Мои впечатления, достаточно личные, однако претендующие на некоторую объективность.
1, общее впечатление — добротное фэнтези, где самое интересное — это люди, а не фантдопущения, битвы магов, крутизна героев и т.п. Повторюсь, люди интереснее всего, и автору удается написать их достаточно живыми. Я помню, как их зовут, меня волнует, что с ними будет дальше. И я их уважаю.
2, при чтении меня тревожит ощущение, что текст продолжает развиваться, и еще не полностью понятно, во что он вырастет. Как читателю мне с этим не очень удобно — но в данных обстоятельствах писательства такое явление более чем логично . Хочется увидеть этот роман полностью написанным. Пока — словно идешь по саду, где еще не все раскрылось, распустилось и кое-где даже не высажено, но уже можно воспринять стиль, пропорции, красоту.
3, хороший язык. Спокойствие и раздумчивость текста здесь явно стиль, а не недостаток. Иногда не хватает оживляющих деталей, но автор об этом знает и чем дальше, тем больше их добавляет сознательно (мимика и телесные движения персонажей, описания обстановки, детали внешности). Вообще очень приятно читать текст, в котором автор в первую очередь хочет рассказать историю, а не развлечь читателя (чем часто грешат современные авторы). Да, чтобы история была хорошей, нужны средства художественной выразительности — но это именно средства, а не цель.
4, мне близки поставленные в истории вопросы. Что такое сила и в чем ее ограничения, что такое ответственность перед миром и людьми, что возможно сделать, если противник сильнее. Нравится и увлекает, что героев много и все они прописаны. Самые близкие мне — Кэларьян, Бренельд, Сейтер, Симель, Карланта. Нравится, что все они описаны как прежде всего люди, а не популярные клише «злодей», «молодая женщина», «благородный граф».
И отдельно приятно, что в описанном мире фоном идет, что у людей есть этические императивы, общественный договор и т.п., как это и было в средневековье. Очень популярный в последнее время Дж. Мартин рисует средневековый мир как сплошное насилие, кровь, нарушение договоров, ужас кромешный — но я встречала мнение профессионального историка, что это вообще-то не так, и подобное происходило в пору серьезных кризисов, в т.ч. экономически обусловленных.
Иногда я думаю, что персонажи этой истории слишком этичны и современны для жителей того мира — но на то это и историческое фэнтези, а не документальный роман с глубоким погружением в историю нравов. Для этого жанра это отнюдь не недостаток. Просто такая история.
Мне приятно ее читать, и я бы с радостью ее дала людям возраста 12-16 лет, думаю, что это отличная книга для юношества.
5, подробнее остановлюсь на героях. Почему кто мне близок)
Кэларьян, с большим отрывом от остальных). Пожилой, на первый взгляд не приспособленный к быту, с виду не слишком сильный, уступающий властолюбивым магам — но какая сила духа и внутренний свет, истинное бескорыстие, несгибаемая человечность. О нем хочется читать и читать, а в сценах, где он не может рассказать Карланте свою историю и связанные с ней риски и отсылает ее обманом — просто крикнуть вслух «ну что ж ты делаешь… мудрец. Великую мудрость изучил и о том, что на земле, так немного понимаешь!»
Сейтер. Весь такой иду-напролом-к-власти принц, поскользнувшийся на собственном недосмотре и случайности. Очень интересно, куда его выведет опыт. Против воли у меня-читателя возникает к нему сопереживание — к нему, клятвопреступнику, братоубийце. (Тут хочу сказать, что если бы убийства были чуть более подробно и натуралистично описаны, сопереживания было бы меньше. А так приходится подумать и сказать себе — эй, вот этот интересный деятель зарубил беззащитных беренцев, подстроил смерть братьев и захват власти).
Бренельд. Живой, раздражающий, понятный. И у меня есть инсайдерская информация, что это слабый юноша еще разовьется в нечто другое. С нетерпением жду)
Симель. Привлекает тем же, чем Кэларьян — этикой, внутренним стержнем. Волнует незащищенностью, небезопасностью своей ситуации — скрывающаяся, лишенная положения леди, применяющая все способности, чтобы жить. Этим же привлекает. А также способностью выйти за рамки, что в тех условиях было куда сложнее и опаснее, чем в современных.
Карланта. Бьющее через край жизнелюбие, искренность, ум и уверенность в себе. Пугает неизбежное ее столкновение с жестокостью и несправедливостью мира. Дает надежду, что эта девочка справится.
Почему я пишу, что это хорошая книга для подростков — потому что ролевые модели же. И есть над чем задуматься. Сцена, когда Торп штурмуют и Карланта бежит на стены лучником, для меня одна из самых сильных в тексте. Очень наглядные вопросы: что такое ответственность за мир и уверенность, что можешь что-то сделать? Кто и когда воюет за свою землю? Почему книжники не сражаются? Когда стоит убегать и спасаться, а когда вставать насмерть? Когда и почему нельзя сдаваться без боя?
Здесь я еще умалчиваю о четком и ответственном Фронадане, не передавшем власть вовремя объединителе Виллиаме (величественная и трагичная картина угасания короля-эпохи), пугающем и внезапно понятном «псе» Доре Грандже. Текст растет, дорабатывается, и трудно забегать вперед. Хочется увидеть, что будет дальше.
Желаю автору удачного продолжения и множества заинтересованных читателей!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.