Курс «Стилистика» - #4: Точка зрения персонажа
 

Курс «Стилистика» - #4: Точка зрения персонажа

+18

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ПЕРСОНАЖА

Общие принципы курса "Стилистика"

Общие принципы курса:

 

20 число — объявление задания,

20 — 4 число — выполнение задания,

5 число — распределение взаимопроверки, объявление списков в исходном топике,

5 — 20 число следующего месяца — чтение заданий друг друга, обсуждение.

 

Каждое выполнение задания оформляется участником в виде отдельной темы в блоге «Курсы»

 

Заголовок: Курс «Стилистика». Имя Участника — Название задания

Теги: клуб романистов, сессия 4, курс стилистика, имя участника, название задания

 

Последней строкой в тексте должно быть:

Участвую во взаимопроверке

или

Не участвую во взаимопроверке

 

За каждое выполненное задание участник получает баллы, равные стоимости задания.

Обсуждение и помощь по мере поступления работ приветствуются, за комментарии от 300 знаков начисляется дополнительный балл.

Участники взаимопроверки получают четыре задания, которые нужно прокомментировать до 20 числа следующего месяца.

 

Пока обязательства по взаимопроверке не выполнены (если 20 число следующего месяца уже прошло), участник не допускается ни до какой активности в клубе, но не может быть исключён из-за этого из состава сессии.

 

Подробное описание курса.

 

 

Под повествовательной точкой зрения в художественном тексте подразумевается позиция нарратора (рассказчика) по отношению к излагаемым событиям.

Точка зрения может быть следующей:

1) Повествование от первого лица

2) Повествование от второго лица

3) Повествование от третьего лица

Фокализация

Всего выделяется три типа фокализации, которые, впрочем, обладают динамической, текучей природой и не могут быть очерчены четко:

1. нулевая фокализация: классический нарратив с повествователем-«богом», знающим всё о своих героях, их мысли и чувства, их прошлое, настоящее и будущее, способным присутствовать одновременно в разных местах; в текстах с нулевой фокализацией объём знаний читателя превосходит объём знаний персонажа. Пример текста с доминированием нулевой фокализации — «Война и мир» Льва Толстого.

2. внутренняя фокализация: читателю доступен взгляд на мир исключительно с точки зрения «фокального персонажа», его глазами. Читатель получает информацию о мире текста преломленной через призму субъективного сознания героя, неполную и отражающую его интерпретацию событий. Объём знаний читателя равен объёму знаний персонажа. Последовательная внутренняя фокализация реализуется, например, в «Романе с кокаином» М. Агеева, где сочетается с повествованием от первого лица, и в повести «Степь» А.П.Чехова в рамках повествования от третьего лица, с точки зрения главного героя — девятилетнего мальчика Егорушки.

Внутренняя Фокализация может быть:

а) фиксированной — нарратор не покидает свой пост, он привязан к персонажу;

б) переменной — Ф. смещается от одного персонажа к другому;

в) множественной — одно и то же событие может упоминаться несколько раз с точки зрения различных персонажей.

Правила:

1. Фокальный персонаж — это всегда тот, чья проблема главнее: во всей книге, или в данной главе, или в коротенькой сцене.

2. Пользуясь ограниченной точкой зрения, автор обязан показывать события через менталитет данного персонажа (образовательный уровень, воспитание, убеждения и предрассудки, стиль речи и т.п.).

3. Всё, что автор сам хочет сказать о данном персе, он обязан вложить в его собственные уста, мысли и поведение, передать через отношение к нему других героев.

4. Чем короче произведение, тем меньше фокальных персонажей.

5. Без веской причины точку зрения не менять. Метаться из головы одного фокального персонажа в другую без конкретной авторской задачи называется «прыгать по головам».

6. Поскольку всё происходящее пропускается через восприятие конкретного перса и описывается его «голосом», всё, что не попадает в эти рамки, должно опускаться.

7. При письме в ограниченной точке зрения третьего лица настоятельно рекомендуется опускать глаголы чувственного восприятия и мыследеятельности: подумал, увидел, услышал, ощутил и т.п.

8. Когда речь идет о фокальном персонаже, не обозначайте его словами, указывающими на пол, возраст, профессию, социальный класс, должность и внешний вид. Например: мальчик, бухгалтер, графиня, нищий, неряха. Эти определения используют другие люди — те, с кем общается герой. Очевидно, что сам себя он может называть только по имени, фамилии или прозвищу, которое ему нравится.

3. внешняя фокализация: взгляд на героя оформляется с помощью внешней нейтрального, объективированного, безоценочного нарратива, который можно уподобить беспристрастной камере оператора-документалиста, находящегося, однако, внутри мира текста. Персонаж при этом обладает большим объёмом знаний, чем читатель. Последний может только выдвигать более или менее правдоподобные мотивировки действий героя.

Ссылка: Форум Эксмо

Задание 1. Анализ чужих текстов (цена — 2 балла)

Приведите примеры из чужих текстов, которые вам нравятся, от первого и от третьего лица (с внутренней фокализацией (глубокий фиксированный фокал одного персонажа, не фиксированный или множественный) и внешней (всевидящий/всезнающий автор). Проанализируйте их:

Насколько они легко воспринимаются

Много ли места уделено оценкам и мыслям фокального персонажа

Как они выражаются

Объективно ли повествование от автора

Все, что вам захочется отметить.

Задание 2. Анализ своего текста (цена — 2 балла)

От какого лица у вас ведется повествование и почему вы выбрали именно его?

Насколько глубоко вы погружаетесь в точку зрения персонажа и почему, какие цели это помогает достичь?

Допускаете ли вы авторские отступления?

Даете ли собственную оценку героям и событиям в тексте или остаетесь беспристрастным хронистом?

Следуете ли вы всем упомянутым в задании правилам или какие-то нарушаете? Почему?

Для наглядности приведите пример из своего текста (небольшой).

Задание 3. Упражнение с текстом (цена — 2 балла)

Выберите сцену из текста и опишите ее с точки зрения всевидящего автора и нескольких персонажей. Проанализируйте, как они изменились и какая сцена выглядит самой выигрышной.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль