Гномьи пещеры, или происхождение гномов / Блог / «Подземелья и гномы» - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / ВНИМАНИЕ! КОНКУРС!
 

Гномьи пещеры, или происхождение гномов

13 мая 2016, 19:12 /

Гномы, это воинственные и суровые подземные жители. Занимаются ремеслом, куют мечи, ищут сокровища. Не смотря на закрытость их мира, всегда рады гостям, если только они не пришли забирать их сокровища.

 

Мы привыкли называть гномами живущих под землёй воинственных карликов. Этот стереотип сейчас широк принят в фэнтези, — в книгах, и в фильмах, и в играх… Так, откуда пошло современное представление о гномах?

 

Многие образы в фэнтези, — переработанные архетипы из мифов. Уже в древних сказках человек называл подземелья и горы обиталищем духов, трудолюбивых карликов, мастеровитых волшебных существ, создающих оружие и артефакты.

 

В Эдах из скандинавско-германской мифологии они были свартальфами, или карлами-цвергами.

 

 

Свартальфы, — это нижние, тёмные альфы, они живут в нижних мирах, противопоставляются своим светлым собратьям, верхним альфам, живущим в Альвхейме мирах, намного выше по Мировому Древу, и ближе к владениям асов.

 

Свартальфов боги создали из могильных червей в трупе великана Имира (из которого, собственно, и возникла в Эдах Вселенная). Хотя исходя из происхождения они ассоциируются с чем-то нижним, и тёмным, недобрым, свартальфы и цверги не являются носителями абсолютного зла. В однозначное зло нарекли всех языческих духов пришедшие на смену язычникам христиане.

 

Напротив, в мироустройстве жители нижних миров должны играть определённую функцию, в конце концов, для того, что бы у дерева выросла крона, нужны крепкие корни. В чём-то эти   существа даже являлись хранителями сокровенного знания, так как гномы создали многие “из величайших и мощнейших предметов, таких как цепь Глейпнир, которая удерживает Фенрира, молот Тора Мьёльнир, корабль Скидбладнир, копье Одина Гунгнир, кольцо Драупнир, волосы для богини Сив. Локи соперничал с нижними альвами, мешая им создавать чудесные вещи, так как заключил пари на свою голову, что гномы не смогут выполнить заказ.”

Так получилось, в Европе языческие верования разных народов пересекались друг с другом. Разумеется, это потом повлияло на общность культурного пространства и общности многих существ для европейцев.

 

Был целый класс чуждых человеку существ, все эти фейри, феи, дивный народ, эльфы. В более ранних сказаниях эльфом мог быть и более поздний по сказаниям гном, который живёт под землёю. Какие-то из этих духов были благожелательны, добры для людей. Другие являлись коварными и жестокими по природе.

 

В сказках Европы часто различные волшебные существа (разделение которых по “народам” случилось позднее) наказывали за зло злых людей, и вознаграждали за добро добрых.

 

На картинке сокровища Нибелунгов передают победителю:

 

В германском “Сказании о Нибелунгах” так назывался целый народ хранителей сокровищ под землёю. В результате всех приключений король Зигфрид захватил страну этих карликов и сам стал хранить их сокровища. Потом прозвище “нибелунги” перешло уже к бургундам, убившим Зигфрида. Так Нибелунги перестали быть гномами, в дальнейшем в сказании так называли хозяев проклятого клада подземников.

 

А русское слово “гном”, которым мы называем подземников изобрёл Парацельс в XVI веке. Тогда познание человека и мира было тесно связанно с алхимией и оккультизмом. И многие процессы, происходящие в физическом мире объяснялись с ненаблюдаемой метафизикой.

“В алхимии и оккультизме гном — это дух земли как первоэлемента, земная элементаль. Парацельс описывает гномов как существ ростом в две пяди (около 40 см), крайне неохотно вступающих в контакты с людьми и способных двигаться сквозь земную твердь с такой же лёгкостью, как люди перемещаются в пространстве. Схожее описание можно найти в работе Виллара 1670 года, где, однако, гномы представлены как друзья человека, готовые с радостью помочь ему за небольшое вознаграждение.”

 

В эпоху романтизма в литературе гномы уже стали вполне собирательным образом. Примерами могут послужить гномы у братьев Гримм, в Белоснежке, в Путешествии Нильса. И эти волшебные гномы послужили прототипом для декоративных фигурок “садовые гномики”.

Эти подземные существа, и переработанные из них в фэнтези “гномы” называются по разному. Мы говорим “гном”, произнося именно европейское алхимической обозначение.

 

“Немцы называют этих существ «цвергами» (zwerg), англичане — «дворфами» (dwarf). Слово «gnomus» или «gnome» в английском обозначает только элементалей Земли и садовых гномов — декоративных скульптур. В языках романской семьи ни «цверг», ни «гном» не прижились: во французском языке гномов называют nain, в Италии — nano, оба слова означают «карлик» и происходят от греческого «νᾶνος» — «крошечный». В других европейских языках есть свои слова, не связанные ни с одним из этих корней — «краснолюд» (польск.), «Kääpiö» (финск.), «Trpaslík» (чешск. и словацк.), и др. В начале XIX века, наряду с «гномом», в русской литературе часто встречался вариант «карла».”

 

Так что, в зависимости от мира современного фэнтези в нём могут существовать одновременно народы и гномов, и карлов, и дварфов, или же, они могут являться в том мире синонимами.

 

Обычно, английское “dwarf” у нас переводят как “ гномы”, они хорошие кузнецы, рудокопы и оружейники, ростом менее человека, но сильнее физически и хорошие воины.

 

“gnome” переводят как “карлик”. Карлики меньше гномов, и более склонны к механике и изобретательству.

 

На дальнейшее развитие образа гномов повлияли произведения Джона Р. Толкина и Клайва Льюиса Кэррола. В Властелине Колец и в Хрониках Нарнии гномы представлены уже не волшебным мистическим духом, а вполне реальным, материальным народом, таким же, как могут быть живущие под властью правителя люди, или говорящие медведи и волки.

 

Толкин вывел современные представления о многих фэнтезийных существ, создал современный нам образ. В нём орки, и гномы, и эльфы существа, живущие на одном физическом уровне с человеком.

 

В Сильмариллионе считается, что гномы, это дети Алуэ. Алуэ хотелось дождаться прихода в мир Арды Детей Илуватара (эльфов и людей), потом он создал своих существ из камня. Существа оказались несовершенным, и не имели души, своей воли и разума. Алуэ хотел уничтожить творения, но они внезапно запросили пощады. Эру сжалился над Алуэ, и вдохнул жизнь в этих гномов. Тем не менее, семь Праотцов Гномов уснули в дальних пещерах, и должны были пробудиться лишь с появлением эльфов. От семи праотцов пошло семь родов гномов, но в книгах Толкина обычно речь идёт лишь об одном клане, Длиннобороды, или народ Дурина, которые населяли город Казад-Дум в Мглистых горах, и проснулись в Гундабаде.

И так многие привычки и поведения гномов Арды перенеслилсь в фэнтези. Они стали обычным народом, существом, которого легко можно встретить в друзьях, или врагах у героя.

 

Дальнейший вклад в оформление фэнтезийных существ внесла знаменитая ролевая система D&D, т.е. Dungeon&Dragon созданная в 1974 году Гэри Гайгэксом и Дэйвом Арнесоном, и позволяющая разыграть в настольной игре ролевое приключение для живых игроков, руководствуясь определёнными правилами.

 

Понятно, гномы и орки, многие другие существа и противники были детально описаны в Руководстве Мастера по игре, для облегчения взаимодействия с персонажами. Описания этих существ потребовало создание фона и разработки истории.

Сейчас будет цитата из википедии:

 

“Во многих книгах и игровых сеттингах, основанных на архетипах ролевой системы Dungeons & Dragons — таких как Forgotten Realms, Dragonlance, WarCraft, существует разница между расами гном (англ. gnome) и дворф (англ. dwarf). Как правило, при отсутствии принципиальных сюжетных препятствий и тех, и других переводят как «гном». В тех случаях, когда различие необходимо, его можно подчеркунть переводом, переводом (например, в «Шаннаре» Терри Брукса, где эти народы враждуют).

Различия между двумя понятиями невелики, но постоянны:

 

Dwarf — существо небольшого роста, коренастое и очень сильное, у мужчин, как правило, густые бороды. Народ дворфов живет обычно в горах (под горами), славится кузнецким мастерством и боевым искусством. Таких существ чаще всего изображают в виде низкорослых викингов. Им также приписывают владение рунной магией.

 

Gnome — очень маленькое существо, иногда бородатое или с усами. Гномы обитают глубоко в подземельях, где копят сокровища. Во многих мирах с элементами стимпанка, гномы изображаются талантливыми инженерами-техниками, создающими сложные механизмы, порох и оружие, дирижабли или даже вертолеты. А также изобретателями зеркал, в том числе и волшебных. Один из первых примеров таких гномов — гномы-механики Кринна (Dragonlance) и Лантана (Forgotten Realms). Также эти гномы могут владеть магией волшебников и чернокнижников, иногда изображаемые как лесные маги.

 

Эти различия уходят корнями не столько в мифологию, сколько в ролевую систему Dungeons & Dragons, где народы описаны именно таким образом.

Вообще, дворфы — низкий, коренастый народ, их легко узнать по размеру и осанке. В среднем они от 4 до 4 1/2 футов ростом (1,2-1,4 метра). У них румяные щёки, тёмные глаза и тёмные волосы. Дворфы могут жить более 400 лет. Обычно дворфы угрюмы и неразговорчивы. Они увлекаются тяжёлой работой, и их мало заботит юмор. Они сильные и храбрые. Они любят пиво, эль, мёд и более крепкие напитки. Их главная любовь, однако, драгоценный металл, в частности золото и мифрил. Они ценят самоцветы, особенно алмазы, и непрозрачные камни (кроме жемчужин). Они не слишком любят эльфов, и испытывают лютую ненависть к оркам и гоблинам.”

 

Сейчас, в соответствии со стимпанк-модой гномы становятся изобретателями технологий, сторонниками наук и прогресса, создают множество новых фэнтезийному миру вещей, начиная от ружей и дирижабля, и заканчивая паровым боевым роботом.

 

Соответственно, сейчас в фэнтези гномы стали символом технически развитого, стремящегося к прогрессу народа Подземья.

 

Есть гномы и в фэнтезийном Вархаммере, и со стороны местные гномы выглядят специфично, суровы, брутальны и пафосны, впрочем, это обычное дело для Вселенной Вархаммера.

 

Первый раз я познакомился с игровыми гномами в Icewind Dale. Великая игра про обитателей заснеженных гор и подземелий под ними. Потом уже были двемеры из Морровинда, одновременно и механики и мистики, оставившие после себя много чего необычного по всему Вварденфеллу.

Как-бы не изменялся их образ, во многом гномы остаются харизматичными существами Подземья. Надеюсь, вышеприведённая информация поможет Вам вдохновиться, и написать свои тексты о гномах.

 

И ещё альтернативная ссылка на инфу: hds-shah.narod.ru/mif/tol/tol_gno.htm

Большая статья на ЛКИ по гномам: www.lki.ru/text.php?id=2069

 

Если Вас заинтересовала данная тема, приходите на лонгмоб «Подземелья и гномы»

writercenter.ru/library/poeziya/sbornik-rasskazov/longmob-peschery-gnomy/

Уже есть первый текст, но очень нужны и другие отважные покорители подземелий!

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль