Давно зажуленный отзыв на роман Евгении Александровой «Проклятый капитан. Колдовской знак».
Долго я добиралась до этой книги и этого отзыва. Но вот наконец добралась.
Итак, вторая часть цикла «Проклятый капитан». В отрыве от первой не читающаяся (сразу предупреждаю). И часть не последняя (опять же сразу предупреждаю): в «Колдовском знаке» оставлено много «хвостов» и зацепок на третью книгу, которая сейчас пишется. Законченным циклом первые две книги у меня не воспринимаются, так что судить «Колдовской знак» буду, как вторую книгу трилогии. Мой отзыв на первую книгу можно почитать здесь.
Ну а теперь, собственно, приступаю.
Действие второй книги стартует ровно тогда же, когда кончается книга первая. Бравый капитан Алекс в тюрьме, юная юнга Джейна и хитрый матрос Эрик скрываются от властей во вражеском городе. У Эрика – обратный отсчёт до неминуемой гибели, ибо кое-какие нехорошие люди в качестве татуировки прицепили к нему магический знак (в честь которого и названа книга), который спустя энное количество времени его убьёт. Все трое – маги в мире, где магия не в чести, а колдунов местная инквизиция преследует. И либо уничтожает, либо пригребает к своим цепким ручкам.
В общем, расклад невесёлый. И весёлым, собственно, не будет до самого финала. Эрик всю книгу медленно и очень убедительно умирает (но не сдаётся). Джейна с Алексом пытаются его спасти (и себя заодно), но этот путь заводит их в один тупик за другим. Их ожидает много странствий и приключений, пока они всё же не заслужат свой счастливый конец. Конец-троеточие, не точку, но всё же (ибо жить долго и счастливо, будучи персонами нон грата для сильных мира сего и постоянно скрываясь, у них вряд ли получится). Параллельно разворачивается линия придворных интриг, плетущихся вокруг императрицы Талиры: королевы той самой вражеской страны, куда нелёгкая занесла нашу троицу. Любящей бравого капитана Алекса, но вынужденной предать свою любовь, открыв на него охоту – ибо она истинная королева, для которой важное стоит над личным. Очень интересный персонаж с бурей страстей в мятущейся душе, которой приходится спорить с разумом.
На этом с пересказом заканчиваю. И первым делом перехожу к недостаткам книги. Вернее, к недостатку.
Вернее, к тому, что для меня стало таковым.
Единственным недостатком книги для меня стала, как ни странно, романтическая линия Алекса и Джейны. И вообще романтика. В первой книге мне её местами не хватало (не потому что я без сладкого жить не могу, а потому что знаю, что романтика там была, и ничуть не приторная, а потом её зачем-то вычеркнули), хотя тамошняя шикарная глава про Алекса и Талиру – уже целая любовная линия в миниатюре. Здесь вышло наоборот.
Я вообще девушка романтичная, про любовь и читать, и писать люблю. Но здесь… как-то чужеродно и неуместно местами для меня оно смотрелось. Особенно обе постельные сцены. Нет, написаны они хорошо, аккурат как я люблю: красиво, без анатомических подробностей. Эротическую анатомию плохо переношу, а вот без анатомии – отлично, принимаю, наслаждаюсь.
Но здесь от обеих сцен было ощущение «внезапно». И лёгкое недоумение «зачем оно здесь?»
Сцена первая, между Эриком и Тианой – наверное, напрягла меня потому, что сперва вроде бы «ничто не предвещало», а потом никакого развития отношения Эрика и Тианы не получили. Надеюсь, что получат в третьей книге. Пока и эта сцена, и последующие подозрительные мысли Эрика по поводу Тианы остаются для меня неразгаданной загадкой. Возможно, после третьей книги мои претензии по этому поводу исчезнут. Я в автора верю в этом плане, во всяком случае. Но некое ощущение диссонанса от сцены всё равно осталось.
Сцена вторая, между Алексом и Джейной – потому что я странный человек, который не очень поверил в любовь между этими героями. Вот и прописано всё вроде отлично, логично, с обоснуями… а «химии» для меня было в их отношениях столько же, сколько в сериальной паре Джон Сноу/Дейенерис Таргариен (благодаря которой теперь «Игру Престолов» можно смело советовать противникам ГМО). Я верила в их дружбу, я верила во влюблённость Джейны в своего капитана, я понимала, почему Алекс может восхищаться этой девочкой, каким лучиком света во тьме она для него может быть… а вот во взаимную любовь со всеми вытекающими – не поверила. Для меня Алекс/Талира – куда более органичная пара в этом плане. Не знаю, что тому виной. Возможно, для меня Джейна и Алекс слишком быстро пришли друг к другу. Алекс слишком быстро забыл Талиру (даже учитывая минувшие годы и её предательство), слишком быстро разглядел в Джейне не просто девчонку-юнгу – желанную женщину. Возможно, во влюблённости Джейны в своего капитана я не увидела телесной стороны: чистый платонизм. Но ничего менять я автора не призываю. Скорее всего, это мои личные заморочки и ничего более.
К слову, для меня между Джейной и Эриком химия чувствовалась куда сильнее. Так что мой расклад пар – Алекс/Талира (или память о ней), Джейна/Эрик. Наивность и чистота Джейны отлично уравновешивали бы цинизм и методы Эрика. Вместе они пришли бы к идеальному балансу. Алекс мне виделся органичнее в роли первой наивной влюблённостью Джейны. Старшего брата, мудрого друга. Мужчины, который не может разделить любовь юной девочки: просто потому, что она юная девочка, а он – зрелый, опытный, побитый жизнью – любит другую женщину (именно женщину). Уж на что я люблю пары с разницей в возрасте (и сама такие пары писала, и с таким же зрелым, побитым жизнь мужчиной и чистой юной девочкой), но здесь, в данном конкретном раскладе, с данными конкретными героями…
Но автору, естественно, виднее, как его герои должны себя вести и в кого должны влюбляться. Так что это просто мысли, которые хотелось высказать.
Зато, помимо этих сцен, больше ничего лишнего в романе я не увидела. Как, собственно, и недостатков. Книга пролетает – не успеешь оглянуться. Персонажи яркие, интересные, отлично прописанные и раскрытые. Здесь нет «хороших» и «плохих», нет «добра» и «зла»: есть просто люди, каждый из которых по-своему симпатичен и привлекателен, волею судьбы оказавшиеся по разные стороны баррикад. Сильная, прекрасная и страдающая Талира, пытающаяся обрести равновесие в мире, который уничтожит её, стоит ей показать слабину (не могу сказать, что она выбирает правильные способы, но и осуждать её – тоже). Эван, любовник императрицы, коварный серый кардинал, в чьих мягких кошачьих (или паучьих?) лапках прячутся даже не когти – стальные лезвия. Эрик, полюбившийся мне ещё в первой части – харизматичный и ироничный, с усмешкой глядящий в лицо собственной смерти, автор шикарных изречений вроде:
Благородство, знаешь ли, в основном состоит из весьма глупых и необдуманных поступков. И не способствует долгой жизни.
Юная Джейна проходит через страшные испытания, взрослея, но сохраняя чистоту. Очень сильной вышла сцена, когда она узнаёт о судьбе матери, которую так долго искала – за неё автору отдельные аплодисменты. А проклятый капитан Алекс, потерявший в какой-то момент всё – любовь, веру, корабль, родину, – находит в себе силы выкарабкаться из черноты отчаяния, манящего в вечное забвение. И заново обрести желание жить.
Вообще этот вот мотив – желание жить, осознание красоты и величия мира, в котором так хочется пробыть ещё капельку дольше, ведь «есть только миг между прошлым и будущим» – лейтмотивом идёт через всю книгу. Тому способствует и сюжет, вертящийся вокруг умирающего Эрика, и многие сцены, и прекрасное описание магии. Здесь вы не найдёте банальных «начертал руны, выкрикнул заклинашку» (которыми грешит ваша покорная слуга, ага). Здесь магия – таинственная, мистическая, недоступная всем и каждому. И, колдуя, герои не раз сливаются с миром, теряют себя в нём, становятся частью природы, стихии. Это описано так круто и воистину волшебно, что захватывает дух. Ты вместе с героями ощущаешь, как огромен и прекрасен этот мир, порой такой жестокий, как он живёт и дышит вокруг тебя; и вместе с ними тебе так остро, почти безумно хочется жить. И петь – или кричать, – чтобы мир тебя услышал.
Судьба не даёт героям спуска. Мир постоянно испытывает их на прочность, они постоянно вынуждены выкарабкиваться из пропасти, преодолевать вроде бы невозможное, причём своими силами: к помощи магии в книге прибегают весьма редко, а последствия зачастую заставляют об этом жалеть. И наблюдать за борьбой обычных, слабых в общем-то людей, так похожих на нас с вами, тем более интересно. Так что лейтмотив о красоте мира и ценности жизни контрапунктом сопровождает другой мотив – о силе Человека, который способен вынести куда больше, чем ему кажется. И выйти победителем там, где, казалось бы, победить нельзя.
Несмотря на то, что вся книга суть сплошные злоключения главной троицы (да и Талире приходится несладко), роман остаётся очень светлым. И, пожалуй, позитивным, пусть это слово не совсем сюда подходит. Это отличная приключенческая история, которая читается влёт, но над которой хочется задуматься: и в процессе чтения, и по его окончании. Оставляющая после себя очень приятное послевкусие. Так что, хотя часть моего отзыва про единственный сомнительный недостаток (исключительно для меня!) в итоге получилась едва ли не больше части про неоспоримые достоинства – это просто потому, что о том, с чем ты не согласен, говорить проще. В знак согласия зачастую хочется просто кивнуть.
Книгу смело рекомендую всем поклонникам авантюр, интриг, морских и сухопутных приключений, отлично прописанных миров и с любовью созданных героев. Мальчишкам и девчонкам, а также их родителям.
P.S. Жду от третьей книги разрешения конфликта между странами, войну или её предотвращение, Вария, Тиану, хэппи-энда для Эрика, спокойной жизни для Джейны с Алексом и ещё много чего
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.