«Зовут меня Юрий Васильевич, живу я в красивом березовом лесу у Печенеговского водохранилища, в академическом городке Березань. Раньше поселок назывался Печенежки, но его переименовали (печенеги, как ни крути, были когда-то врагами народа) – как видно, по аналогии с Дубной; раз есть Дубна, пусть будет и Березань.
Пусть будет. Название все равно не прижилось. Здесь у нас все свое – головное учреждение без вывески, радиотелескоп, сейсмостанция, экспериментальный реактор, огороды, теплицы, а на том берегу в Кузьминках расположена тьма-тараканская лабораторий и всякой научной всячины – есть даже двухэтажный Дом ученых, где почитают за честь выступать не только народные артисты, но и эстрадные примадонны как женского, так и мужеского пола.»
… Ах, простите. Цитируемые строки вовсе не принадлежат рецензируемому произведению. Это я, в очередной раз разыскивая какую-то аналогию, взялась за «Записки динозавра» Бориса Штерна. А можно было бы раскрыть «Записки странствующего энтузиаста» Анчарова. Или, вот скажем, есть еще такой Курт Воннегут…
Строго говоря, есть не только они, потому что представленный нашему вниманию «Текст…» не подражание кому-то одному или двоим-троим, а вполне самостоятельное произведение, имеющее свои цели и задачи, но имеющее под собой опору – вот как раз наподобие таких классиков жанра.
Я впервые начала читать «Текст» в рамках конкурса «Семью семь»: надо было прочитать кусок романа и хоть как-то его оценить: на грамотность там, на стиль, на то, на сё. И вот беру я это один роман за другим, а они все похожи друг на друга, за последние лет пять я похожего уйму начитала и могу уже заранее предугадать, кто из героев станет крутым аж до божественных полномочий, а кто женится друг на друге, предварительно вымотав все терпение читателей. И тут я беру кусок «Текста…» — и тут же с разгона застреваю, как машина в этакой коварной луже с жирной мощной древней грязью, которая останавливала не только уазики и камазики, но и мастодонтов с динозаврами. Опаньки! А низзя «Текст…» читать, небрежно перекидывая пальчиками странички, через страничку, через главу. Надо читать, читая каждое слово и каждое предложение – так, как я уже давно разучилась, скользя легкомысленной чайкой над гребнями отечественного фэнтези. «Текст…» — роман многослойный, как торт «Наполеон». Но торт можно сожрать единым куском, а роман лучше потреблять, разделяя его по слоям… и все равно останутся слои неопознанные и непонятые. Одна аллюзия сидит на другой и третьей аллюзией погоняет. И есть узнавание: а, вот это я помню… и это я помню… а вот это чё? Пачиму не помню, должна ж! И есть желание подсунуть это мужу, он бы оценил, но муж у меня электронку не читает, и потому не с кем поделиться радостью от узнавания.
Еще есть зависть: вот я не могу так отпустить на волю фразы, чтобы они, как непоседливые пташки, перескакивали с одного смысла на другой. Так вот и должен выглядеть поток сознания – когда ассоциации рождают одна другую и мысль прет… хрен знает куда прет, как и положено при нормальном мозговом штурме, и только поспевай фиксировать повороты!
И теперь пора бы, похвалив «Текст…», его поругать, и там наверняка есть за что, но мне вот что-то не хочется искать, за что ругать. По делу – так это текст, над которым есть смысл работать, и работать не верхоглядно, в рамках конкурса, а плотно. Но, если честно, это уже работа не для меня…
А, нашла за что поругать: ваш роман не пойми что и не читается. Вот у других понятно что: академка там, космоопера или лыр… и сюжетная линия там одна, прямолинейная как магистральное шоссе. А у вас и сюжетную линию хрен отыщешь, и не линия она у вас, а пунктир, да и кривааая…. Не, не видать вам любви массового читателя!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.