ну так, когда возникает недопонимание, надо как раз с определения начинать, а не с того, что «все так понимают», а на поверку оказывается, что «все» — это непонятная группочка непоймичем занимающаяся
нет, бета — это именно тот, чьего мнения ждёшь, кому веришь, кому тащишь и у кого спрашиваешь с внутренним содроганием: «ну как?» «ну получилось?» "«ну хорошо же, правда?» и от ответа кого зависит очень многое, если не всё
Бета-ридер — это в буквальном переводе второй (после самого писателя) читатель. Ему автор доверяет чтение своего черновика на разных стадиях его готовности.(отсюда)
Оффтопика что, сообщество фанфикеров — это уже системообразующий эталон, который задаёт правила, кто кому чего должен?
хорошая (болдом) — это такое растяжимое… такое размазанное понятие
если бета в ЦА, то она может помочь и усугубить те свойства текста, которые делают его приемлемым именно для этой ЦА и может быть эту ЦА резко сузить, сделать текст непродаваемым или неконкурентноспособным, к примеру…
или ещё как-то, можно всяких разных ситуаций напридумывать или припомнить
да, бета это — именно читатель, вовсе не корректор-редактор-критик-нахаляву
но он даёт самое ценное, самое нужное автору — обратную связь
и умный тонкий сочувствующий и сопереживающий читатель заставляет автора выложиться по полной, прыгнуть выше головы, показать то лучше на что он способен
это точно, как в музыке: вам не доводилось видеть, как унылый, жующий зал «убивает» даже виртуоза, нет, он не начинает лажать, он просто уныло отбарабанивает программу до конца и уныло раскланивается?
и наоборот, даже исполнители средней руки иногда, получив подпитку. энергетику зала, порой такие чудеса творят, в такой экстаз приводят слушателя, что об этом и они сами и все, кто присутствовал-соучаствовал годами помнят
да тут в топике несколькими постами ниже (не знаю, как на посты ссылки ставят):
ОффтопикГольшанская Светлана 14 июня 2014, 21:22
Я бы честно не позволила сделать из своей графомани шедевр… просто потому что это будет уже не совсем моя, точнее совсем не моя графомань. Хотя мне один раз-таки переписали текст на более умный-взрослый-талантливый и дальше по списку. Это было ужасно.
Пользователь Melody
Melody 15 июня 2014, 01:27↑
Почему ужасно?)))
Гольшанская Светлана 15 июня 2014, 01:31↑
Потому что он стал настолько цинично-унылым, что мне от тоски хотелось просто завыть.
Оффтопикя о том, что бывает (очень и очень редко) когда попадаешь как бы в резонанс («в такт») и думаешь одинаково и ощущаешь одинаково, и никаких объяснений вообще не требуется, не возникает даже мысли про объяснения, просто два опыта, два виденья становятся как бы одним, возникает синергия так называемая, и тогда недостатки нивелируются, а сильные и эффектные штуки усиливаются, текст обретает новыеграни, наполняется новыми смыслами, становится… становится… в общем становится настоящим и эта настоящность — она и есть самая настоящая настоящность, это оно «самое то» оказывается
более того, этот опыт, это состояние — оно фиксируется, оно не исчезает, и потом уже, когда обстоятельства как бы сильнее, и тогда уже смотришь на текст как бы не одним только взглядом, а уже как бы двумя — это стало частью тебя и уже навсегда
это не про правку очепяток — ну есть же профессиональные корректоры и очень хорошие, только дорогие, и даже не про редактуру в общем-то, потому что есть и профессиональные редакторы, которые и стилистику и фабулу… доведут (заставят довести) до состояния продаваемости, до определённого уровня, до… в общем профессионалы, которые стоят конечно ещё дороже, и первых и вторых издатель нанимает, при том смысл их нанимать издателю есть только в том случае, когда он (издатель) понимает, что оно того стоит, на «штамповку», на «вал по плану», на «однодневки» никто профи подключать не будет — смысла-то нет, это понятно?
и всё равно бета — это таки другое, это не редактор-корректор нахаляву
это катализатор, это реальный соавтор, и он, и только он может (поможет) сделать из дерьма конфетку, из проходнячка реально что-то путное (что-то реально путное)
но для этого надо чтобы… надо чтобы… как это Владимир Семёнович пел: «И чудаки ещё такие есть — Вдыхают полной грудью эту смесь. И ни наград не ждут, ни наказанья, И думая, что дышат просто так, Они внезапно попадают в такт Такого же неровного дыханья.»
У меня такое вообще-то было. Давно уже. И вообще-то это щастье.
Оффтопик«Нау́ка уме́ет мно́го ги́тик» — крылатая фраза, поговорка, первоначально придуманная для показа фокуса с игральными картами. Иногда ошибочно передаётся как «Наука имеет много гитик».
Оффтопик
Оффтопик«Знает» — да, чуть передёрнуто. Но тут весь текст такой, на оговорках, неточностях, ошибочках, что даёт читателю иногда почуйствовать себя подкованнее аффтара, чего аффтар и добивается, да
Я бы честно не позволила сделать из своей графомани шедевр… просто потому что это будет уже не совсем моя, точнее совсем не моя графомань. Хотя мне один раз-таки переписали текст на более умный-взрослый-талантливый и дальше по списку. Это было ужасно.
Пользователь Melody
Melody 15 июня 2014, 01:27↑
Почему ужасно?)))
Гольшанская Светлана 15 июня 2014, 01:31↑
Потому что он стал настолько цинично-унылым, что мне от тоски хотелось просто завыть.
более того, этот опыт, это состояние — оно фиксируется, оно не исчезает, и потом уже, когда обстоятельства как бы сильнее, и тогда уже смотришь на текст как бы не одним только взглядом, а уже как бы двумя — это стало частью тебя и уже навсегда
это не про правку очепяток — ну есть же профессиональные корректоры и очень хорошие, только дорогие, и даже не про редактуру в общем-то, потому что есть и профессиональные редакторы, которые и стилистику и фабулу… доведут (заставят довести) до состояния продаваемости, до определённого уровня, до… в общем профессионалы, которые стоят конечно ещё дороже, и первых и вторых издатель нанимает, при том смысл их нанимать издателю есть только в том случае, когда он (издатель) понимает, что оно того стоит, на «штамповку», на «вал по плану», на «однодневки» никто профи подключать не будет — смысла-то нет, это понятно?
и всё равно бета — это таки другое, это не редактор-корректор нахаляву
это катализатор, это реальный соавтор, и он, и только он может (поможет) сделать из дерьма конфетку, из проходнячка реально что-то путное (что-то реально путное)