Кей Икон. Рецензия на произведение Влады Медведниковой «Маяк ветров»
 

Кей Икон. Рецензия на произведение Влады Медведниковой «Маяк ветров»

+26

Влада Медведникова «Маяк ветров»

 

Появление рецензента в зале Мастерской писателей снова осталось без внимания. Прошла неделя, а шума, присущего многим конкурсам подобного масштаба, до сих пор не поднялось. Это устраивало, рецензенту нравилась тишина. Проследовав к столам с бумажными пирамидками, по-прежнему не утруждая себя снятием капюшона, он пробрался к уже знакомому месту за столом «имхо». Взял бумагу и, решив не растягивать резину времени, сразу приступил к делу:  

Где-то на первых главах маяка на меня свалилось откровение. Как в бородатом анекдоте: «я стар. Я очень стар. Я просто super-star!» Тот момент, когда понимаешь, что ты старше целевой аудитории лет на 10-15, но может оно и к лучшему. Старикам полезно читать сказки (нельзя же вечно бороздить пучины всякой жести). А Маяк – это в первую очередь сказка.

Здесь нет хитроумных загадок. Нет интриги, заставляющей сгрызть ногти до локтя. Нет всемирного заговора и конфликта, от которого похрустывает череп. Зато есть доброта и удивительный, живой мир, дышащий лесом и солёным ветром.

 

Поверх строчек легла связка ключей. Рецензент долго расправлял их, пытаясь изобразить извращённую версию павлиньего хвоста. Понял, что страдает ерундой, и сжал один в ладони.

 

Первое, на чём нужно заострить внимание, – мир. Он тянет на себя одеяло и время от времени отнимает его полностью. Нельзя не признать, заслужено. Один из главных героев, Чету, родом из красочного, пахнущего хвоей и временем леса, отправляется гостем в город. Йи-Джен, вторая из главных героев, коротко расскажет о другом народе, живущим в горах так высоко, что простые смертные закончатся быстрее чем планировали. Здесь начнется искренняя, настоящая дружба. Хочется верить, что ребята бережно пронесут её по жизни.

Над их головами парят воздушные корабли и говорящие ветра. Капризное море чередует отнятие жизней с защитой от врагов, а письма становятся мелодией хрустальных бусин. В этом мире много всего, за что цеплялось моё внимание, но книжка возмутительно коротка! Не знаю, были ли проблемы с её регистрацией (вроде где-то писали о 8-ми алках, а тут до шести недобор), но читается легко и быстро. В сонный дождливый вечер – самое то.

О чём ещё эта повесть? Пожалуй, о детской влюблённости. Наблюдая за героями, невольно ругаешь себя (мне нравится строить теории относительно дальнейшего развития событий) за жестокость, ожидание худшего, отчасти, пессимизм. Герои не сталкивались с какими-то серьёзными опасностями, все проблемы на их пути отбрасывали тень, но не угрожали напрямую.

Подводя итог общего впечатления, скажу, что книжка внимания заслуживает. Как минимум за многогранный мир и ненавязчивую добрую историю о дружбе, преданности, искренности. Нужно только отключить на время внутреннего взрослого и откатить сознание назад, к моменту, когда куча проблем и обязанностей ещё не мешали верить в удачу и неизбежность хэппи-энда.

 

Взгляд остановился на стопке чистых листов для рецензий. Ключи на связке тихо позвякивали, напоминая, что сказано её не всё. Рецензент сомневался, понимал, что попытка изложить оставшиеся в голове мысли лишены смысла. Его мнение субъективно, и раскрытие любого из вопросов можно понимать как «советы, реализовав которые мне понравится больше». Бессмысленно. Даже больше, может показаться наездом, а рецензенту не хотелось обижать кого-либо неосторожным словом. Решив, что любое мнение формирует статистику, он всё же потянулся к бумаге.

Осторожно, спойлеры (много спойлеров), субъективное имхо и симптомы СПГС

На всякий случай напомню, что всё сказанное ниже – мысли человека, который давно перестал верить в добро :) К тому же, в последнее время у меня немного фонит СПГС, так что…

Идею повести я, вроде как, понимаю хорошо: каждому найдётся счастье и своё место под солнцем. Где-то рядом тема дружбы и, совсем краешком, «гадкого утёнка». Хороший набор, но, на мой вкус, на противоположной чаше весов не хватает глобального конфликта. Объяснюсь:

В первых главах нас знакомят с Криджи. Рассказывают о нём, о племени и обычаях. Не спорю, интересно, но. Зачем? Сознание попыталось зацепиться за конфликт героя и племени: он слабый, ритуал взросления откладывают по непонятной причине. Внезапно он становится Чету – хранителем знаний, способным практически в любой момент времени получать информацию из космоса из памяти. Думаю, это один из самых важных людей в племени.

Герою предлагают поехать в город на целый год. Я тут же строю предположение, что, вероятно, племя будет препятствовать его отъезду и конфликт получит развитие, но нет. Шаман был «недоволен», больше никто не возмутился, что хранитель отъезжает. Вот тут вопрос «Зачем?» повторился. По сути, ключевых и требующих внимания событий в первых главах не случилось, Криджи мог раскрыть и объяснить информацию первых глав позже, в общении с Йи-Джен.

Основной конфликт истории привязан к Йи-Джен – загадочный ритуал, смысл и суть которого раскрывается только во второй части (да, я помню о тонком намёке, когда дети читали книгу и Криджи отметил, что у привычного ему позитивного слова «ритуал» есть другое значение), но детали раскрыты много позже. Мне вообще долгое время казалось, что они выдумали эту проблему и сбежали из дома просто так. Без пояснений ритуал мог значить вообще что угодно и быть никак не связан с Йи-Джен, детская фантазия она такая… Не хватило мне конкретики чтобы прочувствовать и переживать за судьбы персонажей.

 

Потеплевший ключ в руке сменился холодным. Рецензент хмурился, сомневаясь в правильности своего решения, но продолжил. Пара подзатыльников за дерзость ему не навредят.

 

В основной части рецензии писалось, что мир часто перетягивал на себя одеяло. Такое ощущение впервые сложилось у меня с появлением летающего корабля. Неожиданно, но выглядит как «Эй! Смотри! У нас ещё такое есть!». Позже число «Эй! Смотри!» только росло. Мир будто устал быть фоном для героев и вышел на передний план. Жаль времени ему не оставили, первая часть целиком посвящена становлению дружбы между Криджи и Йи-Джен и сравнению жизни в городе с жизнью в лесу.

Вторая будто лопает плёнку пузыря, и оказывается, что вокруг намного интереснее. Мне думается, будет правильно выделить миру время уже в первой части. Пусть один из маяков будет в городе Йи-Джен, чтобы герои познакомились и прониклись его романтикой в самом начале истории, возможно мечтали о будущем не сидя на разрушенной стене, а осматривая город с высоты и слушая ветер.

Конфликт между жрицей моря и братом ночи тоже прошёл как-то фоном. Ни о тех ни о других ничего не сказано до их выхода в кадр, не успеваю оценить масштаб проблемы. Опуская детали, их противостояние выражено в 2-х сценах: поздоровались на лестнице и встретились на берегу (в последнем жрица заявила «ты не пройдёшь!» и брат ушёл). Я заостряю на этом внимание потому, что, если выбросить из истории этого брата, то не измениться ровным счётом ничего – нет полноценного конфликта.

Героям часто угрожает тень опасности, но удача их постоянный спутник. Когда они ходили по городу в режиме стелс, а потом садились в повозку и отправились к морю, мне очень хотелось, чтобы их кто-нибудь задержал, остановил. Чтобы опасность прошла близко, едва не коснулась плечом.

На деле же, меня постоянно пугали: «зверь-хранитель настоятельно советует сваливать» — погони нет. «Повесили объявления, вас ищут!», но это не вызвало проблем. «В городе брат ночи», – героев он не видел. «Мальчик рассказал где прячутся беглецы», но брат не может переступить через жемчуг (в этом последнем случае мне сразу подумалось, а почему он пришёл один? Был ведь ещё помощник дедушки. Распространилась бы на него наложенная защита, он же мог верить, что желает Йи-Джен добра?)

Роль Риэ, на мой вкус, тоже не сыграла в полную силу. Он был здесь скорее источником знаний, рассказал Йи-Джен про её… ммм… расу, про суть ритуала и, собственно, всё. Его присутствие никак не повлияло на сюжет (эту же информацию герои могли получить из книги). Если здесь имела место быть завязка на отношения со жрицей моря, то мне не хватило (эта догадка, если и верна, то осталась за кадром).

Основное внимание повести сосредоточено на Криджи и Йи-Джен, их взрослению, взаимопониманию и заботе друг о друге. По этому вопросу у меня не возникает нареканий, история сильная (говорю, как человек плохо резонирующий с книжными эмоциями). Мир тоже сильный, в нём очень много оставшихся в тени граней, которые можно (и, мне кажется, нужно) раскрывать. Но две эти темы не дополняют друг друга, а скорее борются за первенство. Как-то так показалось. Это соперничество топит побочные ветви сюжета (то же противостояние моря и ночи, конфликта лесных жителей и города).

Я думаю, что повести надо дорасти до романа. Или хотя бы обзавестись продолжением, ибо очень много опущено.

История горного народа. Откуда тянутся традиции праздника весны? Вообще религия в мире одна (но стилизованная под разные народы) или каждому своё? Есть ли ещё народы кроме описанных трёх? Что именно случилось с народом чету совы (я помню о потопе, но мне интересно почему так случилось?)? Почему именно сова общается с Криджи и как много таких народов? По какому принципу выбирается «тотемный зверь»? Куда ещё летают воздушные корабли? Как они работают? Кто построил Маяки ветров? Насколько большой мир и есть ли припрятал ли он ещё что-то интересное? Мне правда интересно!

 

Решив, что пора сворачивать это безобразие, рецензент глянул на связку ключей. Метал молчал, а значит ничего важного в стороне не осталось. Отлепив один из стикеров, он быстро нацарапал:

 

Оффтопик
  • Часть 2, глава 6
Когда Риэ, Криджи и Йи-Джен вышли в город, скрываясь от взглядов прохожих, Йи-Джен шла первой, прокладывая дорогу.

Йи-Джен вздохнула. Она помнила, что место Риэ – позади, он будет укрывать их своей тенью и делать совсем незаметными.

Не хочется вмешиваться в механику мира, но, по предложенному описанию, мне показалось, что навык скрытности опирается на искажение воздуха. Воздух – это поток.

Не правильнее было бы поставить Риэ во главе колонны? Он старше, опытнее, а значит сможет лучше управиться с задачей, рассекать воздух, в то время как Йи-Джен достаточно будет поддерживать направление потока.

Скрепив листы, рецензент отправился к приёмной, размышляя, не слишком ли много себе позволяет. Ненадолго задержался у стола с рукописями, скользнул взглядом по первым страницам и сунул подмышку следующую жертву.

Решил, что уже обнаглел до нужной степени.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль