Стенгазета "Любопытный Фомка" - рецензия на произведение Бориса Богданова "Убить гауляйтера"
 
Филатов Валерий

Стенгазета "Любопытный Фомка" - рецензия на произведение Бориса Богданова "Убить гауляйтера"

+4

Сразу начну с того, что название книги мне не очень понравилось применительно для фантастической утопии. Гауляйтер – это все-таки партийный функционер. Высокая должность районного масштаба в партии. А утопия – все же модель общества, которую автор считает идеальной и ее описывает. Причем искренне верит в безупречность модели (толкование определения утопии как литературного жанра).  

Если таким образом подходить к терминологии, то после прочтения первых глав становится несколько … жутковато. Это потом я обнаружил, что данная в книге модель общества вроде как навязана пришельцами – властелинами галактики, но как они это сделали — осталось загадкой. Упоминалось что-то типа укрепрайонов, окопов, каких-то боев, но вскользь. Еще медведь помог своим взглядом на жизнь.

Так что же я увидел во время чтения?

В первых главах обилие слова «секс» с постоянной навязчивой фразой – секс угоден попечителям. Примерно с третьей главы мне начинают вдалбливать эту фразу молотком. Вообще, этому священнодействию уделено достаточно много внимания. Не то чтобы это мешало, но создалось впечатление, что люди только и делают – думают об этом, занимаются этим — где попало, как попало и с кем попало. Только один персонаж выбился из стройной массы – его почему-то игнорировали, и по объяснению, тем, что ранг не дотягивает.

Сам сюжет романа меня не впечатлил новизной. Я нашел несколько моментов схожих с другой книгой. Здесь загоны, там куклосы. Такая же жесткая структура управления: там уровни, здесь ранги. Там верховные контролеры, здесь попечители.

Имя главгера – Ивась несколько странно выбивается из общего ряда имен персонажей. Оно запоминается, но только рифмой к слову «карась», да простит меня Автор. Сам по себе персонаж, учитывая, что он создан по книге для лакомства попечителям, оставил впечатление какой-то незаконченности и странности мотивов его поступков.

Немного анализа. В первой главе мне представляют детство Ивася. Сознание мальчика, судя по его реакции на сказки, несколько перевернуто. Ему жаль волка из сказки о трех поросятах, и он желает ему победы над этими самыми поросятами. Ладно, приму за веру, хотя большинство не поймет. Но, этот факт уже настраивает не на интерес, а на некоторое своеобразное видение автором дальнейшего поведения мальчика Ивася. Мне, например, в детстве было волка не жалко — поросята пытались защитить себя и свою свободу от голодного тупого волчары, который пытался их просто сожрать.

Во второй главе мальчонка чуть повзрослел и начинает засматриваться на девичьи «прелести». Однако, влезает Автор —

Если бы Ивась мог знать и сравнивать, он бы понял, что все они, и мальчики, и девочки, — слишком бледны, чтобы быть красивыми. Однако, он никогда не видел иных тел, а те, что мог видеть когда-то, забыл.

То есть Ивась не обладает знаниями и аналитикой мышления. Но, далее пытается делать какие-то выводы, когда ему сообщают об Алине. У нее и имя странное и номер маленький. Так же, как у Ивася. Тут вроде, возникает некая параллель между этими персонажами, тонкая интрига в задумке Автора, как мне показалось. И автор все время старался меня запутать, как здесь –

Из них делают солдат. Эта идея всплыла среди питомцев недавно и бродила теперь по палатам, то почти исчезая, то обретая силу. Никто не знал, кто принёс в интернат это слово, что оно значило, но слово было звонким и, наверное, важным.

— Я не хочу в солдаты, — решительно сказал Дима. — Я хочу быть доктором.

Вот какая разница – солдат или доктор, если Дима не знает значение этих слов. Он не хочет в солдаты, хотя слово звонкое и важное, но хочет в доктора. Такие логические выверты несколько путают восприятие книги, и они еще будут дальше по тексту. И в третьей главе наступает перелом —

Вдруг Ивась ясно понял, что друг может не прийти. А раз так, его надо отыскать!

Причем до этого Ивась постоянно твердил, что воспитатели не бросят друга (правда с какого перепугу Димка стал другом Ивасю?) и с ним, Димкой, все будет хорошо.

Как он мог заподозрить, что воспитатели бросят его друга? Больных забирают в больницу, как его когда-то. Димку вылечат, и всё будет хорошо.

Мне даже беспокойство Ивася показалось здесь притянутым. Тут как бы нет должной мотивации – жили, двигали джойстиками, смотрели на девок, ели, спали и вдруг – опа! Сначала шевельнулась та параллель с Алиной, что, может быть, Ивась не такой как все, и сделан по спецзаказу. Но все это так глубоко спрятано, за таким жутким туманом, что я не поверил.

Автор здесь выдал, на мой взгляд, свое понятие «дружбы». Вроде, как койки рядом, подглядывают вместе, о чем-то болтают часто, бегают, стараясь держаться неподалеку. Даже был крохотный эпизод, ну, типа пайку поделили. Здесь, как советовали многие, я просто поверил автору, хотя и сопротивлялся.

В третьей главе небольшой отрывок с Рудольфом посреди поисков Ивася своего больного приятеля Димки. Рудольф в своих мыслях –

Все люди сыты, одеты и обуты, заняты любимым делом и счастливы. Конечно, кроме бунтарей-отщепенцев и интернатских питомцев. Но разве это большая плата за всеобщее счастье?

Здесь вылезла непонятая мной деталь. Люди счастливы, но есть бунтари. А против чего бунтуют? И почему расплата за счастье в этих бунтовщиках? Питомцы – понятно, они корм попечителям. И вроде как их выращивают искусственно.

Вернулся старательно загнанный в глубины памяти стыд именно перед этим мальчишкой, хотя в его бедах Рудольф уж точно не был виноват.

В конце концов, почему не дать пацану хоть какой-то шанс?

Здесь, я понял, Рудольфу стыдно за то, что сообщил о забытом Ивасе куда надо, и вроде как можно дать шанс Ивасю избежать отсечение головы. Такой мелкий росток проявления человечности. Ладно.

Но потом!

Вдруг он сможет сделать попечителям какую-то мелкую пакость? Не отомстить, куда ему, но пакость? Маленькое смешное унижение. А то они слишком правильные…

Складывается впечатление, что действия людей в книге, их умозаключения и поступки не уживаются вместе с ними. То счастье, то шанс, то щелчок по носу…

Все как-то притянуто на тоненькой ниточке, готовой в любой момент оборваться. Почему не дать Рудольфу полную тошноту от этой правильности, от неестественности счастья, да просто жалостью к подросткам, которых отправляют на корм?

В четвертой главе самым чудесным образом в голове Ивася возникают названия предметов, которые он встречает – грибы, балки, швеллера, чуни, комары и прочие. Ладно. В это тоже поверю, читал и более странные истории про амнезию.

Выдать небольшую порцию прошедших событий через медведя с рваным ухом я считаю весьма приятной находкой Автора.

И потом я встречаюсь в тексте с Аленой и ее сестрой Алиной. Не скрою, данный эпизод написан… роскошно. Сцена выкупа Алины тоже неплоха.

Вообще, в целом, текст ладно скроен. Стиль весьма гладкий, нет заумных фраз, и автор не увлекается цветастыми описаниями.

В некоторых местах есть несоответствия и непроработанные реплики и названия. Например: в книге «партизаны». Они не знают стрелкового оружия поначалу, теряются в его поисках, хотя среди них есть люди возрастные, но только с появлением Ивася начинают вооружаться, и потом в последних главах Автор смешивает в кучу и автомат, и пистолет-пулемет, и просто пулемет. И чудесным образом «партизаны» уже владеют навыками стрельбы.

Сами похождения героя и становление его из «корма» в партизана, а потом превращение в некого «Штирлица» в стане синих и серых, развиваются вроде логично. Поначалу непонятно, кто есть тот самый гауляйтер. Девочка, которая разумом и с помощью приборов руководит округой, или прибывший на место попечитель. Исходя из терминологии, то попечитель. Но… Ивась хочет убить именно девочку. И совершенно непонятно на что рассчитывал главгер, стараясь ее убить. И так по ходу текста было понятно, что кроме кучки «партизан» никому и нафиг не нужно было это «восстание». Никто особо и не заморачивался существующей структурой управления попечителей. Так, мелкие намеки «функционеров», что неплохо показать «дулю» этим пришельцам. То есть, мотив «восстания» только в контейнерах с кормом для попечителей, которые «партизаны» отбили, да выставили ролик в интернете, которому люди… не поверили.

Слабовато.

Бранч вышел лучше всех. Вопросов нет. Истинный художник, тонко чувствующий натуру, которую снимает. Цинично, правдиво. Последняя фраза в 19 главе просто сбивает с ног.

«Не суди свой народ, человек. Вы смогли полюбить хозяйскую руку; она не только бьёт, но и кормит. Ты понял?»

Так здесь что – призыв к смирению, или к восстанию?

Впечатление от книги осталось неоднозначное. Для издания это не есть плюс. Автор не осуждает нафантазированное видение структуры мирового устройства. И не одобряет полностью. А людей выставляет кормом для каких-то существ. Кто-то посчитает Ивася дураком, а кто-то героем. Бранча – за милую ящерку, снимающую блокбастер «а-ля Бондарчук-младший». Женщин, как неких существ, постоянно жаждущих секса. А мужиков… здесь возможны варианты.

Люди в книге живут, и не сказать, что они тупые, как бараны. Те же мелкие склоки, борьба за лучший ранг, обучение, желание вкусно поесть.

Так зачем убивать гауляйтера?

На мой взгляд, нет единого стержня у книги. Автор, втягивая читателя на узком участке фронта в свою книгу, потом, подобно презервативу, растягивает этот фронт все шире и шире.

Теперь, немного бреда от литагента Филатова.

Каждый товар имеет своего покупателя – это основное правило коммерции. Издательства не работают под конкретного читателя, но возможного покупателя на книгу просчитывают. Это не ЦА, как выражаются графоманы, а потребители. Тем, кому не жалко выложить денежку за авторские фантазии, но эти фантазии должны быть созвучны с фантазиями потребителя. Или с его мечтами. На данный момент возможный потребитель представлен людьми в возрасте от 30 до 55 лет на книги в бумаге. И пусть меня обвиняют в сексизме и прочих формах, но деление по интересам у мужчин и женщин очень заметно. Так же их интеллектуально-логический уровень. С учетом того, что я сказал выше по книге: «Ивась непонятен, женщины – постоянно ищут секса, Бранч – милая ящерка, мужики – в возможных вариантах» —

я не увидел того, кому она предназначена. Фривольные фантазии Автора непонятно для кого. Герой проиграл все, что только можно, люди – такой же корм для попечителей, а они в свою очередь, довольны.

Эпилог несколько запутывает восприятие, но мне показалось, что намек довольно странный, и неискушенный читатель просто теряется. Понятно, что в жизни нет реального моноцвета, что люди не идеально добрые и не идеально злые. Но читатель это видит в своей жизни. Он встречается с этим каждый день. Ему уже надоело думать. Читатель жаждет наказания зла и поощрение добра.

А теперь позвольте изложить то, что я увидел в этих аллегориях по книге. Некая проекция на существующий миропорядок. Типа, власть имущие имеют народные мозги на завтрак, и людей заставили думать о еде и сексе. Это в двух словах.

И первый возможный посыл — любое восстание против такого режима обречено на поражение.

Допустим. А дальше что?

Как говорил Женя Берман – надо обозначить проблему. Но, проблемы в книге нет. Есть искусственный люд, мозги которого взращивают для питания. И что? Люди относительно свободны. Работают, едят, болезней нет (исключая простуду), занимаются сексом. Что-то там спрятано от общего созерцания и понимания. Ну, Автор, и сейчас много чего спрятано от людских глаз – те же секретные тюрьмы ЦРУ. Что-то не наблюдается восстаний против Америки.

Человеку нужен достаточно серьезный повод, чтобы решиться на что-то. Сосед по койке таким поводом быть не может, даже если потом от него остаются кости.

Нужны либо серьезные остатки прошлого наследия, которые передаются в поколения, либо доведенные до отчаяния люди, которым уже нечего терять.

Согласитесь, отчаяния людей по книге не видно, а партизаны – некий несерьезный анклав без жесткой военной структуры, без влияния на средства массовой информации, без явного превосходства в чем-то.

Второй возможный посыл – надо бороться против режима. Позвольте, а как? В книге неподготовленный герой без четкого плана.

Третий возможный посыл – надо задуматься, как мы живем. Простите, а зачем? Ну, задумался я. Это что-то изменит? Ведь для того, чтобы свернуть шею попечителям, необходимо поменять людское мировоззрение. Потом объединить, вооружить, обучить, нарисовать перспективу. Нужны годы, четкая программа и явный авторитетный лидер.

Не хватило Автору той мелкой «изюминки» которая текст выделяет по сути, даже структура управления инопланетян очень смахивает на существующую капиталистическую демократию. А партизаны и впрямь выглядят террористами.

Идеи справедливого общества никуда не денутся. Но всякие идеи и постулаты весьма далеки от реальной жизни, можно вспомнить утопический коммунизм в «Туманности Андромеды».

 

Подведем итог. Я прочитал складно скроенный текст. Прочитал до окончания книги, поскольку было интересно как… А вот это «как» меня разочаровало. Абсолютной непонятностью того, что хотел сказать мне Автор, и какой вывод из всей этой беготни главгера. И зачем тогда он все это замутил в таком масштабе?

Не знал, что так получится, но попытался? Это абсурд. Даже во что-то вкладывая деньги, мы пытаемся просчитать возможный доход, и некие обстоятельства. Это если подходить разумно.

Я думаю так — если к нам на Землю и придут некие… инопланетяне, то понятным образом они будут иметь недоступные нашему сознанию технологии. Оружие и средства защиты. А возможно… только технологии транспортные. То есть переброска живых существ на очень дальние расстояния. В первом случае нужно адекватное оружие против них, во втором… обойдемся автоматом Калашникова. Адекватное оружие можно забрать у тех же инопланетян, и сказать им — хватит нас кушать! И им останется только расщепить наш шарик на молекулы. Что, собственно, Бранч и втолковывает Ивасю в последних главах.

Может быть, именно в этом суть книги? В безысходности?

Так вот, да простит меня Борис Геннадьевич, я не стал бы вкладываться в издание этой книги. В том виде, в котором она сейчас выставлена на конкурс. Подчистить, на мой взгляд, мелкие нестыковки, и дать человечеству хотя бы намек…

Но, книга в перспективе издания довольно сильна.

Я, конечно, не Головачев, и возможно что-то не понимаю, но такое мое субъективное мнение.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль