Дора Штрамм. Рецензия на роман Арисы Вайи "Лепрозорий"
 

Дора Штрамм. Рецензия на роман Арисы Вайи "Лепрозорий"

+24

Ариса Вайя, «Лепрозорий»

 

Поскольку начинать положено с хорошего, начну с него. У автора есть фантазия, это большой плюс, и есть мир, порожденный этой фантазией. Не берусь судить, насколько он оригинален, меня при чтении не оставляло чувство, что я смотрю анимэ, а не читаю роман, но мне лично ничего похожего не встречалось. Мир получился интересный, многогранный, как те самые кристаллы, о которых так много в романе говорится. Все, что происходит в романе, надо отдать автору должное, работает на то, чтобы раскрыть мир, рассказать и объяснить его историю и, собственно, привести его, мир, в порядок, исправив ошибки как творца, так и его творений.

 

И все это очень хорошо, но беда этого текста в том, что он не просто не дошлифован, а представляет собой всего лишь заготовку, каменную глыбу, из которой мастер уже начал ваять статую, но до ее завершения еще очень-очень далеко. У статуи уже, конечно, есть руки, ноги, голова, туловище и даже крылья и каждый, кто посмотрит на него, увидит, конечно, задумку автора. Но назвать его творение законченным или прекрасным пока нельзя. Если у автора хватит терпения и умения, роман может получиться вполне неплохим.

 

Если поначалу я отмечала про себя, что в действиях героев, их переживаниях, нет ничего оригинального, ничего цепляющего, то ближе к концу вдруг с удивлением обнаружила крючки, которые на меня начали действовать. Отдельные рассуждения героев, например, взгляд Люциферы на мир, показались мне даже очень интересными. Не могу сказать, что меня тронула концепция безумства бога, сотворившего мир Лепрозория, полагаю, и без меня найдутся желающие порассуждать на эту тему. Скажу лишь, что автор смело затрагивает материи, которые могут принести немало головной боли, беду на ее роман набредет любитель поломать философские копья.

 

С другой стороны, к цепляющим лично меня крючкам никак нельзя отнести вдруг вылезшую к концу романа проблему Люциферы: «Меня, такую, какая есть, нельзя любить». Эта тема всплывает слишком часто. Тем не менее, если автору хочется именно этого, показать превращение искалеченной женщины-машины для убийства в женщину обыкновенную, находящую новые ценности, учащуюся понимать себя, свои желания, находить и понимать новые точки опоры в жизни, то работать тут надо более ювелирно. Я не спорю, что процесс «очеловечивания» может произойти спонтанно, в результате накопления впечатлений, прорваться в какой-то момент, как нарыв, но пока, на мой взгляд, все произошло слишком уж внезапно.

Если взять еще одну аналогию, на сей раз с паутиной, что тоже будет уместно, автор протянул толстые нити сюжета, но пока паутинки между ними, по большей части, скомканы, перепутаны, разбросаны в беспорядке. Все нужно приводить в порядок: отслеживать взаимосвязи, поведение, кто, что, когда сказал и сделал, отсекать лишнее и ненужное.

 

По-хорошему, этот роман нужно переписывать заново, может быть, через несколько лет, когда автор наберется опыта и сможет это сделать. И, конечно, нужна хорошая и очень терпеливая бета, которая поможет справиться с языком. Заглянув в профиль автора, я осмелюсь предположить, что русский язык для нее не родной. Это чувствуется по совершенно неправильному, порой, употреблению слов и речевых конструкций. Тем не менее, первые главы более-менее вычитаны, а к финалу, как правильно было отмечено в комментариях, автор, судя по всему, расписался. Так что, думаю, со временем все получится.

 

Если говорить о динамике текста, то лично у меня книга забуксовала ровно в том месте, где пора было бы начаться основному действию. Поскольку читаю я в читалке, которая показывает процент прочитанного, я невольно слежу за этими самыми процентами и заметила, что к концу первой трети книги, обычно уже успеваю вжиться в мир, познакомиться с героями, понять, что они из себя представляют и чего хотят. И именно в это время чаще всего порой, мелькает мысль: «Ну, а теперь пора начаться основному действию!». Проще говоря, именно в этот момент должно начать происходить что-то интересное.

 

Что получилось здесь. Активное действие начинается в романе с самого начала. Люцифера бежит, мстит, сражается, убивает, то есть, маховик конфликта к 30% романа уже раскрутился вовсю. И тут вдруг вступает Химари и ее история. Я честно скажу, что осилила ее с трудом. Это был момент, когда я была готова бросить роман. Возможно, кому-то японский антураж и котики в кимоно будут интересны, но я все это кушала ложкой много раньше, это раз, и два – действие пошло на спад в тот момент, когда оно должно, по идее, стремиться вверх.

По себе знаю, как жалко бывает расставаться с написанным, но, откровенно говоря, без этих глав о Химари роман не потеряет ровным счетом ничего. Свою историю кратко, не менее интересно и в объеме, достаточном для понимания, что движет этим персонажем и раскрытия ее характера, она сама рассказывает позже Еве. И вот так – короткими грубыми мазками, жестко и без прикрас и соплей, которые так любит поминать автор, оно производит намного более сильное впечатление. Если вам жаль расставаться с написанным, перенесите его ближе к концу, например, сделайте воспоминанием Хайме, который рассказывает об их жизни.

 

Если говорить о том, что еще бросалось в глаза – мужские образы. Я, лет десять назад, пользовалась таким приемом: обдумывая поступки персонажа-мужчины, спрашивала себя: «Что бы тут сделал Рэмбо?» Мог ли бы он заплакать? Надуться? Шептать на ухо врагу? Произносить пафосные речи? Очень помогает, должна сказать :)

 

Внезапная наивность Люциферы, которую обвел вокруг пальца Хоорс, купив на сказочку о любви… ну… всяко бывает, конечно. Все бабы дуры и все такое. Но как-то концепт бы, что ли, какой-то подвести? А то маршал, гениальный стратег, и вот так вот вляпаться, словно девчушка-подросток? Похитрее бы тут закрутить.

 

Не буду расписывать по пунктам, как в других рецензиях впечатления, героев и прочее, потому что тут нужен такой массив работы и комментариев, что я просто не хочу его осиливать. Был бы текст повычитаннее, тогда, да, а пока – нет.

Резюмируя, повторю, что автор на данный момент сделал основное – придумал и создал костяк. Дело за малым – довести творение до совершенства. В чем я автору совершенно искренне пожелаю удачи, потому что, несмотря на то, что за стилистические и прочие ляпы порой хотелось совершать по отношению к автору противоправные действия, идея хороша.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль