От судьбы не уйдешь. Рецензия на роман Дмитрия Морозова "Сделаю так, чтобы помнили..." / "Несколько слов о Незнакомке" и другие статьи / Пышкин Евгений
 

От судьбы не уйдешь. Рецензия на роман Дмитрия Морозова "Сделаю так, чтобы помнили..."

0.00
 
От судьбы не уйдешь. Рецензия на роман Дмитрия Морозова "Сделаю так, чтобы помнили..."

1 — На первый взгляд перед нами классический криминальный роман о России 90-х. Честно скажу, что ни одного криминального романа до этого про нашу действительность не прочитал. Так и лежало бульварное чтиво на лотках с яркими обложками-коллажами и кричащими названиями без моего внимания. И это означало не то, что были те произведения плохими, а лишь то, что в реальности этого криминала вполне хватало. Так что окунаться вновь в него в художественном произведении не больно-то и хотелось. Поэтому этот литературный жанр прошел мимо. Но, спустя двадцать, лет все же стало интересно взглянуть и узнать: а как там?

 

2 — Роман «Сделаю так, чтобы помнили» только на первый взгляд кажется криминальной драмой а-ля «Бригада». Да, вначале завязка почти один в один повторяет этот сериал. Имена, правда, изменены. Главный герой — Мальцев — мечтал в армии, что вот вернется к гражданской жизни, и будет просто жить. Он строил планы, которым не суждено было сбыться. Пока служил, Советский Союз приказал долго жить. Вот здесь я насторожился: видимо все пойдет по определенной схеме, и ничего интересного я не прочитаю. Но спасибо автору, его простому и легкому языку, сюжету тоже простому, но нигде не провисающему, динамичному и монолитному. Читать было легко. Кроме ожидаемого боевика Дмитрий сумел вплести в произведение человеческие драмы и трагедии и показать жизнь с разных точек зрения. И поэтому, на мой взгляд, получилось произведение от этого объемнее, шире.

 

3 — Не буду здесь я подробно разбирать героев, а то получится банально. Скажу лишь, выписаны они скупо, но и в тоже время колоритно: пары черточек, что запоминаются. Собственно, в рамках жанра все, даже второстепенные, получились отлично. Может, кто-то подумает, что речь идет об обычных штампах в литературе: плохой и хороший, и противостояние между ними. Однако, что порадовало, нет плохих героев, также нет и положительных. Они есть такие, какие есть. Кажется, автор придумал персонажей и сказал им: «А теперь действуйте в означенных обстоятельствах».

 

4 — О языке я уже упомянул. Тут только уточню. Язык и стиль скорей не просты, не имел я ввиду, что он примитивен, а всего лишь доходчив и прозрачен. Язык и стиль не отвлекают от сюжетной канвы красивостью и вычурностью. Раз автор поставил своей целью сосредоточить наше внимание на романе, то не стал он отвлекать нас. Говоря по-умному, в контексте жанра и поставленной задачи язык и стиль адекватны.

 

5 — Достоверность. Стопроцентная она или нет, не мне судить. Конечно, отрочество мое как раз пришлось на девяностые годы прошлого века, но так получилось, что криминал коснулся меня только в милицейских сводках. Кроме того, действие романа происходит в Дальневосточном крае, и, подозреваю, есть местная специфика. Я же жил и живу, скажем так, в федеральном центре. И еще о достоверности. Безусловно автор смягчил краски, ибо все-таки хоть это и жанр реализма, но все ж мы имеем дело с художественном произведением, то есть с реальностью условной. Ясно, что всю грязь не стоит нести, потому как можно и переборщить с натурализмом. Не каждому и понравится.

 

6 — Психология отношений — достоверны. Мотивы и поступки героев ясны и не вызвали у меня недоумения, да и там, где возникали вопросы, автор, сохраняя интригу, прояснял ситуацию далее и все вставало на свои места. В общем, как я уже сказал, сюжет прост и монолитен, и не один герой со своими мотивами и стремлениями не становится лишним, не выпадает из общей картины. Конкретных примеров приводить не стану, ибо не хочется портить процесс чтения тем, кто решится читать.

 

7 — Конечно, основной мыслью текста, хотелось думать, не является грубая формула: хочешь жить — умей вертеться. Ради этого не стоило и начинать писать роман. Основная мысль — мысль неизбежности судьбы. Судьбы многих слиты в единую судьбу, и от этого не откупиться. Эта мысль, являющаяся антагонизмом духу времени: когда каждый сам за себя, то уж о каком единстве судеб говорить? Линия жизни Мальцева и его девушки Насти могут разойтись, но чтоб ты ни думал, эти линии сойдутся вместе. Эта идея вынесена в произведении как бы за рамки. Она четко звучит в устах вора в законе Лукича в начале и в конце романа. Мальцев, конечно, не победил систему, он приспособился к ней, но уйти от судьбы не смог. Видимо, на эту идею и работает финал. Не ожидаемый счастливый конец, а логическое окончание, хотя, конечно, хотелось, чтобы все закончилось хорошо. Но кто знает, как лучше, и что это — «хорошо»?

  • Сага / Хрипков Николай Иванович
  • "Кошки-мышки." / Малышева Юлия
  • Двадцать четыре / Курганов Роберт
  • Пасхи не будет. / elzmaximir
  • Тональность сердца / Из души / Лешуков Александр
  • Корабль на верфи / Межпланетники / Герина Анна
  • Охота / Brigitta
  • Мой мир / Любви по книжкам не придумано / Безымянная Мелисса
  • 36 часов / Изнанка / Weiss Viktoriya (Velvichia)
  • Муза и Автор / Герина Анна
  • Сложный пациент (Вербовая Ольга) / Лонгмоб: "Работа как вид развлечений" / Nekit Никита

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль