Ссылка на конкурсный топик произведения
На этот роман написали уже много отзывов. Честно скажу, что парочку давнишних читала, но остальные — нет. И если я вдруг за кем-то повторюсь, пускай автор и рецензенты не обессудят ))
И да, на самом деле это тоже не рецензия, а читательский отзыв. Но рецензии в моём понимании рецензий — глубокий, всесторонний анализ текста, исследующий достоинства и недостатки, не скатывающийся в «я в восторге» или «мне не понравилось» — я писать вообще не особо умею. Что ж, остаётся делать то, что умею.
Моя история знакомства с этим романом началась давно. Так что, возможно, я пристрастна. Но я и сейчас отлично помню, как достались мне по лотерейному принципу в клубе романистов – ещё в прошлом году, – на отзыв две главы «Капитана». Который тогда был и не «Капитаном» вовсе, а «Глазами цвета моря» (кстати, чудное название, хоть и не подходит нынешнему варианту романа, признаю). И всю книгу я не читала, а эти две главы были вообще откуда-то из середины, но я сразу почуяла: ого! А автор-то – талант! Да, неограненный, да, нужно ещё много работать и шлифовать, но материал-то, материал…
Ну что я могу сказать: поработали. Отшлифовали. И вышла хорошая вещь.
Не знаю даже, получится ли сказать много. Вот бывает так – книга понравилась, и больше сказать-то особо нечего. Вот о том, с чем не согласна, что царапнуло или возмутило, я могу рассуждать часами. О том, что понравилось и срезонировало – куда меньше.
А «Капитан» мне понравился. И наши с автором мировоззрения явно во многом схожи. Нам явно интересна одна и та же проблематика, и мы часто поднимаем одни и те же вопросы, чтобы дать на них одинаковые ответы.
Из недавно мною читанных романов есть ещё одна хорошая книжка на морскую-корабельную тематику. «Загробная жизнь дона Антонио». Тоже наших, МПшных девушек, Богатыревой-Соловьевой, ага. И если «Антонио» заставлял меня вспомнить о Дюма, то «Капитан» – о Майн Риде и Стивенсоне. Обе книги заставляли меня вновь окунуться в далёкое детство, когда я, забыв обо всём, взахлёб глотала «Мушкетёров», «Остров сокровищ» и «Охотников за растениями»; но дух приключений бывает разным. У Дюма и в детище Богатыревой-Соловьевой он блестящий, искрометный, ироничный. В «Капитане» – сдержанный, суровый, мужественный. Когда открываешь «Антонио», тебя в путешествие по страницам с изящным поклоном приглашает куртуазный, дьявольски обаятельный красавец в бархате и кружевах. Когда открываешь «Капитана», тебя встречает статный мужчина в военной форме, старинной и простой; немногословный и надёжный, который молча протягивает тебе руку и ведёт за собой. И оба хороши. Просто разные.
(И я сейчас говорила не про героев. Метафора, товарищи, метафора!))
К слову, о мужественности. За что автору от меня однозначный жирный плюс – мужчины. В книге нам большую часть действия освещают герои-мужчины, и ни разу они не заставили меня усомниться в своей гендерной принадлежности. Уже надоело плеваться, когда в очередной фэнтезийной поделке, вышедшей из-под женского пера, герои-мужчины ведут себя не как реальные люди, а как сусальные суррогаты, результат розовых мечтаний автора об идеальном самце. А если даже автор не ставил себе целью написать героя, по которому будут дружно сохнуть (по)читательницы любовных романов, то зачастую просто не получается вникнуть в психологию противоположного пола и написать своих мужчин и мальчишек правдоподобно. Здесь – получилось. Эрик и Алекс вышли очень разные, но оба – живые, настоящие. И мужественные.
Мне понравились оба героя. Я прекрасно понимаю Эрика, харизматичного хитрого лиса, который не выбирает ничью сторону, а играет на своей собственной, время от времени из меркантильных соображений присоединяясь то к одному лагерю, то к другому (притом что ничто человеческое ему не чуждо, и мнится меня, что в его отношении к Джейне куда меньше голого расчета, чем он сам думает). Которого вынудили стать тем, кем он быть не хотел. Мне очень близка его боль, когда он думает, что «принял себя таким, каким его хотели видеть». Ведь это правда: многих монстров их будущие жертвы из страха создают сами. Ведь люди не любят тех, кто отличается от них, и вместо того, чтобы принять «особенность» своего ребёнка, куда проще считать его демоном… чтобы в один прекрасный момент отречься и вышвырнуть из дома, вынудив бедного мальчика и правда стать демоном. Просто потому, что иначе в этом суровом мире, в котором ты остался один – не выживешь. И одна из вещей, за которую я нежно и трепетно люблю сериал «Декстер» (но только шикарный первый сезон, на втором я сдулась) – отец Декстера, который, увидев в приёмном сыне пробуждающуюся тьму, не испугался её, а научил сына принимать и использовать её. Принял сына вместе с демоном, который родился в его душе, научил жить в мире с этим демоном. Потому что демоны внутри нас не любят, когда от них отворачиваются, когда их боятся и запирают в самых тёмных подвалах собственной души. И если ты будешь поступать так, в один прекрасный день твои демоны вырвутся из подвала. И тогда они сожрут не только тех, кто вокруг тебя, но и тебя самого.
Люди не любят тьму. Особенно ту, что скрывается внутри них самих.
И здесь мы плавно переходим от Эрика к Алексу.
У Алекса с Эриком хороший тандем, потому что они дополняют и одновременно противопоставляются друг другу. Эрик принял себя таким, какой он есть, и свой опасный дар. Алекс – нет. Он убегает от своих демонов, прячет их в тот самый подвал. И название романа, которое гласит «сковать шторм» – это, конечно, не только о цепях, которыми Алекса пытаются сковать окружающие. Это о цепях, которыми Алекс сковывает сам себя. Шторм в своей душе. Он прячется от своего дара и даже от своих эмоций, вследствие чего на первый взгляд может показаться персонажем невыразительным и непонятным – но только на первый взгляд. Поэтому, когда его чувства всё-таки изредка прорываются наружу, это может выглядеть даже некоторым диссонансом в гармонии его образа – но только выглядеть. Поэтому абсолютно логична великолепная сцена в конце, когда он яростно и отчаянно рвёт все цепи, которыми себя опутал, и с издевательским поклоном желает своим демонам приятного аппетита.
И да, если всё-таки выбирать между Эриком и Алексом, я с плакатиком постою среди фанатов второго. Суровый интроверт с несколько ироничным взглядом на мир, окружающих и себя самого. Прекрасный мужчина, которому (как и роману в целом) не чужд весьма уместный пафос в драматичных моментах. Отважный капитан, галантный кавалер, нежный любовник и просто герой. Многогранная личность. Мой размерчик. Ням ^^
Вообще в книге все персонажи хороши. Кто-то привлекателен, кто-то отвратителен, но даже эпизодические герои вроде Марвина продуманы, буквально несколькими черточками показаны ярко и интересно. Женские образы тоже не подкачали. Юной, очень симпатичной мне Джейне предстоит долгий и болезненный путь взросления и разбивания вдребезги розовых очков. Она чиста, невинна и наивна, но не глупышка. Она сильна — и, если придётся, защитит и себя, и тех, кто ей дорог, что мне очень импонирует. Талира совсем другая, но тоже чертовски привлекательна как образ: игрок и интриганка (такой, наверное, мнила себя книжная Серсея Ланнистер), в которой чувства расчётливой правительницы борются с чувствами юной девушки, которая просто хочет любви. Запретной, увы. Она хочет любить мужчину, так похожего на неё саму, и быть любимой в ответ; но её долг, её высшая цель вынуждают Талиру манипулировать этим мужчиной, использовать его, причинять ему боль. Куда приведёт её эта трудная и противоречивая дорога? Кто знает. Но тем интереснее.
Написан роман хорошо и образно. Сцены бурь и погоней, бунтов и блужданий по тропическому острову, пыток в тюремных застенках и королевских аудиенций предстают перед глазами ярко и отчётливо. Мир обширный, продуманный, влекущий тебя красивыми городами, душными джунглями и морскими просторами. А отдельно хотелось бы отметить магию. Я в своих книгах грешу магией в стиле компьютерных игрушек, «мана-хп, заклятия-руны, скастовал заклинашку-вынес противника». Здесь же магия – нечто иррациональное, загадочное, мистическое. Трудно постижимое и воистину… волшебное. И сцены с ней написаны так, что у тебя захватывает дыхание, и ты действительно погружаешься в какой-то совершенно иной мир, существующий за гранью нашего.
В общем, один у романа минус. Он первый в цикле, а заканчивается, как водится, на самом интересном месте. Так что на этой радостной ноте включаю режим Хатико и жду продолжения.
И нет, несмотря на мои опасения, даже получилось сказать не так и мало…
P.S. Это первая книга автора. И мы много раз говорили с товарищами-писателями о первых книгах. О том, что чаще всего первый роман – нечто, что нужно написать и забыть, расценивать лишь ступенькой к чему-то настоящему, ибо даже бесконечные переделки и переписывания не сделают результат годным. И, пожалуй, в 90 случаях из 100 это действительно так. Но в оставшихся 10 – нет, и «Капитан», по моему скромному мнению, как раз входит в эту десятку.
В конце концов, есть Митчелл и Харпер Ли.
Я очень рада, что автор не опустил руки и перекраивал эту историю столько, сколько нужно, пока она не стала по-настоящему вкусной. И надеюсь, что, отдохнув от неё, сделает ещё чуть-чуть, чтобы она превратилась в конфетку. Хотя, быть может, стоит просто учесть некоторые вещи при написании второго тома, а этот действительно оставить таким, какой есть, ибо он всё равно хорош. Но что-то мне подсказывает – взглянув на роман какое-то время спустя, трезвым взглядом, автор сам увидит, что ещё ему хочется здесь доделать.
Я вдвойне рада, сравнивая то, что видела почти два года назад, и то, что вижу сейчас. Потому что существование подобных исключений даёт надежду и моему первому детищу, которое я люблю больше всего, что придумала и написала после. И за это автору отдельное спасибо.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.