Еще немного дани Клубу Романистов. Птица счастья (она же — я, в данном контексте) за 3 дня умяла этот роман и, оставив день на послевкусия, таки пишу рецензию. Знакома с книжкой я по сессии, впечатление было получено весьма и весьма положительное, так что затяжной вдох с надеждой на лучшее не произошел (в хорошем смысле). Правда, я оказалась в некоторой растерянности, но не все сразу)
Что такое хорошая книга? Смотря с какой стороны зайти… Если с позиции автора, то хорошая книга – та, которая ровно закручивается в спираль, сворачивается, складывается. Иначе говоря – книга без косяков, без «торчащих ниток», без «повешенных героев», с выверенной интригой, с полноценными героями. Если с позиции читателя, то хорошая книга – та, послевкусие от которой сравнится со вкусом, та, которую я захочу купить и поставить на полку, та, которая заставит меня усмехаться над замыслом (не путать с юмором, у меня с ним вообще не очень хорошо), и та, которую я дам мужу (ну не могу я подсунуть ему что-то плохое, это же еще потом обсуждать придется).
Мир
Герои
Сюжет, ситуации
Язык
Концовка
Сильные места
Слабые месса. Торчащие ниточки, повешенные человечки.
Хочу ли я перечитать?
Какой у книжки вкус?
Какое послевкусие?
Что я хочу вынести из книги?
С чем я согласна?
С чем не согласна?
Что задело? Что царапнуло?
Купила бы и поставила на полку?
Ну-с, приступим!
Мир.
У Вилиама Светлого есть королевство, завоеванное потом и кровью. О нем мы знаем только то, что земель здесь много, есть даже какие-то далекие-далекие холодные места, куда ни один адекватный человек сам не пойдет.
Есть здесь и место магии со своим бестиарием, показанным под конец (в смысле — книга, так-то никого нам не показали).
Все действо, хоть и рассредоточено по разным концам королевства, но развивается в трех точках — самом замке короля Вилиама, бунтующей земле Берении, поселке Глорпов и крепости Торпе. Больше всего внимания уделено земельке «дикарей» Глорпасе, там вам покажут и как устроены дома жителей, и во что они верят, и как чтят традиции.
Герои.
Сама подача героев легко узнаваема — так знакомят с ними в исторических романах, когда читатель более-менее знает, кто такой, скажем, Людовик 14-й или Карл 6-й. Вот только я не знаю Вилиама 1-го Светлого, как и не знаю его сыновей. И мне даже некуда подсмотреть, каясь в халатном изучении Всемирной истории.
Получаются герои-функции. Я ничего не знаю о них, кроме того, какую должность они занимают, какое у них задание или какая цель, и кому они служат. Это исторические хроники, но за героями не стоят личности, из-за чего они немного плосковаты.
Единственный совершенно объемный герой — глорпка Карланта, она выкладывает всю подноготную в своих же разговорах, снах и обдумывании проблем. Но все остальные не так откровенны в разговорах и даже мыслях. Мы слышим рассуждения, но не видим за домыслами человека. Из чего все они складываются? Где то их прошлое, которое сделала их такими? Почему Фронадан струной звенит, когда видит леди Гретту и вспоминает, мол, она была другой. Где те «контрольные точки», что он прошел, чтобы стать именно таким человеком, какой он есть? Он выполняет свою задачу достойно, но кто он? С Симелью та же беда, ее прошлое, как эхо, оно было и прошло, но совсем не ясно, какой отпечаток оно оставило на ней.
Открыв книгу и дочитав до середины, я поняла, что моя доля — не более доли Сенара, мальчишки-слуги. Я вижу господ, я смотрю на них снизу верх, но я не знаю их, это какие-то взрослые, которые делают серьезные вещи, занимаются политикой. Я вижу их дела, как хроники, но не вижу их самих.
Кстати, сын Сейтера потерялся в шатре у земель Берении. Сын есть, он жив, но сына нет, хотя его не оставляли нигде.
Роли некоторых людей так и остались для меня загадкой. Эти люди, как массовка, но даже функций не несут. Более-менее второстепенные герои двигают сюжет лишь линии с Симель. Но все остальные ниточки канули в лету, создав массовку, но никак не сыграв, заполнили драгоценное место в повествовании, но не дали ничего, кроме вопросов. С одной стороны, это лишь первый том, но с другой — а не забуду ли я про них ко второму тому?
Сюжет.
В эпоху своей молодости король Вилиам объединил несколько земель под свое начало, и война сменилась миром. Но даже мир не вечен, и королевство пошатывается. Как и мир, король Вилиам тоже не вечен и доживает свой век в постели в окружении лекарей, сиделки и стражи. Его надежда — родные сыновья, которых любит он весьма «неравномерно». Но решать проблемы государства таки отправляет. Сперва племянника, потом сыновей. Это одна из ветвей сюжета и развивается она со второй главы вплоть до эпилога с далеко идущими последствиями. Вы даже можете делать ставки, кому достанется трон.
Рядом с этой веткой сюжета проходит жизнь некоей Симель, маскирующей за службу сиделкой свое прошлое, от которого она бежала, как от огня. Симель очень много знает и много умеет, но сильнее всего ее отличает верность короне (практически в абсолютно прямом смысле). Ее ветку нам тоже обрывают, предлагая подождать другого тома.
Очень-очень отдаленно с этим связана жизнь ученого мага Кэларьяна и его воспитанницы Каланты. Процентов 80 книги эта ветка с остальными двумя не связана вообще. Это как будто автор решил, что текста мало, заговор надо усилить, и добавил парочку чужих жизней. Текст от этого выиграл в живости (Карланта здорово разбавляет героев-функции), но проиграл в сюжете (примотать бы эту линию к сюжету покрепче).
Если вы обманулись жанром (фентези), то вас ждет маленькое разочарование. Этот роман о политике. Вы в нее поверите, вам ее объяснят. Она действительно написана достойно, но фентези здесь лишь эхом.
Язык. М, к такому языку привыкаешь, читая исторические романы один за другим, не мешая их с фантастикой или, еще пуще — с детективами. Для меня написано массивно и в тех старых добрых традициях — тяжеловесно. И это вопрос не столько языка даже, сколько сюжета. Первую треть он разворачивается с черепашьей скоростью, вторую треть едва ли сильно быстрее. Ежели вдруг вы собьетесь на незнакомых словах (а если вы не грызете исторические романы, то вы наверняка собьетесь на первом же описании рыцаря в обмундировании), то вам придется очень тяжко. Я не избалованная, слова были знакомы, так что прожевала на чистом энтузиазме и любопытстве.
Концовка.
Для Симель концовка сыграла, все ниточки (практически) подтянулись, клубочек завязался и покатился. С другими сложнее.
Сама концовка, как последние страницы книги, вышла очень достойной и сильной. Мое фи удовлетворено.
Сильные места. Сама политика является прочным фундаментом всего романа. В нее веришь, она не вызывает лишних вопросов и тянет всю интригу. Да и все «убранство» политики, атмосфера, детали, обрисовки, декорации дают достаточное погружение, притом весьма и весьма правдоподобное.
Концовка оправдала возложенные на нее ожидания.
Слабые места. Торчащие ниточки, повешенные человечки. рыцарь в латах, плескающийся в воде заставил меня остановиться. Парочка десятков килограмм, ледяная вода, конь в довесок. Либо это очень сильный человек, либо что-то не так.
Я не помню, чтобы собак пускали за королевский стол даже побираться под ногами, так что могу быть скора на обвинение, но мне показалось это странным.
Симель, имея прямой доступ к королю и некоторый «вес», так она представляет ему менестреля и говорит о священнике, не пользуется особой популярностью. А ведь люди склонны искать прямые выходы к королю, да хоть бы и через сиделку.
Про бестиарий выше уже говорила. Он как бы не к месту… Мы не встречаем созданий из этой книги, мы едва-едва касаемся магии. Да и в самый конец книги — по меньшей мере недальновидно.
Немного сбивают ремарки всезнающего автора, навродя «но герой еще не знал, что это только начало». Хотя кому-то нравится. Наверное. Я не спрашивала.
Хочу ли я перечитать? это читать стоит в полном «составе», имея на руках все тома. Иначе можно подхватить скептицизм. История долгоиграющая, но я бы хотела увидеть ее уже готовую, в мою читательскую голову помещается меньше, чем в авторскую, а многие вещи автор оставил на потом, для других томов. так что ответ — да, но когда это будет закончено.
Какой у книжки вкус? старых добрых средневековых переворотов. Эдаких чистеньких исторических хроник (чистеньких, ибо смачных запахов средневековья там не найти), в духе хоть того же Дюма или Дрюона.
Какое послевкусие? незаконченности( Финал есть, но он как бы промежуточный, а все остальное так, потешить читателя обгладыванием локтей.
3 любимые цитаты.
Слуги отражают настроение хозяев, как зеркало, а следить за ними куда проще.
— Из всех возможных отношений, — он был вынужден прерваться на несколько вдохов, — к человеку, который кормит тебя с ложки, — еще один судорожный вдох, — проще всего его ненавидеть.
Теперь не он, а Симель была застигнута врасплох. Не зная, что ответить, чтобы не спугнуть эту хрупкую откровенность, она только слегка пожала плечами. Никто не любит свои слабости. Вилиам окинул ее быстрым взглядом.
— Проще всего, да… Но единственно верно — любить, — он отдышался и пригубил настойку.
Он спросил тогда, почему глорпы не пробуют молиться богам, как южане — те утверждают, что получают ответ. Глорп лишь рассмеялся и сказал, что боги никого не слышат, а если бы слышали, все люди на земле уже давно были бы счастливы.
Хотелось бы отметить, что книга произвела на меня хорошее впечатление отчасти потому, что, закрывая ее, недочитанную, перед сном, я бы хотела просто там побывать. Просто заглянуть на весь этот ажиотаж, просто посмотреть. Не во все книги мне хочется ступить ножкой)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.