Дора Штрамм. Рецензия на роман Эри Крейн "Пламя огнедола"
 

Дора Штрамм. Рецензия на роман Эри Крейн "Пламя огнедола"

+19

Пламя огнедола

 

Покупая книгу в магазине, я никогда не сужу ее по обложке, потому что, зачастую, к внешности героев и содержанию, то, что «выдается» изданием, отношения не имеет или имеет, но весьма относительное, простите за тавтологию. Однако там, где у автора есть возможность приложить к оформлению руку, дело другое. И оно не в том, что герои будут похожи сами на себя, дело в том, какие именно выразительные средства выбирает автор. Если я вижу картинку, которая кажется мне интересной, значит, содержание тоже понравится почти гарантировано.

 

Обложка «Пламени огнедола» яркая и выразительная, но в то же время сдержанная и лаконичная, как, собственно, и сама книга. Яркая в описании пейзажей и стихийной магии, но при этом сдержанная в описании эмоций и межличностных отношений. Для себя я охарактеризовала ее как «мужскую». Понравилось ли мне содержание? И да, и нет. Но больше все-таки «да», несмотря на то, что ниже я больше пишу о том, почему «нет», но это, поверьте, от расстройства, что я не ЦА, ведь стиль автора и придуманный им мир мне пришелся по вкусу. Поэтому практически все сказанное дальше, это стенания на тему: «А вот как бы мне хорошо читалось, если бы...» :)  

Основной сюжет вращается вокруг группы егерей, выполняющим различные задания, во время которых им то и дело приходится сталкиваться с потусторонними чудовищами или мятежными сторонниками Светоча. Назовем его альтернативным учением или религией, чтобы сильно не спойлерить. И, чем дальше, тем более хитрым и изощренным становится противник наших героев, и тем больше им приходится сражаться. Естественно, тут нет места ни сантиментам, ни рефлексиям, да собственно, вообще ничему постороннему. Даже конфликтам друг с другом. Нет, конфликты, разумеется, случаются, порой даже из-за морально-этических проблем, но быстро гаснут. Не до них, опять же. На это у егерей просто нет времени. Их дело – сражения, сражения и еще раз сражения. Враг не дремлет, отступать некуда… И вот как раз по этой причине я с большей охотой посмотрела бы фильм, снятый по этой книге. Что поделаешь, не ценитель я боевок, даже если они сопровождаются красиво описанными магическими спецэффектами. Мне бы не только про то, как мир спасали, а поглубже бы копнуть… Личных трагедий, надрыва, поисков себя, роста или деградации…

 

Собственно, по этой причине гораздо более интересной была для меня линия друидов и человеческого юноши Райза, учившегося у них. Вот там есть и трудная жизнь среди чужих, отстаивания своего права находиться среди них, и конфликт, и родившаяся из него дружба. Кстати, за то, как все закончилось с Нефрой, автору от меня поклон. Я была рада. Увы, линия эта, лишь намеченная в «Интерлюдиях», предваряющих каждую главу, до обидного коротка и обрывочна.

 

Оговорюсь, что в линии Кирая все это тоже есть, они с Райзом во многом похожи, и даже их реакция на случайный секс описана почти одинаково. Но Райз для меня более выразительный. Впрочем, об этом позже.

 

На третью линию, прочерченную штрихами в «Этюдах», завершающих главы, признаюсь, практически до конца книги, я мало обращала внимания. И, лишь когда начала понимать, кто все эти люди и зачем мне про них знать, собрала все этюды в один файл и перечитала.

 

Тут, наверное, самое время сказать, что «Пламя огнедола» относится к книгам, где картину событий и мира надо собирать, как пазл, выуживая его частички то там, то тут. И из «Этюдов» тоже можно многое почерпнуть, но слишком уж много там действующих лиц, не участвующих активно в основном действии и появляющихся лишь время от времени. Да и момент подачи, на мой вкус, выбран не очень удачно. То есть, мне нравится сама по себе задумка и я понимаю, что переделать тут ничего не получится, но… Главы большие. Опять же, на мой вкус, даже слишком. Одна алка – ладно, но две или три это, по-моему, перебор. Да, там все выверено по действию и сюжету, но я, признаться, сильно уставала от такого объема. Хотя, казалось бы, какая разница, одну большую главу прочитать или две-три маленькие? Это, разумеется, вкусовщина, и говорю я об этом лишь потому, что после такого объема об одном, переключиться на маленький кусочек совсем о другом, не получалось. И многие взаимосвязи между героями от меня ускользнули. Я не думаю, что это недостаток. Мне, повторюсь, понравилось изящество задумки. Я вообще люблю разные линии, казалось бы, никак не связанные, но позже сведенные воедино.

 

Здесь надо коснуться еще одного момента, вернее, двух. Мы с автором с самого начала оговорили необходимость оценить, насколько книга, являющаяся часть цикла, читается, как самостоятельное произведение. На этот вопрос у меня, пожалуй, нет однозначного ответа. Да, наверное, читается, но я постоянно чувствовала, что этот мир намного шире, чем описано в книге. Например, в первой главе, когда главный герой Кирай приезжает домой навестить мать, автор пишет:

 

Привыкнув к золотисто-медным пейзажам Безвременья и забыв, что города могут выглядеть иначе…

И все. Золотисто-медные пейзажи пробуждаю воображение, но какое Безвременье, что за Безвременье, в чем разница между ним и родным городом Кирая, не объясняется. Но я-то знаю, что есть еще другие книги! И делаю вывод, что о Безвременье рассказано где-то там.

 

Следующий отрывочек:

 

Безвременье выросло на горизонте сверкающей золотой пристанью среди глубинной зелени Восходящего леса. Оно тянулось к небу сотнями увитых плющом колонн и колоколен, упиралось в подступившую со всех сторон чащу домами, изобилующими архитектурными изысками. Вынырнувший из земных недр пятьдесят лет назад, вечный город стал несокрушимым символом новой эры, бессменным стражем Единства и нетленным обещанием не допустить вражды среди жителей Огнедола.

Опять маленький кусочек, очень красивый, но не особенно много объясняющий.

 

Дальше, конечно, и про Безвременье, и о многом другом информации появляется больше, но, опять же, я не фанат такой подачи информации. Я прямо в первой главе, там, где герой смотрит на родной город, хочу знать, о чем он думает, и чем Этварк отличается от Безвременья, а не сравнивать их, когда момент уже прошел. Но, опять же, здесь, в Мастерской, я видела достаточно людей, которым нравится складывать пазлы и сматывать-разматывать перепутанные клубки, так что и здесь все упирается в личное восприятие. То же самое касается прошедшей войны, Республики, магии и многих других аспектов мира. Да, информация есть, но мне все время было ее мало.

 

Опять же, если говорить о личном восприятии, то мне показался лишним второй визит Кирая к матери. Собственно, ее интерес к Светочу можно было показать и в первой главе. Точно так же и визит к родственникам сослуживицы Кирая – Дары. Если для встречи с матерью Кирая естьвсе же обоснование (он должен был увидеть знак Светоча, чтобы потом волноваться), то здесь, зачем? Показать, что не такая она и суровая? Ну, можно было и без этого визита как-то обойтись… Хотя мне очень понравилось описание дома и сада родственников, не могу его не привести:

 

Пройдя мимо журчащего в окружении берез фонтана, она остановилась у дома, примыкающего к парку торцом. Нефритовые трясинные коты, вцепившись когтями в углы трехэтажного здания, карабкались к крыше, а на балясинах, вместо перил, растянулись удавы, глядящие на всякого гостя глазами из янтаря.

Коты! Я хочу видеть этот дом! Красиво же… Но именно шестая и седьмая главы у меня провисли, читались трудно, вот я и ищу, где бы их сократить.

 

Напоследок, наверное, следует сказать об основных героях. Я уже говорила почему мне сразу стал интересен Райз. Кирай поначалу мне тоже понравился (он мне и потом не разонравился, если что). Хороший молодой человек, основательный, целеустремленный, решивший пойти по трудному жизненному пути и успешно добившийся своей цели – стать защитником Родины, выдержавший все нелегкие испытания. И их взаимоотношения с его лучшим другом Лимусом – воздушным магом, тоже очень симпатичные. Принцип: «Мы такие разные, но все-таки мы вместе», всегда работает. Больше того, все герои основного костяка – разные, яркие, живые, каждый со своим характером, в них не путаешься, не забываешь, кто есть кто. Но лично для меня, опять же, проблема в том, что они никак не развиваются. Они воюют. Да, им нелегко, да, приходится принимать трудные решения, да, с кем-то, например, с командиром отряда Гериалом, отношения Кирая углубляются в сторону большего доверия и взаимопонимания. Но при этом нет того, что зацепило бы. Вот Райз, про которого думаешь одно, а потом – раз! – и все оказывается вывернутым наизнанку, впечатляет. В психологическом плане его линия для меня самая сильная.

 

По хорошему, прежде, чем писать рецензию, да и просто чтобы уложить все в голове, мне бы нужно было перечитать все заново, возможно, не один раз, а потом уже оценивать все сюжетные линии и их переплетения. Я бы и не стала, если бы не конкурс. Все же хочется и кого-то еще успеть прочитать :). Но, возможно, когда-нибудь я вернусь и сделаю это. Правда, только после того, как над романом поработает бета. Собственно, это был второй пункт, который мы оговорили с автором: роман не вычитан, но вычитываться будет. Поэтому я не обращала внимания на косяки, хотя они есть. Вернее, обращала, конечно, но списывала их со счетов, потому что там нет ничего непоправимого. Ну и, может быть, другого автора мне хотелось бы покусать за их количество, но Эри не хотелось. Да-да, я знаю, это все вкусовщина опять же, но когда в книге видишь потенциал, к тому, что можно исправить, не хочется придираться.

 

Пока «Пламя огнедола» для меня похоже на не ограненный драгоценный камень. Вот, когда его обработают и отшлифуют, тогда, возможно, он заиграет искорками и гранями, которых не видно сейчас. Опять же, лично мне. Поэтому я прошу автора не расстраиваться, несмотря на все вышесказанное. «Пламя огнедола» — роман законченный, продуманный, сложный по построению – в хорошем смысле этого слова.

 

Мне кажется, у романа хорошие шансы быть изданным, ведь в нем есть и экшн, и драйв, и красивый мир, и интересная история, рассказанная сочным и «вкусным» языком. И друиды! Совершенно замечательные, самобытные друиды. Главное, привести текст в порядок и выпустить в большой мир, в чем я автору совершенно искренне желаю удачи.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль