Чем меня заинтересовал «Ханет»? В первую очередь — нестандартной идеей. Я люблю истории про необычные социальные заморочки, необычные традиции и общества. Идея про общество дардов (или огров, если называть привычными терминами), которые покупают себе человеческих юношей для неведомых целей (причем абсолютно пристойных) — это довольно необычно.
Думаю, стоит предупредить сразу, что впечатления от прочтения вышли неоднозначными, поэтому, вероятно, рецензия выйдет сумбурной. Вероятно, даже больше похожей на переваривание всех впечатлений, чем на рецензию.
Сильной стороной романа мне показались идея, мир, атмосфера и язык; более слабыми — сюжет и персонажи. Но начну с хорошего.
ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ.
Получила ли я то, что хотела? О, да! В полной мере. Авторы старательно, дотошно и до мелочей описали быт, историю, религию и культуру дардов, не поскупились на новые термины и язык. Города, праздники, традиции выбора гзартмы, еда (да, еда в романе — отдельный персонаж)), погребальная церемония, церемония казни, легенды и сказки. Я снимаю шляпу — великолепно описанный мир, причем такой мир, в котором хочется пожить. А кому не хотелось бы? Дарды живут в гармонии с природой, миром и собой. В них в норме нет абсолютно ничего деструктивного, нет жадности, нет краж, нет жестокости. Неудивительно, что и любят они тоже по особенному.
В других рецензиях упоминали то, что мир сказочный и утопичный, и я соглашусь с этим в полной мере.
Отдельно меня порадовало обыгрывание привычных фентезийных штампов о глупых дикарях-ограх, которые в «Ханете» оказались высокотехнологичным, продвинутым народом с богатой культурой, а вдобавок — отмеченными благословением реальной, живой богини. А эмрисы, которые отчасти напоминают классических эльфов, оказались их дальними родственниками, с которыми культура и история дардов переплетается очень тесно.
В роли же аутсайдеров оказываются люди, которые хоть и владеют магией, но при этом довольно отсталы в культурном и техническом плане, а также обладают полным букетом всех привычных человеческих недостатков. Мне это тоже, к слову, понравилось. Я не питаю иллюзий по отношению к человечеству, и идея, что люди, владея магией, использовали бы ее бесконтрольно и агрессивно, нарушая природный баланс, пришлась мне по душе. А, кроме того, именно люди нередко вносят смуту в спокойную и гармоничную дардову жизнь.
Антагонистами же выступает государство Некрополия, жители которой напомнили мне о соответствующей расе в серии компьютерных игр «Heroes». О них рассказано меньше, чем о дардах, но, тем не менее, они и их идеологическая вражда с дардами (в отличие от банальной людской ксенофобии) показалась мне весьма интересной.
Но конечно главной изюминкой романа, на мой взгляд, выступает традиция насчет выбора гзартмы дардами. В тексте об этом не говорилось прямо, но, на мой взгляд, дардов считать мужчинами в традиционном плане нельзя — у них отсутствует половое размножение (они вылупляются из яиц, которые откладывает некое плодоносящее чрево), а сами дарды представлены только дардами и более мелкими слугами. Никого похожего на женщин у них нет, только Удра, которая богиня. Гзартмы же выступают кем-то вроде гибрида гейши и экономки: следят за домом и развлекают дардов красотой, музыкой и общением. Только с одним «но» — они обязательно должны быть мужчинами. Женщин Удра в своих городах не приемлет (и меня до сих пор гложет любопытство почему — об этом не говорилось прямо или же я оказалась, как всегда, самым внимательным читателем).
Поначалу меня одолевал вопрос, почему потенциальные гзартмы (Ханет, Нейтан, Далий и Паоло) воспринимают свои перспективы так просто. Возьми нашего мальчика-подростка и сообщи его, что ему нужно будет рядиться в платья, пудриться и составлять экибаны, как у него это вызовет еще то отторжение. Однако, по ходу книги на этот вопрос дается ответ: все внешние элементы гзартм В ТОМ МИРЕ не являются женской прерогативой. По словам Нейтана, украшения, наряды и косметика — это страсть знати обеих полов, а не только женщин. Домашними делами Ханет занимался вместе с матерью, пока не подросли сестры — для него это привычно. Увлечения музыкой, танцами и искусствами, вроде резьбы по тыквам — это то, что любят эмрисы. Ханету пятнадцать, судя по всему, он не особо темпераментный, поэтому непристойные варианты службы гзартм ему, как и Далию с Нейтаном, которых родители старательно оберегали от всего пошлого, в голову просто не идут. Вот Паоло и Салилэт к перспективе становления гзартмами относились с подозрениям, привычным, кхм, мужчинам, так что, это не недочет авторов, а лишь особенность фокальных персонажей. Авторы ответили на мой вопрос достаточно емко ИМХО.
Говоря о гзартмах, нельзя не упомянуть агрх-гзартм. Если гзартм дарды могут менять, как перчатки, то агрх-гзартма — это спутник даже не на всю жизнь, а на все последующее бытие до скончания мира. Описывается по книге некое предчувствие, связь, которая объединяет агрх-гзартму и дарда, а попросту — любовь. Любовь абсолютно платоническая и больше похожая на любовь-дружбу, которая, на горе любителям М+М, не заходит дальше обнимашек и ритуала укуса, который, судя по всему, и передает ту самую «энергию любви», которая питает Плодоносящее чрево, откладывающее яйца дардов.
Что касается языка, то он прост и хорош в своей простоте. Местами все было чересчур уж сладко, эмоционально и приторно — видно, что писали девушки — но, в целом, свою задачу язык выполняет и картинку показывает. Не могу, кстати, не отметить — и это жирнейший плюс, просто 20 из 10 — что авторы ПОКАЗЫВАЮТ, а не рассказывают. И показывают очень профессионально. Еще раз снимаю шляпу.
Теперь о слабых местах. Сюжет настолько прост, что его будто бы и нет. Как мне показалось, что авторы больше хотели показать мир, чем рассказать историю. Тем, кто любит остросюжетные романы, точно не зайдет.
Сюжетная линия Салилэта и Вадрага — наиболее динамичная часть. Здесь и детектив, и экшн, и почти шекспировская драма, и, собственно, большая часть самих событий)) Эта линия лихо закручена и интригует, как и интригует раскрытие через нее конфликта Забрага и Некрополии. Скажу честно — все-таки моя любимая. Как ни крути, а я люблю безнадегу и драматизьм, и авторы здорово меня ими потешили, особенно, на контрасте с остальной радостной и благоденствующей частью романа. Сцена казни и похорон просто рвала сердце, одобряю.
Персонажи… Для меня персонажи временами казались блекловатыми, что расстраивало, потому что авторы над ними постарались, иногда тратя целые сцены или даже главы на то, чтобы показать индивидуальность каждого ситуативно, без банального «он был педантичный» или «он был добрый». Особенно, это касалось троицы друзей — Ханета, Нейтана и Далия. Временами мне казалось, что если перепутать местами имена в совместных эпизодах, то я не увижу разницы. Да, авторы выписали и показали их различия. Ханет — простой трудяга, рыбак, он обожает море, не может смириться с гзартмовьим бездельем, робеет перед слугами и неграмотен. Нейтан — насмешлив и умен, эдакий эрудит, который все легко воспринимает и открыт всему новому, а Далий — тихий, скромный книжный червячок с добрым сердцем и прекрасным голосом. Но когда они собираются вместе, то разницы будто бы особо и нет, ребята смазываются в один жизнерадостный ком, и я перестаю их видеть. Только Паоло в совместных сценах в глаза и бросался. Не знаю, было ли это минусом для кого-то еще, но мне несколько подпортило впечатление. То же касалось и слуг. Вот дарды, собираясь вместе, индивидуальности не теряли, поэтому совместные дардовы сцены (или дардов с гзартмами) мне заходили больше.
Отдельный минус для меня и в том, что, кажется, у центральных героев, будто бы, и не недостатков, или они настолько слабенькие, что и за недостатки-то не сойдут (допустим, педантичность и осторожность Миджирга). Конфликты если и есть, то они, опять же, слабенькие и легко разрешимые. Из-за этого центральным героям недостает какой-то живости ИМХО.
Мой вердикт: читать, если любите нестандартные миры и взаимоотношения, не страдаете гомофобией (тем более, что гомосексуализм там упоминается и присутствует, хоть и не между дардами и гзартмами) и вам не принципиален лихо закрученный сюжет.
Ну, а я надеюсь на продолжение Не зря же в эпилоге говорилось о грядущей войне.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.