Фиал. Рецензия на роман Мааэрина "Силой и властью"
 

Фиал. Рецензия на роман Мааэрина "Силой и властью"

+33

Мааэринн. Силой и властью

Льется над миром беззвучная песня даахи, песня родного дома, свежего хлеба, прозрачной воды и неба, синего неба, ветра и любви. И с каждых вдохом просачивается песня глубже, в самую душу, в самое сердце — и делает тебя частью жестокого и прекрасного мира Поднебесья.

Этим миром можно дышать. Этим миром хочется жить. И от этого мира порой даже страшнее и противнее, чем от реальности. Но именно это делает его живим и настоящим. Как и любого человека живым делает… боль. Так и эта сказка оживает от ужасов, которые творят ее герои. И тем пронзительнее становится песня даахи, тем ярче сияет свет и любовь.  

Для меня эта сказка о любви. О разной любви, ее тут в избытке: любовь к роду, любовь к родине, любовь к матери и к детям, любовь к женщине, любовь творения и любовь ко всему миру и к каждой животинке в этом мире. Но этого добра много и в других книжках, к чему лукавить? Та любовь, которая подкупает меня — это безусловная любовь человека к человеку. Любовь без границ, без лишних смыслов, целей, выгод и домыслов. О ней очень сложно писать — очень сложно идти по этой грани, не сваливаясь в крайности любви платонической или в пошлость. И ради этого автор изобрел целую расу — даахи — полулюди, полузвери, дети богини Любви Творящей. Они способны сочувствовать и сливаться с людьми, проживать чужую боль и чужую радость, убивать и воскрешать ценой собственной жизни и крови. Воскрешение кровью делает эту сказку горькой и настоящей — чтобы помнили, как далека от безмятежных сладких фантазий эта сказка. Страшные и прекрасные оборотни — в них невозможно не влюбиться, и как отчаянно они любят сами.

И какая-то вечная пустота внутри отзывается, резонирует этой красивой «сказке» и ты добровольно ныряешь глубже, дальше, восхищается небывалым красотам мира, знаете, как во сне, так бывает, когда смотришь — и так красиво все вокруг, что просто захлебываешься, и смотришь во все глаза, и летишь, летишь дальше, быстрее — только бы насмотреться. Вот и здесь и у меня такие же ощущения. И этому способствует сам текст и язык — насыщенный, концентрированный, красивый. Кто-то говорит, излишне красивый, но нет, он красив настолько, чтобы оставаться понятным, мелодичен так, чтобы завораживать, но не усыплять. Кто-то не любит такое, не спорю, но я откровенно наслаждаюсь каждым словом как солнечным светом, как самым вкусным в мире напитком, как жизнью.

Это все было про свет. И про то, за что я так фанатично люблю творчество этого автора. Это то, ради чего нужно терпеть жестокость этого мира. А терпеть нужно долго и мучительно. И это правильно — это подчеркивает идею, заставляет ее сиять ярче и громче, трогая сердце… иногда даже до слез.

Начинается все со страшной истории гордыни, предательства и войны. И в первой части даже некого любить из героев. Я не буду пересказывать сюжет, мне не хочется, у меня не получится его пересказать — сам текст концентированный, без лишней воды — он справится с этим куда лучше меня. Скажу только, что продираясь сквозь ужас первой части, я знала, что ждет меня дальше и отмечала лишь точность и выверенность текста: ровно столько, чтобы понять и прочувствовать, почему Адалану так «повезло» в жизни и откуда в нем столько страха и сосущей жизнь пустоты. Такая безумная жажда любви. Как и в каждом из нас, верно? И откуда в нем такая безумная стихия, сила, такая… бездна. И в каждом тоже есть эта безуминка? Этот хаос, который рвется наружу и так трудно его сдержать, бывает же? У меня бывает. И потому я кожей чувствую глубину этого героя. И как бы я ни любила его названого брата Сабаара, как бы ни ждала именно его появления, ассоциирую я себя все равно с глупым Адаланом, ведь этого он так отчаянно нуждается в любви и это он получает от брата ту самую чистую и безусловную любовь, которую когда-то недополучил, как и все мы.

В этом романе «дотянуты» все крючки, все напряжения и полюса силы — стреляет все, и все работает на идею. Но все же сюжет здесь вторичен, а первичны герои — неидеальные, порой жестокие, порой глупые люди, творящие этот мир и свои несчастные жизни. И это еще одна причина, по которой мне так нравится этот роман. Героев много, каждый из них не просто прописан — каждый из них прожит и выстрадан. По очереди мы погружаемся в личность каждого — и каждого можем понять, пропустить через себя, слиться и на несколько вдохов вообразить себя даахи. Я опять же не буду перечислять всех — нет ни сил, ни смысла. Проживите это сами.

Тут много о чем можно говорить: о морали героев, о вопросах предназначения и смысла жизни, о смерти, о рождении детей, о взаимопонимании и даже о феминизме… но я не буду. Это все есть в книге, она о многом заставляет задуматься, но на каждую тему нужно писать отдельное сочинение.

Я читала этот роман по мере написания в течение двух лет, примерно. И воспринимала его все же не в полной мере. Теперь у меня было три свободных дня. Я очень устала последнее время от бесконечных гонок с самой собой и мне захотелось просто уйти в книжку. И три дня я была в этом мире. И увидела куда больше, чем за предыдущие два года, оно раскрылось передо мной цветным живым калейдоскопом, от которого не оторваться. Ключевое слово — живым. И теперь мне не хочется ничего говорить, но очень хочется поделиться этим ощущением и впечатлением с другими.

Я понимаю, что рецензия у меня не вышла. Получился отзыв. Ну и пусть. Пусть будет так.

 

Для автора

Напишу только одно «но». Структурно мне все казалось хорошо, пока мы не ушли слишком глубоко в фокал Жадиталь, «оторвавшись» от основной ветки. Там было логично: предыстория рождения Адалана, его детство несчастное, потом детство счастливое, потом ученичество, кульминация как встреча с братом и раскрытие тайн прошлого. Развязка как последствия выплеска силы и основная кульминация со звездой покаяния. Психи Адалана в конце и примирение с Армином тоже вплетаются в эту дугу как новый стазис для следующей части и некий шаг дальше. А вот ветка с мором и с Жадиталь — нужна и хорошая ветка — она не вписывается полностью в структуру. Да, она раскрывает мир, она связана сюжетно с развязкой основной линии, но все равно она вылезает слишком неожиданно и убивает целостность, рвет нить. Мне это показалось еще при первом чтении. А теперь совсем уж вылезло наружу. Я вижу для себя один выход — добавить больше фокала Жадиталь раньше, часть пояснялось и флешбеков показать в предыдущих главах, чтобы четко шло две сюжетных линии. Хоть те же отношения с Армином дать раньше, а не потом спеша пояснить для читателя, что не с потолка она его выбрала. Знаю, что тебе не понравится то, что я это говорю, но я говорю честно. И думаю, ты сможешь довольно безболезненно это дело сбалансировать.

Конечно, можно ничего не менять, если в разрезе законченных всех романов будут еще подобные «наросты-ответвления». Но тогда эта часть структурно цельной будет выглядеть только в составе целого.

Это только мое мнение и я могу ошибаться.

Второе «но» я уже писала в личке — очень жестокое начало, через которое не все прорвутся, если не сильно хотят прорываться. Я там выше сама обосновала его необходимость, но это не отменяет того факта, что это тяжело для читателя. И тут опять же ситуацию может исправить «нулевая» часть про войну.

Вот и все. Спасибо тебе за этот мир, за героев. И я жду вторую часть.

И еще я жду то в твердом переплете и с автографом. ;-) Сколько надо — столько и жду.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль