной и своему ощущению правильности. И именно эта многоплановость, на мой взгляд, делает Киранду запоминающейся и особенной.
Изначально злая, зацикленная на мести Киранда познакомилась со светлой стороной — с памятью Варвары, с Риданом лично — и не заметила, как внутренне изменилась. Её слепота исчезла. А без одержимости местью недостатки Ильдара и его методов стали очевидны.
Проблемы и особенности
Для себя при чтении я выделила одну проблему и одну особенность. Это, если не цепляться к мелочам
1. Избыточность
Информация даётся читателю бессистемно. Чуть ли не с первых глав рассказывается про школу магов, а применяется информация о школе аж во второй части. Я, конечно, не рыбка Дори, но, блин, расстояние между подачей и использованием информации в тексте слишком велико. Ложка дорога к обеду! *улыбается* Куда эффективнее давать информацию читателю, когда она нужна прямо здесь и прямо сейчас.
Поэтому, на мой взгляд, первые главы захламлены избыточной информацией, которая в последствии либо не используется, либо используется сильно не сразу.
2. Отстранённость
Повествование отстранённое, преимущественно нейтральное: 90% информации о героях поступает к читателю через их поступки и только 10% — через их мысли и переживания. Такая повествовательная манера, с одной стороны, оставляет простор для творчества. Читатель может сам себе довообразить чувства и переживания героев. С другой стороны, отсутствие прямых эмоций и переживаний в тексте затрудняет процесс вовлечения в него читателя.
Иными словами.
Если у читателя будет желание погрузиться в текст и додумать себе героев, он получит удовольствие от чтения и от романа.
Если у читателя не будет такого желания, то инструментов, которые погрузили бы читателя в текст против воли, нет.
Для меня как автора, который стремится влиять на читателя с помощью текста, перетягивая на свою сторону, такая манера оказалась достаточно любопытной и самобытной, чтобы отметить её отдельно.
Послевкусие
История о мести и о дружбе рассказана. Все белые пятна в ней закрыты. Но…
В тексте несколько раз упоминается о любви Ридана к Киранде и Киранды к Ридану. И вот эти упоминания показались мне притянутыми за уши, потому что, собственно, слона то мы и не заметили любви я не увидела. Проявления дружбы, родства, уважения ученицы к учителю, местами даже восхищения — это да. Но любовь?
Меня до сих пор мучает этот вопрос.
Была ли любовь? Может, я не в ту сторону смотрела, когда она была? Может, есть ещё одно выражение любви, которое я не испытывала сама — и потому не могу заметить? В общем, непоня-я-ятна
Часть 2: «Предел»
Тема и идея
Вы не поверите, но…
Эта история о мести, о дружбе и о любви *ржёт в кулак* Всё-таки у авторов (не только у Ксюши, а в общем) есть любимые темы, которые кочуют вместе с ними из произведения в произведение. Ну а ещё это история о потере личности; об экстремальном выходе из запоя; о магической школе, которая на проверку не такая уж и магическая; о штабелях спящих красавиц и красавцев; о двойственной природе членов Совета магов и, конечно же, о котиках-наёмниках, которых пинают все, кому не лень, по н-цатому кругу
Однако глобальная тема всё та же — это тема мести.
Идея в тексте чётко не выражена, поэтому сформулирую её своими словами. Итак, когда с тобой случается дерьмо, можно вдохнуть, выдохнуть и жить дальше с высоко поднятой головой. Но пока виновник не наказан, он продолжит превращать жизнь других людей в дерьмо. И если у тебя есть сила и возможности, то нужно его остановить. Не ради погибших, но ради тех, кто неизбежно погибнет в будущем из-за него.
Соответственно, контридея выражена желанием отсидеться где-нибудь в тихом месте, пожить для себя, среди друзей, любимых и в безопасности, а не бежать в столицу и не подставлять шею из-за каких-то незнакомых девушек.
Герои
С главными героями (Кирандой и Риданом) всё плохо. У первой раздвоение личности на всю голову, из-за чего она овощится и не спешит вылазить из тёплой постельки, у второго — полугодичный запой. Поэтому на первый план выходят герои второстепенные. И снова парами!
Дулон-Милан
У них есть масса общих черт. Они оба маги-воздушники, оба проходят по категории «друг главного героя», оба чуть что лезут в драку (вспыльчивые), оба надёжные как стена и обоим уготована роль эмоционального якоря. Они заставляют своих протеже жить: Дулон борется с запоем Ридана, Милан вытирает Киранде слюнки.
По сути, это один и тот же персонаж, наверняка имеющий жизненный прототип, из которого и сформировался универсальный (для автора) образ лучшего друга.
Проблема Дулона-Милана в том, что не происходит развития. Образ не меняется. Даже попытки Дулана простить и оправдать предательство Киранды перечёркиваются его постоянной мнительностью и последующим нападением на Милана. Поэтому персонаж, пусть и получивший больше сцен, диалогов и действий во второй части, главным так и не становится.
Тиора-Эльрон
Эта пара злодеев, по аналогии с первой частью и Риданом-Ильдаром, также раскрывается через застарелое соперничество. Абсолютно так же тот «брат», который казался поначалу плохим, в конце становится хорошим. Но есть одно маленькое «но». Если от лица Ридана, из его воспоминаний, поведения и отношения, я как читатель смогла вытащить историю Ильдара в достаточной степени, чтобы мотивация Ильдара, его обида и боль стали для меня понятными, то в данной части с Тиорой такого не происходит.
Тиора сконцентирована на себе, на Киранде, на Совете, на школе и на магах-первогодках.
Хотя ей хорошо было бы подумать о своём политическом сопернике Эльроне, чтобы у читателя появилось понимание его характера, его истории и был дан ответ на животрепещущий вопрос: «А зачем? Ну вот зафига Эльрон устроил апокалипсис?»
Пока ответа на этот вопрос нет, Эльрон воспринимается исключительно как картонно-марионеточное зло
Сюжет
История с Зоряном повторяется. Чтобы спасти людей от вторжения тварей из-за Грани, Киранде приходится пожертвовать друзьями, провести магический ритуал и, обретя нечеловеческую мощь, сразить главгада. В этой части в роли главгада выступает Эльрон — родной дядя Ридана и Ильдара. Кстати, это именно он надоумил племяша Ильдара устроить в Зоряне местный филиал Ада.
Убив Эльрона в честном магическом поединке, Киранда закрывает гештальт: истинный виновник трагедии в Зоряне найден и убит, её близкие отомщены. Это событие выводит предыдущую идею о том, что нужно переступить прошлое и жить ради светлого будущего на новый уровень развития конфликта.
Из первой части читатель уже усвоил идею деструктивности мести, её бессмысленности и вреда. В этой части ему предлагается задуматься над конструктивной составляющей мести, над её пользой для общего светлого будущего и окружающих.
Особенности и проблемы
Итак, за что я цеплялась при чтении. Не по мелочам, но основное.
1. Главгад
Полностью прошёл мимо меня, оставшись непонятным. Зато осталось ощущение, что в роду Нортелей действует проклятье братьев-близнецов. В каждом поколении рождается два брата — плохой и хороший. В определённый момент браться вцепляются друг другу в глотку, и лишь один выживает. Либо плохой, либо хороший. Это уже как повезёт.
Всё-таки мне бы хотелось, чтобы от лица Тиоры и Ридана читатели узнали про Эльрона хоть что-нибудь. Потому что это важно — понимать главного злодея и причины, которые привели его к злодейству.
2. Магическая таблетка
Исцеление Киранды от её недуга произошло по щелчку пальцев. Наехала на неё стихия Земли, как маманя с ремнём по попе нашлёпала — и бац! Киранда мигом шёлковая стала))) *улыбается* И тема с расщеплением личности сама собою закрылась. А хотелось бы, чтобы исцеление пришло не извне, а изнутри. Выросло из осознания необходимости спасти чужие жизни и раскрыть заговор. Чтобы его можно было записать Киранде в трудовую книжку в графу «Подвиги».
3. Любовь
Возможных любовных пар и отношений много. Тут и Киранда-Милан, и Дулан-Мита, и Ридан-Варвара, но любви в тексте места не нашлось. Почему так? Ведь любовь — это часть нашей жизни. Если взять её и выкинуть, то жизнь станет неполной.
Послевкусие
Это тот случай, когда роман имеет большую идейную наполненность, двойное смысловое дно и глубину. Когда главный герой — многогранный и неоднозначный. Когда сюжет по-настоящему цепляет. А основные огрехи, раздражающие восприятие, связаны с недостаточным писательским мастерством, т.е. они исправимые.
Потенциал огромен. Осталось руку набить в писательстве — и вах! *улыбается* Родится шедевр
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.