Мариам Петросян "Дом, в котором..."
 
Колесник Маша

Мариам Петросян "Дом, в котором..."

+10

Мой диагноз уже очевиден и лечению не подлежит, обращать никого не собираюсь, но буду счастлива, если кто-то заинтересуется. И да, это не рецензия, а так… для души.:-[  

 

40-летняя Мариам Петросян — ереванская ху­дожница. Раньше она работала на «Арменфильме», потом на «Союзмультфильме», но вот уже десять лет сидит дома с детьми. Двадцать лет — большую часть жизни — она писала роман.

Писала от руки, давала читать мужу Арташесу и друзьям, рассылала почтой фрагменты текста знакомым и родственникам в другие города, сама рисовала к тексту картинки, но при этом совершенно не думала, что кто-то когда-то захочет это опубликовать. Потом московские друзья посоветовали ей отдать текст в издательство Livebook, которое выпустило книгу под названием «Дом, в котором…» осенью 2009 года.

Жанр

Многие сайты скажут вам «фентази». Не верьте, врут. На мой взгляд, это реализм с элементами мистики. Или хотя бы как пишет Либрусек — «магический реализм», но звучит как-то парадоксально, не находите? Сама автор предпочитает определение «городские сказки».

Букв много, аж на 900 страниц. Книга разделена на 3 тома, довольно сильно отличающихся друг от друга, как по стилю, так и по динамике развития. И не удивительно, книга писалась около 10 лет.

Сюжет.

Аннотациям тоже не верьте, они вам мало что поведают, разве что укажут имена героев. А в книге их много – целая толпа.

Итак, стоит на окраине города N среди новостроек и пустырей старый, разваливающийся дом. Не просто дом, а интернат для детей с ограниченными возможностями. Сразу оговорюсь, затасканной и вселенской трагизьмы про одноногую собачку не ждите. Книга не об этом. О том, что эти детки инвалиды, вы забудете после первых 50-ти страниц, как и о том, что это вообще детки. Понять, у кого какая именно инвалидность, непросто: напрямую это никогда не говорится.Обитатели Дома живут в своей особенной реальности, по своим правилам. Порою весьма нелогичным и жестоким. Законы пространства и времени там действуют странным образом: ночь может длиться бесконечно, а часы имеют свойства ломаться или теряться. У каждого жителя Дома своя кличка, настоящих имён они не признают. Даже у воспитателей свои прозвища: одни этим гордятся, другие мечтают скорее отсюда сбежать.

Дети живут Стаями: Крысы, Псы, Фазаны, Птицы и обитатели загадочной комнаты № 4( они же «чумовые задохлики»), вокруг которой и вертятся основные события. Каждая стая – это целое государство с вожаками и неоспоримым авторитетом, привычками, стилем одежды и поведения. Здесь вы встретите и забавных, никогда не унывающих колясников, и горбунов, носящих крылья за спиной, и Дракона с приступами эпилепсии, которого почему-то все принимают за ангела, и неразлучных даже после смерти сиамских близнецов, и Слепого, который, по закону жанра, видит и понимает больше, чем все зрячие вместе. Персонажей много, на любой цвет и вкус. Вот только одно маленькое «но». Автор хитёр и коварен: стоит только привязаться к одному из героев, как вам тут же демонстрируют всю его тёмную сущность. И ты искренне изумляешься: не может быть?! Как он, со всех сторон такой умный и замечательный, и мог так поступить? Но, с другой стороны, вы не встретите не одного двуличного ребёнка. Нет, у всех свои строгие принципы. Просто дети Дома не боятся совершать ошибки, ведь каждый промах – это очередная ступенька наверх, стоит ли огорчаться и замыкаться на собственных неудачах?

И еще я знаю, что когда твой подлинный цвет рвет тебя изнутри, можно завернуться в десять слоев белого или черного, ничего не поможет. Все равно что пытаться заткнуть водопад носовым платком.

Так и слышу нетерпеливую реплику: « На чём же закручен сюжет?»

Трудно сказать, если честно. На Доме. По другому ответить невозможно. На его стенах, исписанных загадочными посланиями, на рисунках Леопарда, охраняемых как реликвия, на призраках, снующих туда и сюда, особенно ночью, на Перекрёстке коридоров, на волшебных амулетах, на параллельных мирах, которые кому-то раскрываются нараспашку, а для кого-то так и остаются недосягаемыми.

Книга начинается с двух параллельных сюжетных линий. В одной, основной, инвалид-колясочник по кличке Курильщик переходит из группы Фазанов, где его преследуют, в новую — 4-ую. Старая была группой «хороших и правильных мальчиков», новая считается группой для крутых. Во вставных главах — интермедиях — рассказывается история другого мальчика, по кличке Кузнечик. У него нет рук, он только что попал в Дом, и над ним издевается банда местных хулиганов.

В новой комнате Курильщику поначалу так же сложно, как и в прежней, но в итоге он находит общий язык с новыми соседями. Хотя часто ему кажется, что все здесь разыгрывают сложный и бредовый спектакль. Для Кузнечика же единственная защита от терроризирующей его банды — мальчик по кличке Слепой. Рано или поздно читатель понимает, что интермедии с Кузнечиком относятся к более раннему периоду истории Дома, чем рассказ о Курильщике, а особо догадливые могут даже додуматься, в кого превратился повзрослевший Кузнечик.

Язык и стиль весьма необычны, местами даже простоваты. Кто-то сказал, что это похоже на Зазеркалье – воистину так!

Госпожа Петросян то окунает нас в прошлое Дома, то выбрасывает в реальность, то намекает на грустное и недалёкое будущее. Повествование часто идёт отрывочно, конкретными сценами и диалогами, важными именно в этот момент. Персонажи мелькают и исчезают, вдруг вновь возникая в самых неожиданных местах. Но к подобным чудесам быстро привыкаешь. Книга то захватывает тебя полностью, то отпускает в Наружность на несколько недель. Это нормально. Прочесть её от корки до корки трудно. В книге много разговоров об одиночестве, смерти, чести, дружбе и предательстве. Все эти дети изначально преданные и брошенные самыми близкими людьми, поэтому не по годам мудры. Они не боятся смерти ни морально, ни физически. Смерть – это переход в новую жизни.

Что для них самое страшное?

Выпуск. Тот день, когда им придётся покинуть Дом и уйти в Наружность.

Почему?

Здесь они личности, там они инвалиды, вызывающие жалость.

Это хуже смерти, согласитесь.

Нет страшнее участи, чем знать о том, что будет завтра

Финал сказачен и непредсказуем, как и вся книга. И он ещё раз подтверждает, что выход есть всегда!

А если его нашли дети-инвалиды, то грешно нам скулить – здоровым и невредимым.

В общем, как-то так. Сумбурно, конечно, но по-другому пока об этой книге говорить не получается, хотя мной она уже прочитана дважды.

Буду рада, если кто-то после это каламбура заинтересуется.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль