Мааэринн. Рецензия на роман Артура Темиржанова "Человек, который построил Эдем"
 

Мааэринн. Рецензия на роман Артура Темиржанова "Человек, который построил Эдем"

+28

Человек, который построил Эдем

…или город, который построил Джек. Ассоциации сами на язык (на перо) просятся. И не без причины вспомнил я эту песенку. Но о причинах таких параллелей потом, сначала общие впечатления.  

Главное впечатление – роман оказался глубже и сложнее, чем я поначалу ожидал. Ожидал боевую фантастику с кровищей, грязищей и непобедимыми киборгами с ПТСР. Все это нашел, но кроме этого неожиданно нашел еще и сложносочиненный мир с многоуровневой философской системой. Причем к каждому уровню еще и допуск нужен, как персонажам, так и читателю. Так что все, прочитанное сначала, получается только первым уровнем, обыденным. Дальше – больше, с каждым уровнем допуска сам мир романа переворачивается и обретает иной смысл. Соответственно и мотивация героев, и подоплека событий выглядит иначе. Не скажу, что я добрался до ядра истины и все понял – ничего такого, хотя, надеюсь, что-то понял правильно. Но полно лить воду общих фраз, лучше конкретика.

Мир произведения.

Мир романа представляет собой Первый город – нечто из металла, стекла и бетона, находящееся в замкнутом пространстве; и некое «вне» — пространство за пределами Первого города, видимо, это поверхность Земли, как она есть. Не уверен, что автор имеет ввиду именно нашу Землю, но мне показалось, что так, альтернативное человечество (человечество будущего, или человечество прошлого – это как посмотреть).

Первый город – единое сооружение, уровни которого, как кольца детской пирамидки на штырек, насажены на башню информатория. Внутри башни живыми серверами-интерфейсами плавают особые люди-операторы. Информаторий — основа города: его становой хребет, память, основной нерв и, полагаю, энерготок.

Верхний уровень – тот самый загадочный Эдем – мир всеобщего вечного блаженства, где правит Спаситель и куда попадают (?) особо ценные члены общества.

Средние уровни занимает собственно город с его жителями – первенцами. Тут все похоже на современный мегаполис с высотными башнями и транспортными развязками, разве что уровни разделены полом-потолком. Эдем в романе не описан, и так и остается загадкой, но известно, что именно оттуда приходят основные технологии, за счет которых живет город: фантастическая медицина, способная протезировать любой орган, и утилизаторы – автоматы, перерабатывающие любую материю в любую материю (отходы в новый продукт) без потери массы. За счет этих двух технологий город и живет. Первенцы пытаются типа-работать и типа-развивать собственные технологии, но все это по сравнению с Эдемом и его дарами ничтожно. Правит городом Синдикат знатных семей и король – ставленник Синдиката.

Нижний уровень (или это только пространство непосредственно под площадью Освободителя?) напоминает ад. Что там творится описать сложно, если вообще возможно… Какое-то бурление вероятностей, где прошлое, сталкиваясь с будущим, взаимно уничтожают друг друга. В моем представлении (возможно, ошибочном) нижний уровень искусственно хаотизирован, чтобы слуужить источником энергии для Эдема. На нижнем уровне живут изгои общества, а вместо госвласти там сообщество стрелков – что-то среднее между местной бандой и повстанческой милицией. Стрелки, видимо, обладают особой способностью (умением) выживать и свободно перемещаться в аду нижнего.

Вне Первого города лежат земли Саакского Союза – союза племен, презирающих технологии Эдема, считающих их порождением скверны и зла. Как первенцы попали вовне из пространства города не вполне понятно, но попали. Разразилась жесточайшая война, саакцы проиграли, покорились и теперь живут внутри города в особом, созданном специально для них, гетто.

Хотя сама по себе идея города под куполом и всесильного синдиката не нова, но есть интересные для меня моменты: идеология Первго города напоминает своеобразное католическо-протестантское христианство с примесью либерализма, что позволяет проассоциировать его с западной цивилизацией. А саакцы похожи на мусульман со своим пророком и газаватом – что наводит на мысль об исламской цивилизации соответственно. Война и методы ее ведения, саакское гетто на территории Первого города с бытом и обычаями, максимально приближенными к первозданным, редкие саакцы, пытающиеся интегрироваться в общество – все это ассоциации только усиливает. Хотел ли автор создать аллегорию на современной реальности? Не могу утверждать. Но я ее прочитал.

В связи с этим интересно выглядит идея противопоставления мира технологии, где все от бытовых мелочей до самого человеческого тела есть только ее продукт, и мира естественности, природной возобновляемости. Из этого противопоставления и растет мировоззренческий, практически религиозный конфликт первенцев и саакцев.

И, друзья мои, это чернуха. Кто возьмется читать – сразу знайте: фантастическая чернуха из самых мрачных. При том, что описано общество, где каждому гарантировано право на жизнь, кров и пищу, более грязной, жестокой и безнадежной атмосферы, чем в этом романе, найти сложно.

Персонажи.

Их много! Расскажу о самых интересных для меня.

Саакец Таир-Тайрек. Пожалуй, самый глубокий и трагический персонаж романа. Ребенком принимал участие в войне как багровый штык – воин-служитель смерти. Выжил, и после войны пытался, забыв прошлое, интегрироваться в общество Первого города. Но прошлое нагнало его, столкнув в самый эпицентр заговора. Таир представляется мне самым проработанным и достоверным персонажем. Конечно, чтобы судить наверняка, надо в двенадцать лет побывать воином-фанатиком и убийцей, в двадцать – глубоким наркоманом, а в двадцать два – террористом номер один с множественными личностями, но все же меня автор убедил в том, что этот парень именно такой: предельно жестокий и абсолютно нравственный, слабак-предатель и настоящий рыцарь одновременно.

Принцесса Сабрина и наследник дома Роско Дениел – золотые дети, несостоявшаяся влюбленная пара. В моем восприятии они так парой и остались: очень уж схожи рисунки их судеб. Наивные курсанты военной академии, которые пытались сделать все правильно… Их «правильно» оказалось иллюзией, и закончилось едва ли не собственной гибелью. А чуть позже – гибелью самых близких людей по их прямой вине. Во что превратятся эти двое дальше? Надо думать, в чудовищ.

Следующая пара. Джейсон Клей. Солдат – и этим все сказано: прямой, честный, не отдающий своего, не требующий чужого. Если надо, Клей без соплей и сантиментов готов убить и умереть. Но, по сути, он хочет просто нормально жить в мире, любви и покое. Только делать ничего, кроме войны, не умеет. Билл-Гай – ученый, не обремененный вопросами биоэтики. Ему нужны знания ради знаний и опыты, потому что интересно, что получится. Эти двое несколько клишированы, но в рамках произведения исполняют свои роли так, как надо.

Король Карл и королевские дети: Анора, Вильям, Мира, Марий. Ключевые персонажи, на них завязано много сюжетных линий и поворотов. Но психологически они для меня так и остались загадкой, мозаикой разрозненных фактов, которые не складываются в картинку: то ли автор что-то недокрутил, то ли информации мало, и дальше эти персонажи раскроются полнее и достовернее.

И, наконец, Освободитель и Джек Корвус. Это для меня вообще не герои, а философские категории. В рамках романа понять их как личности у меня не получилось. Цели и мотивы их не ясны, а то, что ясно, кажется насквозь лживым. Яссно, что между этими двумя сущностями экзистенциальный конфликт, ясно, что все происходящее – производные этого конфликта. Но вот кто из них бог, а кто – дьявол… или изначально они просто люди, как все? Загадка.

Кроме этих, основных (и это еще не все!), в романе множество эпизодических персонажей, которые связывают отдельные части истории в общее полотно. Например, мне понравилось, что известная репортерша – бывшая школьная подруга и супруга Клея, первая любовь сестры Сабрины – брат «звезды» Коула и одновременно сын спасенного Клеем сослуживца, отец друга Дениела в свое время освободил Корвуса из заточения, а танцовщица Зере выступала и в бандитском притоне, и в королевском цирке, и в то же время она – родственница Тайрека. Это здорово подкрепляет правдоподобие всей истории (и хотя бы отчасти позволяет все запомнить – но об этом ниже).

Сюжет.

Вот тут хочу пройтись по двум направлениям.

Сначала по содержательному. Сюжет, даже фабулу этого романа пересказать не возьмусь – настолько широк размах и настолько все не то, чем кажется. По мере развития, подоплека событий меняется и переворачивается с ног на голову несколько раз. Сначала перед нами заговор революционеров и восстание бедных против богатых. Потом – война одной правящей партии против другой, потом – напротив, попытка выявить недовольных и заблаговременно уничтожить, потом – попытка предотвратить ресурсный и политический кризис маленькой победоносно войной, потом – месть детей за судьбу отца, потом – конец света, потом – попытка предотвратить конец света… и так далее. Но в итоге так ничем так и не кончается – продолжение, мол, следует, читайте следующий роман. Беда всех эпопей и эпопейшиков. Нет, я люблю эпопеи! правда, люблю. Но понимаю, что у них и немало минусов: надо так захватить интерес читателя, чтобы он не сорвался и с нетерпением ждал вторую книгу, третью, четвертую… а это сложно, когда… ни черта же непонятно! ))

С одной стороны, запутанный и непредсказуемый сюжет – большой плюс: интрига и саспенс! Читатель в нетерпении грызет футляр планшета. С другой – перебирать с запутанностью тоже не стоит, потому что за деревьями можно лес не увидеть. Вот я не так давно писал топик про интригу и идею, так «Человек, который построил Эдем» — как раз тот случай, когда, в погоне за желанием удивлять читателя снова и снова, автор так прячет и дробит идею, что она практически не видна. Или может оказаться, что читатель притомился от загадок и сбежал.

Почему сбежал? А потому что композиция такая. Я не зря сразу вспоминал про Маршака-то и мнемоническую английскую песенку. Именно из-за композиции. Смотрим:

Вот дом, который построил Джек.

А это пшеница, которая в темном чулане хранится в доме, который построил Джек.

А это веселая птица-синица, которая часто ворует пшеницу, которая в темном чулане хранится в доме, который построил Джек.

Вот кот, который пугает и ловит синицу, которая часто ворует пшеницу, которая в темном чулане хранится… и так далее, и еще много персонажей.

И все эти птицы, коты, собаки, коровы запоминаются вместе со своей событийной частью, потому что очень четко логически связаны друг с другом. Именно логически: мотивами действия, причинно-следственными связями, а не только местом и временем.

Роману тоже нудна такая мнемоническая песенка, лейтмотив, который связал бы части мозаики единой логической цепью. Но ее нет – автор тщательно скрывает логику происходящего во имя интриги, во имя непредсказуемых развязок, ложных и истинных, одна за другой. А читатель (по крайней мере, я – именно такой читатель) вынужден мучить бедную свою память, чтобы удержать сразу множество событийных нитей, идущих параллельно, и никак друг с другом не связанных, кроме как случайными совпадениями в одно время в одном месте.

Зато потом в финале сразу вываливается целая батарея объяснялок, что тоже на мой взгляд не айс, потому что разочаровывает. Я люблю находить намеки и подсказки в тексте, догадываться сам, потом получать подтверждение догадки. А не плутать в тумане, чтобы в финале быть просвещенным самим автором.

Мне кажется, роман ничего или почти ничего не потерял бы в интриге, если немного спрямить сюжет. То есть, не выкладывать все прошлое в конце флешбэками всех ключевых персонажей сразу, а с прошлого, то есть с самого начала истории и начать, и оттуда, как в той английской песенке, тянуть логические связки. Я совсем не против флешбэков, сам их люблю, как композиционный прием. Но скрывать и утаивать все-таки стоит только часть причин и мотивов, может, ключевую часть, но небольшую, а не все-все-все, как это сделано здесь.

Такое композиционное решение я считаю главным техническим недостатком романа. Именно из-за него я могу забыть большую часть нюансов сюжета (дьявол же в деталях, как и бог), прежде чем закончится конкурс, и я смогу прийти читать следующие романы серии. Если я забуду тонкости, особый «вкус и аромат» «…Эдема», я, конечно, читать больше не приду, потому что книг хороших много, перечитывать эту, чтобы опять быть в курсе — времени жалко.

А вот если бы имел возможность все запомнить – стал бы читать дальше обязательно.

Стиль и грамотность.

Я вообще довольно неприхотлив к этому делу. Дайте мне хороший сюжет, живых героев, внятную идеологию книги – и мелкие огрехи стиля я легко прощу. Но раз уж я пошел по схеме, остановлюсь и на этом пункте.

В целом довольно грамотно и читабельно, но огрехи есть, жаль, у меня не было возможности их выписывать, чтобы автор мог сразу исправить. Кроме небольшого количества опечаток и черновиковых недоправок, когда, например, предложение построено абы как (такое попадается у всех), есть и системные ошибки, например, «почти что» вместо просто «почти». В целом я заметил примерно 12-15 грубых ошибок на 30 с лишним авторских листов текста. Вычитка, конечно, приветствуется, но, по-моему, это вполне достойный уровень.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль