Фиал. Рецензия на роман Евгении Сафоновой "Когда завтра настанет вновь"
 

Фиал. Рецензия на роман Евгении Сафоновой "Когда завтра настанет вновь"

+19

Евгения Сафонова. «Когда завтра настанет вновь»

 

Если вы любите закрученные сюжеты, которые хочется перечитывать/пересматривать несколько раз, чтобы разобраться во всех хитросплетениях, то вам — сюда. Однозначно. Сложный, витиеватый сюжет в стиле фильмов «Начало» или «Эффект бабочки», раскрывается последовательно, шаг за шагом, подхватывая читателя и унося как на американских горках, роняя в пропасть, вознося к вершинам и раскрываясь под конец самым ярким залпом фейерверка, который громыхает где-то за кадром весь роман.  

Я не случайно использую кинематографические термины — текст очень кинематографичен и красив визуально (не сами буквы, конечно, а тот фейерверк, что взрывается за ними). Текст обречен на успех, должен быть издан и экранизирован — в этом у меня нет сомнений.

И все-таки есть ряд «но». Чтобы их пояснить, постараюсь обрисовать сюжет — хорошо что можно не бояться раскрыть лишнее: там столько всего, что ни одна вменяемая рецензия этого не вместит просто физически.

Действие происходит в вымышленном мире — аллюзия на современность или не слишком далекое будущее, но с несколькими допущениями: вместо технологического прогресса — магия, и кроме людей, есть еще фейри, высшие и низшие, и вполне реальные боги. Мир продуман и сложен, и, если честно, я наверняка уловила далеко не все, несмотря на ненавязчивую и понятную подачу — с первого раза охватить такой пестрый мир просто нереально. Плюс это или минус — вопрос индивидуальный.

Главная героиня — Лайза, студентка-маг — видит кошмары и потом чудом спасается из-под колес мобиля с помощью загадочного высшего фейри, который таинственно исчезает. И дальше ее жизнь превращается в РПГ: мама сообщает ей о своей скорой смерти и заставляет срочно ехать на другой конец страны вдвоем с младшим братом Эшем, причем совершенно ничего не объясняет. За героями гоняются странные зомби, тянется шлейф трупов и ничего непонятно. Первую половину книги они бегут, бегут, бегут, спасаются и встречают все новых верных и преданных попутчиков.

Скажу честно — первую половину книги я хмурилась и все ждала — когда, когда же начнется настоящее действие? А все потому, что я уже знала этого автора и угадала почерк: знакомая и привычная ей завязка здесь разыгрывалась в новых условиях — раз, и два — я знала, что «так просто» все быть не может, и всему будет потом объяснение. Причем такое объяснение, до которого я сама ни за что не догадаюсь. И да, так все было, даже круче, даже в большее количество слоев, чем я предполагала. И все же то «но» для меня — вот такая первая половина в стиле игры про магов с заклятиями, амулетами, картами и игральными костями, про невидимого кукловода и ужасающих послушных кукол. Хоть и читается легко и любопытно.

Что по сюжету дальше после приключалок — не скажу, это нужно читать самому. Но скажу только, что здесь нет не выстреливших ружий, случайных попутчиков и лишних деталей. Все продумано до мелочей, выверено, взвешено и вылизано. Как идеальная шахматная партия.

И здесь кроется второе «но» — мое личное «но», моя вкусовщина. Сразу честно признаюсь, что это чистая вкусовщина. Так вот, для меня здесь все слишком выверено, слишком подчинено сюжету и воле автора. С самим автором мы уже все это подробно обсудили и разобрались, но попробую пояснить для читателей.

Герои — живые. Для каждого прописана безупречная мотивация, раскрашено цветными фломастерами детство, расставлены оживляющие акценты в виде любимых блюд и цвета глаз. Когда читаешь — герои предстают перед глазами, как будто кино смотришь. И даже потом видишь картинки, которые подобрала для них автор — и понимаешь: да, это они, так я их и видела!

Но герои созданы специально для этого сюжета. Как и сам сюжет — идеально взвешенный и выверенный — он результат работы мысли. Очень умной мысли, может быть, даже, гениальной (автор опять меня в лести обвинит, но вот мне честно не под силу такие завороты сюжета придумывать). Но мне не хватает в этом тексте иррациональности, спонтанности. Эмоции там есть (пусть не всегда кажется, что их достаточно, но даже этому хитрый автор придумал объяснение)… но вот знаете, как будто воля автора куда сильнее воли героев, она им диктует, а они послушно играют свои роли. Очень достоверно и правдоподобно играют роли. И можно даже поверить, что они их проживают. Но они очень качественно играют. И не бунтуют. Автор как будто не исследует своих героев и свой мир, не открывает — автор там все знает, все придумала сама и для нее там нет сюрпризов.

Вы скажете, что я придираюсь. И что это — верх мастерства. И… я соглашусь, пожалуй, да. Я сразу сказала, что это вкусовщина. Но… наверное, мне самой интереснее, как живые люди справляются… с жизнью. А здесь красивая сложная история, затрагивающая, конечно, больные человеческие проблемы, но все же первична история, а не герои. Как мне кажется.

Подобный эффект у меня был от произведения Гая Кея «Львы Аль-рассана» — там тоже все идеально и выверено, сильно, но подчинено исключительно единой идее. Или идеям.

Не знаю, смогла ли я это объяснить или опять поставила и читателей, и автора заодно в ступор. Если ступор — просто отбросьте эти мои рассуждения и идите читайте произведение, оно стоит того, чтобы его увидеть и составить о нем собственное мнение.

Но вообще — мне понравилось, меня действительно захватило. И я рекомендую всем прочитать эту книжку. Настоящую книжку, которую хочется видеть напечатанной. Такой, какая она есть.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль