1 — Цель любой критики, с моей точки зрения, не сказать плохо или хорошо о произведении, а открыть его для читателей, попытаться, но даже в этом случае это является субъективной оценкой. Для романа «Мемуары цифровых святых» моя субъективность будет двойной. Во-первых, любая оценка субъективна. Во-вторых, раньше я ничего не читал в жанре ЛитРПГ. И общее впечатление от книги — это синтез приключенческого фэнтези и киберпанка. Есть наличие сказочного мира, но этот мир виртуален, ибо главный герой попадает в него, погружаясь в капсулу и подключаясь к цифровому миру «Утопии».
2 — Сюжет динамичен. Он привычно разбивается на два неравных потока: герой в реальном мире — профессиональный геймер с читерскими замашками, зарабатывающий на жизнь игрой в Утопию». Погружаясь в виртуальность, он становится магом-стихийником. Большая часть действия происходит внутри игры, так что сюжетная линия реальности весьма блеклая, я бы даже сказал исчезающая. Она намечена слабо. И лишь одно приключение случается с главным героем в реальности: поход с другом Вованом на дискотеку и все.
3 — Поэтому говорить о героях плохо или хорошо для меня странно. Ведь большинство из них это герои виртуального мира, играющие в бесконечную игру, пусть они и существуют в реальном мире. Плюс герои управляемые искусственным интеллектом (неписи). Самые колоритные персонажи в «Утопии», конечно, джинны. Их особо стоит отметить, поскольку чувствуется, что автор с любовью выписал этих сумрачных нелюдимов. Ну, а в реальности, как уже следует из выше сказанного, только Вован намечен рядом ярких черточек и все.
4 — Особо стоит отметить язык — компьютерный сленг, построенный в основном на искажении английских слов. Например, «дамажить» — от английского damage — ущерб. «Данж» — danger — опасность. И так далее. Так что язык вполне соответствует произведению, точнее, той его части, когда герой проводит время в виртуале. Сам же язык героя примитивен и беден, приправлен вульгаризмами, что, наверно, вполне соответствует не то чтобы его реальному возрасту, сколько уровню культурного развития в объективном мире. И эта деталь — повседневный язык героя — как раз указывает на жанр киберпанка, в мире которого высокотехнологичная цивилизация сочетается с упадком культуры.
5 — О достоверности в деталях и фантдопущениях, как мне кажется, говорить бесполезно. Внутри «Утопии» глупо это требовать, хотя игра живет по своим четким правилам, придуманным разработчиками, но это не значит, что нельзя нарушить ее «достоверность», читануть, если очень хочется. Мир реальный показан читателю краешком. Единственная деталь его — капсула для погружения в игру. Она также не описывается в деталях и, с моей точки зрения, не является уж таким заоблачным фантдопущением, ибо создание таких устройств не за горами.
6 — О психологии отношений внутри игры? Ну, да, если цель, поставленная разработчиками для участников «Утопии» это прогресс персонажа, то и мотивация внутри игры ясная и простая — прокачка. Выбор лишь в том, как ты это воплотишь. Будешь ли ты волком-одиночкой или вступишь в одну из гильдий. В реальном мирке (да, именно так, ибо он тесен в авторском изображении) мотивации главного героя строятся опять же вокруг «Утопии». Иных мотивов я не заметил.
7 — Основная мысль в тексте или чему учит книга, я бы затруднился ответить. Каких либо этических подвижек или нравственных выборов главный герой не делает. Единственное, в конце романа, когда он выполняет очередной квест в нем ненадолго пробуждается жалость к убитому виртуальному персонажу. Сам герой это отмечает, как сильное эмоциональное переживание, что несвойственно для виртуального мира. Однако автор лишь показал этот кусочек жизни в «Утопии» читателю и убрал с глаз долой, не дав развиться этой мысли.
8 — В отображении деталей автор не сосредотачивается. Все по минимуму. Это характерно, как и для виртуального мира, так и для реального. Хотя для локаций в «Утопии» некоторые образы и сравнения запоминающиеся, особенно в мире джиннов. Оригинальность или банальность идеи я отметить не могу, хотя, конечно, такое уже безусловно писали, ведь ЛитРПГ появилось не сегодня. Также о каких-то заимствованиях тоже не скажу, ибо до этого не читал романов подобного жанра. Хочу лишь здесь особо отметить название игры: «Утопия». Вначале я удивился: почему такое название? Ведь традиционно считается, что утопия это идеальный мир, но внутри игры происходит жесткая конкуренция, убийства, хоть и не настоящие, но в следующее мгновение я вспомнил этимологию слова «утопия» и все встало на свои места. Утопия — это место, которого нет. И да, объективно виртуальности не существует. Ложки нет.
9 — Общественное значение и внелитературные достоинства — эти пункты я пропускаю, поскольку книга «Мемуары цифровых святых» и подобные им с моей точки зрения по факту не имеют общественного значения, так как не являются пророческими. Была бы она написана лет сто назад, то да, вот шуму бы наделала. В контексте же современности ЛитРПГ являются только реакцией на развитие высоких технологий.
10 — И последнюю часть рецензии я бы посвятил финалу. Он является открытым. Кому-то подобные окончания романов не нравятся. Я же рассматриваю открытый, как обычный литературный прием и все. Главный герой в «Утопии» входит в огромный зал, похожий на римский сенат. От слов героя зависит его виртуальная жизнь, но тут же он намекает читателю, что есть вещи посильнее магии и произносит слова: «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Точка. Такой финал можно трактовать двояко. Либо это новое заклятье в игре, открытое персонажем, что вполне было бы логично. Либо более фундаментальное — следующая ступень развития персонажа.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.