Легендарные лошади: Серко - от Амура до Балтики
 

Легендарные лошади: Серко - от Амура до Балтики

+6

По согласованию с администрацией блога в лице Akrotiri отныне здесь периодически будут появляться статьи о легендарных представителях рода Equus, реальных и не очень. Раз уж всех так интересуют длительные конные переходы, начнем, пожалуй, с истории о беспрецедентном трансконтинентальном путешествии, предпринятым нашим соотечественником. Надеюсь, эта история покажется вам полезной. Или хотя бы просто вдохновит.

Серко – 13-летний конь амурской («монгольской») породы, на котором амурский казак Дмитрий Пешков совершил переход от Благовещенска до Петербурга за 193 дня. Рост коня (высота в холке) составлял 1 аршин 14 1/2 вершков (135,6 см). Масть имел светло-серую. Главной особенностью при отсутствии «породистости» и незначительном росте у Серко был «… шаг большой, свободный; рысь покойная и выдающаяся».  

Биография Пешкова

 

Дмитрий Николаевич Пешков родился 26 октября 1859 г. в семье казака станицы Албазинской Амурского казачьего войска. Он рано потерял родителей, воспитывался в сиротском доме в Иркутске. В 1877 г. Пешков сдал экзамен на вольноопределяющегося и был принят в Иркутское юнкерское училище. Закончив курс обучения по первому разряду, 2 августа 1882 г. был произведен в подхорунжие, а 3 декабря того же года — в чин хорунжего. Служба его проходила в Амурском казачьем конном полку, где исполнял обязанности казначея, заведовал оружием, временно заведовал хозяйством полка. В служебных аттестациях Д. Н. Пешков всегда характеризовался как «выдающийся». В 1886 г. он получил следующий чин — сотника.

В 1889 Пешков решился на рискованное предприятие — конный переход от Благовещенска до Петербурга. Исхлопотал шестимесячный отпуск и, не придавая своей поездке официального характера, но с разрешения непосредственных начальников, в 6 ч. утра 7 ноября 1889 г. после молебна в Николаевской церкви г. Благовещенска отправился в переход.

Официально считается, что в дальнее путешествие Пешков отправился по собственной инициативе, так как решил доказать, что азиатские лошади («монголки»), которые использовались забайкальскими и амурскими казаками, гораздо выносливее европейских породистых скакунов. Хотелось ему и мир повидать, и себя испытать… Главным вдохновителем Пешкова был его предшественник корнет 26-го драгунского Бугского полка М.В. Асеев.

Знаменитый предшественник

 

Весной 1889 года Михаил Васильевич Асеев проехал из города Лубны Полтавской губернии в Париж, где в это время проходила Всемирная выставка, преодолев за 33 дня 2633 км. Этим пробегом М. В. Асеев решил на практике доказать высокие качества русской фронтовой и офицерской лошади. Ехал он «двуконь» – на кобылах Влага и Диана. В Париже русского офицера встретили с восторгом. Диана и Влага были представлены на Всемирной выставке, как и их портреты, написанные тут же художником И. М. Прянишниковым.

Хотя пробег был частной инициативой Асеева, его славный поступок был замечен и отмечен – по возвращении в Россию по Высочайшему повелению поручик был переведён в лейб-гвардии Уланский Её Величества полк. Позже Асеев окончил Николаевскую академию Генерального штаба, служил в Генеральном штабе, с 1906 года в чине полковника исполнял должность начальника штаба 3-й Кавказской казачьей дивизии.

 

От Амура до Балтики

 

Вот как описывает Пешкова один из журналов того времени: «Сам сотник Пешков — очень еще молодой человек небольшого роста, но крепкого телосложения, с живым и энергичным лицом. Одежду его, кроме обыкновенной офицерской казачьей формы, составляли: меховая шапка с откидным козырьком и наушниками, верблюжий башлык, черный дубленый бараний полушубок с форменными погонами и пуговицами и такие же шаровары с лампасами на ногах меховые чулки и тунгусские сапоги из оленьей шерсти, на руках меховые рукавицы с вязаными шерстяными перчатками внутри».

Самые трудные переходы Пешков совершил зимой, следуя в 40-градусный мороз по Забайкалью и Сибири. Путь от Верхнеудинска до Иркутска сотник проехал больным. В Томске он был арестован как беглый каторжник. К счастью, это неприятное недоразумение быстро выяснилось.

После Омска дорога потеряла прежний риск и опасность. К его особе стали проявлять интерес представители прессы. Во многих городах ему были организованы пышные встречи (Казань, Н. Новгород, Владимир, Москва, Тверь, Новгород).

После Омска дорога стала спокойнее. Начиная с Казани – в Нижнем Новгороде, Владимире, Москве, Твери Пешкову были организованы пышные встречи. Почти триумфальный прием его ожидал перед въездом в Петербург на 12-й версте Московского шоссе. Для торжественной встречи были выстроены два эскадрона лейб-гвардии Казачьего и Атаманского полков с трубачами и хорами полковых оркестров. Здесь же находилась кавалькада из нескольких сотен офицеров-кавалеристов, прибывших по собственной инициативе.

В Петербург Д. Н. Пешков прибыл 19 мая 1890 года. Беспримерное путешествие продолжалось 193 дня. За это время Серко и всадник преодолели 8283 версты (8 836 км). Средняя скорость в пути составляла 56 верст в сутки (60 км).

Около месяца провел Пешков в Петербурге. 23 мая 1890 г. он был представлен начальнику Главного Штаба генерал-адъютанту Н. Н. Обручеву. 27 мая на параде лейб-гвардии Конногренадерского и Уланского полков Император Александр III вручил Пешкову орден св. Анны 3-й степени. Случай с Пешковым был необычным с точки зрения бытовавшей практики. Награда была получена в минимальные сроки, без представления и без запрашивания непосредственных начальников. Ввиду очевидности значимости конного пробега Пешкова и его общественного резонанса представление было сразу подано на имя Императора.

После парада Пешкова пригласили на завтрак во дворец, где он был представлен всем членам Императорской Фамилии. 8 июня герой-путешественник удостоился приглашения на завтрак, устроенный Августейшим атаманом всех казачьих войск, Наследником Престола Николаем Александровичем. В этот день будущий Император Николай II принял в дар от Пешкова его коня Серого. Остаток жизни Серко провел в царских конюшнях и был похоронен в Царском Селе, на единственном в мире кладбище лошадей.

Дальнейшая судьба Пешкова

 

По Высочайшему повелению время, которое было потрачено на путь от Благовещенска до Петербурга, было зачтено Пешкову как командировка с соответствующей оплатой (двойные прогонные деньги составили сумму в 821 руб. 49 коп.) и предоставлением шестимесячного отпуска. Пешков провел его в путешествиях по святым местам Палестины.

По возвращении из отпуска он был зачислен в офицерскую кавалерийскую школу в Петербурге, где успешно закончил курс по отделу эскадронных и сотенных начальников. В 1898 г., уже находясь в своем полку, Пешков получил в награду чин есаула и принял участие в походе в Китай (1899—1900 гг.), за что в 1901 г. был удостоен двух орденов — св. Станислава 2-й степени с мечами и св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом.

В 1901 г. его вновь вызвали в Петербург и прикомандировали к Николаевскому кавалерийскому училищу, а в 1902 г. назначили исправлять там же должность командира казачьей сотни. В конце 1907 г., уже имея чин полковника, он был назначен командиром Амурского казачьего полка, но командовал полком недолго. Прибыв 20 марта 1908 г., он уже 15 августа подал в отставку и выехал в Петербург 12 декабря 1908 г.

По окончания учебы вернулся в свой полк, откуда и ушел в отставку в чине полковника в 1908 году. О том, как нес службу Д. Н. Пешков, свидетельствуют награды: ордена Святого Станислава 2-й степени, Святого Владимира 4-й степени, серебряные медали – в память царствования императора Александра III и «За походъ в Китай 1900-1901 г.», итальянский офицерский крест ордена Св. Маврикия и Лазаря, французский Кавалерский крест Почетного легиона.

 

Мнения историков

 

Официально путешествие Пешкова считалось частным делом, но при ближайшем рассмотрении можно увидеть, что проходило оно по четкому графику, торжественные встречи были хорошо подготовлены, а подарки подобраны заранее и на дарственных надписях значились не случайные даты. Например, 3 мая 1890 года – именно тот день, когда путешественник прибыл в Москву. Словно кто-то знал об это загодя.

Может быть, путешествие амурского казака было разведкой перед поездкой цесаревича Николая? В 1891 году он, выполняя поручение отца, императора Александра III, на крейсере «Азов» отправился из Петербурга в путешествие на Восток, а затем проехал через всю Россию от Владивостока до столицы. Некоторые отрезки его пути совпадают с маршрутом Пешкова.

 

В 2006 году режиссер Жоэль Фарж снял франко-российский фильм о путешествии Пешкова, который назвал «Серко» с Алексеем Чадовым в главной роли. Роль Серко блистательно исполнили лошади из Московского КСК мерин Прометей и кобыла Фея.

Источники:

Познавательный журнал «Школа жизни»

Наградное дело сотника Пешкова

Журнал «Коневодство и конный спорт»

Equestrian.Ru

Жан-Луи Гуро «Серко»

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль