Артур Темиржанов. Рецензия на роман Марии Чурсиной "Хозяйка Города"
 

Артур Темиржанов. Рецензия на роман Марии Чурсиной "Хозяйка Города"

+11

А артик с крылатой героиней-то клёвый...

 

Чтобы точно отразить свои впечатления от романа, я нарисовал специальный график, с которым каждому предлагаю ознакомиться.

Скрытый текст

Будем честными, я не вхожу в целевую аудиторию этого романа. Я не девочка, мне не четырнадцать лет, а на дворе не 2007-ой, чтобы увлекаться сюжетами о не-мёртвых (через дефис!) институтках третьего курса, которых убил собственный учитель и которые страдают от неразделённой любви даже за гранью жизни. Однако, у истории и концепции был потенциал, который благополучно погиб по пути в неравной схватке с романтической фантастикой. К слову, из ромфанта я никогда ничего не читал, но «Хозяйка города» — это чуть ли не вещь со всеми стереотипами, которых я жду от подобного жанра.

Что же, препарируем наш труп по порядку.

«Хозяйка города», в первую очередь, роман о не-мёртвых (через дефис!). Но не ведитесь на обложку, на деле этот роман о неживых. О неживых персонажах, о мёртвом городе и о сюжете-кадавре, о котором можно слагать легенды. Всё же, надо начать с плюсов, чтобы минусы остались последним в памяти читателей рецензии.

У книги очень интересная концепция. Нет, не так. У неё потрясающая концепция. Живой\мёртвый Город, в котором наши друзья могут вернуться в виде призраков (то бишь, сущностей), если их ещё кто-то ждёт. Более того, знание этого — не удел какой-то кучки посвящённых, а почти что всем известный факт. Обыватели окружены всяческими сущностями, однако, будучи людьми занятыми, предпочитают их не   замечать. Большинство вообще перестало верить в существование потусторонних сил, несмотря на то, что на руках вполне известные случаи пропажей и смертей. Проблемой сущностей занимается организация под названием Центр, к которой и принадлежит наша героиня, по имения Надя.

Надя, если можно так выразиться, «ближе к той стороне», всегда была и всегда будет. Она всегда ощущала присутствие потустороннего, из-за чего с самого детства мать называла её чудовищем (к этому мы ещё обязательно вернёмся). В институте её силы неожиданно пригодились, когда преподаватель по имени Миф взял девочку под своё крыло, дабы усиленно заняться с ней, кхм, исследованием паранормального. Слово за слово, и Наполеон получил по морде Надя перешла черту, превратившись в сущность, у которой вместо костей арматуры, а вместо крови — речная вода. Представьте реакцию преподавателя, узревшего такое-то вот чудо-юдо. Как всякий адекватный человек, он запирает девочку в квартире высотки и та помирает с голоду. Да и чёрт с ней.

Но нет! Как я уже сказал выше, вы всегда можете вернуться, если вас кто-то очень сильно ждёт. И у героини Нади такой человек есть — подруга по имени Сабрина. А может быть, даже и любовница. Крутейший боевик Центра, описывающийся фразой «В чём подвох?.. С***, у неё меч!». Подчёркнуто нордический и безэмоциональный персонаж, она оставляет больше впечатления, чем Надя с её вечными страданиями — но об этом потом.

Надя возвращается с «той стороны» и доводит бедного Мифа до могилы. Где-то говорит, что убивает, а где-то — что тот погиб сам, не выдержав мук совести. Я так рассудил, что девочка просто свела его с ума. Лично меня вся эта катавасия больше раздражала, чем интриговала, но я отложил её на потом, так как подумал — это просто черта персонажа, предыстория, не влияющая на сюжет. Никогда я ещё так не ошибался.

Тем временем, после оживления Иисус-стайл, Надя устраивается на работу в Центр, где в один прекрасный день, прямо накануне отпуска, её начальник по имени Антон (Антонио для эстетов) не вваливает ей дело о ЗАГАДОЧНЫХ (ахахахахаха, ЗАГАДОЧНЫХ, КАРЛ!) самоубийствах подростков. Надя дико обижается, но, с другой стороны, Город всё равно не хочет её отпускать, поэтому приходится заняться делом.

И вот тут вылезает один из огромных для меня плюсов романа: работа следственного отдела Центра и поисковиков описана как донельзя бытовая вещь. Герой собирается в отпуск, но тут его вызывает начальник и говорит: «Это, призраки расшалились, ты их это, того». Герой топает ножкой, но за дело берётся, а затем начинает искать зацепки. Эта часть — первая, — мне дико понравилась. Почему? Да потому что есть процедуралы про агентства по истреблению сверхъестественного. Есть процедуралы вовсе в фэнтезийном мире, где герой — наёмный товарищ, занимается всякими призраками и прочей духовной швалью. Но я ещё ни разу не видел, чтобы дело происходило в условно-российском сеттинге, где народ — наши с вами современники, что верят\не верят в сущностей под боком. Ты видишь призраков?.. А они есть! Более того, не раз и не два в тексте упоминаются пресловутые боевики, которые истребляют нечисть. И за этим плюсом кроется жирнейший минус — кроме Сабрины, размахивающей заколдованным (ли?) мечом, аки заправский виедзмин Герка, других боевиков мы и не видим. Более того, странно то, что с главным злодеем люди предпочитают бороться традиционными методами — пулями да взрывчаткой. Учитывая эффективность Сабрины, у меня становится вопрос — а какого, собственно, чёрта? Напустите на этого негодяя стаю девиц с мечами — и всё, дело в шляпе! Ну да, жанровые ограничения, понятно, книги бы не было, да и не о том совершенно книга.

И здесь лезет следующий минус — КНИГА НЕ О ТОМ. Книга не о прикольном и довольно увлекательном расследовании с подковерными интригами охотников на нечисть, как бы вас ни убеждала в этом первая часть. Здесь есть и детектив, и мини-хоррор (стоит вспомнить сцену с куклой в запертой квартире, как мурашки по коже проходят — а уж реакция соседей на нечисть-то как радует!), и экшн, и даже политический триллер с охотниками, пытающимися поймать самого сильного призрака и подчинить себе.

А суть вот в чём. Почему Наде поручили это дело? Потому что Антон(-ио) беззаветно влюблён в учительницу биологии (Елиза)Вету, которая, в свою очередь, влюблена в Фантом Города по имени Пугало. То есть, Антон как бы и не хочет ставить возлюбленную под удар, но дело решать надо, потому вместо поисковиков он и поручает расследование Наде. Двадцать пять лет назад детки из класса Веты пытались вызвать Фантом (или же так говорит сама Вета), но не получилось, не фартануло, да и всё обернулось смертями ребят из того класса. Собственно, нынешние смерти напрямую связаны с событиями двадцатипятилетней давности. И как же?

Вумная не по годам Наденька понимает, что это «Буууу!» неспроста, оттого и начинает выкапывать второе дно, на котором прячется мощная сущность по имени Скрипач — именно эта тварь, отожравшись на диггерах, решила порешать бывший класс Веты. Зачем? Да потому что она хочет вломить Пугалу по самые его птичье-листиковые внутренности так, чтобы даже проводов не осталось. Тварь хочет стать Хозяином Города. Чисто такое мужское желание — узнать, у кого провода длиннее.

Всё это выливается в полное напряжения (нет) противостояние на крыше, где Надя волей случая выступает посредником Скрипача и вызывает Пугало и Вету на бой. И-и-и-и с этого момента всё катится к Надиной матери.

Потому что Пугало проигрывает бой за Город. Потому что Вета «уходит». Потому что живых (то бишь, людских) персонажей в книге и так три с половиной инвалида, полтора которых — это Сабрина с мечом. А «живых» персонажей здесь нет вовсе. Надины страдания лично мне возвращают мой 2007-ой, где эмочки грозятся убить себя и картинно страдают, называя любовь проклятием (no shit, Sherlock), демонстративно отвергают советы психологов и картинно выбирают между миром живых и миром мёртвых. А я не могу этому сопереживать, потому что психолог дело говорит — люди переживали вещи и похуже, чем смерть от голода. И, боже, я процитирую «Хеллсинг»: «Чудовищами становятся те, кому сил не хватило быть человеком». Наде не хватило. Надя вообще человек слабый, который раз за разом делает выбор в сторону чудовищ и сущностей, которые, в свою очередь, раз за разом ей повторяют: «Алло, планета Надежда? Если бы меня ждали на той стороне, Я БЫ ПРЕДПОЧЁЛ БЫТЬ ЖИВЫМ, СПАСИБО БОЛЬШОЕ». С одной стороны, она делает это ради Города. Якобы. Или нет. На самом деле, мне очень, очень трудно понять её мотивацию, потому что, как я уже сказал, она не не-мёртвая, она неживая. Она для меня плоский персонаж, потому что при всех её страданиях, я не чувствую, что она так уж сильно хочет быть живой. Её жажда спасти Город до того, как Скрипач захватит всё и изгонит людей кажется странной, учитывая, что единственный человек, который её ждёт — это Сабрина. Больше связи с внешним миром у неё нет. Да плевала она на этих людей три раза, и если в этом кроется истинная причина такого скудного каста персонажей, то я могу похлопать. Только вот не буду.

И вот Сабрина кажется более живой, несмотря на то, что реплики у неё выписаны в стиле лучших боевиков 80-ых, где лаконичность и крутость решает больше, чем смысл. Она даёт Наде столько шансов вернуться, что это почти кажется невероятным, как у человека вообще хватает столько терпения мириться с проделками не-мёртвой (через дефис!) институтки-третьекурсницы (через дефис!).

В общем, Надя начинает искать людей, чтобы противостоять Скрипачу. Как ни странно, люди предпочитают ливануть, чем тащить эту обречённую пати. Фактически, ей верит только Сабрина, которая идёт с ней на поиски логова Скрипача, чтобы убить зло в зародыше и не дать ему разрастись. Следует шикарнейшая (но не такая, как сцена в квартире) сцена в метро, где в поезде сидят мертвецы и едут… едут… едут по кольцевой… бесконечно…

В общем, длинная история коротко, они терпят поражение — у Скрипача проводов таки больше, чем у них, отчего Надя ищет помощи у сущностей. Но сущностей не поднять на бой, пока их не позовёт Хозяйка Города. Надя идёт в старый город (потусторонняя, заброшенная версия нынешнего Города) и ищет там учительницу. Которая, увы, не просто ушла, а ушла в могилу. И не вернётся. Вообще.

В таком случае, люди уже точно не помогут. Надя поднимает свой отряд сущностей на окончательное решение скрипачного вопроса. Но даже зондеркоманда призраков в полном боевом составе сливает раскачавшемуся на сожранных людишках Скрипачу. Ибо нефиг.

В конце концов, оставшиеся люди сбегают, вместе с Сабриной, что тащит Надю за собой. Но та снова сбегает (!), остаётся в городе (!!) одна (!!!) и решает — what the hell, I'll laugh anyway. Браво. Самоотверженность, граничащая со смертельной глупостью — это по-нашему. И здесь я серьёзно, без сарказма — даже несмотря на то, что она ОПЯТЬ отталкивает Сабрину, она всё-таки решает что-то сама, отвергнув разумный путь в пользу пути правильного.

Надю захватывает Скрипач и, внезапно, предлагает стать ей Хозяйкой Города. Надя берёт время на думку.

Но тут, ВНЕЗАПНО, оказывается, что Антон — не просто плоский, унылый и бестактный фраерок, который двадцать пять лет пускал слюни на Вету, влюблённую в дух Города, и который раз за разом доказывал свою унылость во всех диалогах, но ещё и офигенный Рэмбо, способный выжить в городе, откуда даже поисковики (крутейшие ребята, судя по описаниям) свалили в первую очередь. Он везёт Надю на кладбище, где та неожиданно понимает — пока она столько времени загонялась по своему мёртвому возлюбленному, надеясь, что они встретятся в не-мёртвой (через дефис!) форме, Миф благополучно тлел, забытый всеми. ОН НЕ МОГ ВЕРНУТЬСЯ. По какой-то причине, от этого у героини отрастают крылья. Потому что она не боится больше высоты. Оставим этот момент на совести автора, ибо крылья из арматуры, обитые поэлитиленом — это клёво.

Ну и пришло время для финальной битвы со Скрипачём, в которой выясняется, что Антон = Скрипач. Биг сурпрайз, он не просто унылый фраерок, а таки готовый на всё ради любви безумец. И это, чёрт возьми, превращает его из разряда плоских товарищей в лучшего персонажа книги.

Помните Вету? Ах да, не помните. В общем, эта, не побоюсь сказать, стерва отвергает нормального здорового пацана в пользу покрытого перьями и листьями призрака. Не знаю, чем и как они эти двадцать пять лет занимались, но Антонио занимался следующим — становился чудовищем и жрал людишек, чтобы стать самым крутым пацаном на районе и в итоге раскачался до того, что смог кинуть предъяву в лицу своему сопернику, свести его в могилу, свести в могилу свою стерву-возлюбленную и выгнать поисковиков из города нафиг. Он захватил Город. И в свои финальные мгновения он стал самым трёхмерным персонажем, потому что его мотивация проста, но эффективна и понятна. Более того, целеустремлённости такого человека можно только позавидовать, а от такого количества терпения (двадцать пять лет!) себе бы волосья из носа даже сам Будда вырвал бы. И в финале Антон объясняет, что, дескать, что ты будешь делать, когда любовь всей твоей жизни уводит соперник, который бесконечно сильнее тебя? Слабак бы сдался. Но не Антон. Антон берёт дело в свои руки и решает проблему по-мужски. Увы, судя по его словам, к этом моменту он подошёл, в первую очередь, для того, чтобы погибнуть.

И Надя его убивает, пока он в своей человеческой форме. Я предполагаю, что он хотел погибнуть, опять же. Потому что его смерть очень легко списать на Синдром Злодея, когда главный гад начинает рассказывать все подробности своего плана, давая герою возможность Из Последних Сил Нанести Финальный Удар.

И, в общем, на этом книгу нужно было закончить. Антон достиг своей цели и погиб, так как у него больше не было мечты. Надя, став Хозяйкой пустого города, лишилась остатков человечности и неизвестно, смогут ли вернуться люди в эту обитель печали и пустоты. Все потусторонние друзья Нади мертвы окончательно. Открытый финал, решайте отсюда, что хотите.

Но затем идёт эпилог. Люди вернулись, вместе с ними и Сабрина, которая всегда будет держать для Нади форточку открытой, а это значит, к людям она ещё может и вернётся. Пусть и нескоро. Где бешеная мамаша Нади — неизвестно. Кто её отец, к слову, тоже. А это вроде было даже важно?

Но последние строки перечеркнули для меня всё впечатление от романа.

— Хочешь, я расскажу тебе историю? — спросила она. И, не дожидаясь согласия, начала. — Один парень полюбил девушку, красивую и строгую. Но их отношения не сложились — девушка ушла к другому. Соперник был сильнее, могущественнее. Скажу прямо — он был ни много ни мало Городом. Шло время, но печальная любовь не забывалась. Брошенный парень понимал, что от своего не отступится.

— Ну и дурак, — пробормотала Сабрина.

Надя подавила хмурую усмешку.

— Потому он решился на отчаянный шаг. Он решился стать таким же сильным, как Город, хоть и знал, что для этого ему придётся отбросить свою человеческую суть. Он долго ждал, он жил в подземельях, он убивал людей и питался их жизнями, чтобы набраться сил перед боем. Он стал чудовищем, равным которому никогда не было в городе. А когда он вышел на свет и вызвал Город на бой, то выяснил, что девушка его не полюбила человеком — и никогда не полюбит чудовищем.

Потому что это не любовь делает из нас чудовищ. Чудовищ мы делаем из себя сами.

Отметить текст как «прочитан»

Эти строки могла написать только женщина. Не хочу разводить сексистский срач, но я не вижу отличий между чудовищем Надей и чудовищем Антоном. Более того, Антона я больше уважаю как человека, который не сдался, а Надя мне кажется комком неуверенности и ангста, за которым следить не просто скучно, а, порой, даже неприятно. Более того, заглянув в паблик «Клуба романистов», я натолкнулся на удивительные вещи, адресованную автору.

*удалено злобной цензурой, так как сравнивает автора с героем...**devil_girl*лик злобной цензуры*

Но об этом в другом месте и в другое время.

А по техническим деталям: очень хочу, чтобы автор прочла о применении «не» и «ни». Когда натыкаешься на ошибку один раз — терпишь. Но чуть ли не везде — тут даже шаолиньский монах придёт в ярость, что уж говорить о невоспитанном мужлане из рабочего класса, вроде меня.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке

 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль