Теории много, теория сложная. Посему не будет тратить время попусту и сразу приступим к делу!
Общие принципы курса:
20 число — объявление задания,
20 — 4 число — выполнение задания,
5 число — распределение взаимопроверки, объявление списков в исходном топике,
5 — 20 число следующего месяца — чтение заданий друг друга, обсуждение.
Каждое выполнение задания оформляется участником в виде отдельной темы в блоге «Курсы»
Заголовок: Курс «Стилистика». Имя Участника — Название задания
Теги: клуб романистов, сессия 4, курс стилистика, имя участника, название задания
Последней строкой в тексте должно быть:
Участвую во взаимопроверке
или
Не участвую во взаимопроверке
За каждое выполненное задание участник получает баллы, равные стоимости задания.
Обсуждение и помощь по мере поступления работ приветствуются, за комментарии от 300 знаков начисляется дополнительный балл.
Участники взаимопроверки получают четыре задания, которые нужно прокомментировать до 20 числа следующего месяца.
Пока обязательства по взаимопроверке не выполнены (если 20 число следующего месяца уже прошло), участник не допускается ни до какой активности в клубе, но не может быть исключён из-за этого из состава сессии.
Описание
Один из самых распространённых компонентов монологической авторской речи. В логическом плане описать явление – значит перечислить его признаки. Уже в риториках ХVIII века можно встретить определённые схемы построения таких текстов: 1 – определение; 2 – целое – части; 3 – внешние свойства (форма, материал); 4 – место; 5 – внутренние свойства: функции, употребление.
Конечно, тексты-описания весьма разнообразны в зависимости от целого ряда условий. Во-первых, большую роль играет сам объект описания: одушевлённый – неодушевлённый, портрет, пейзаж, событие и т.д. Во-вторых, очень важно, является ли описание статическим, то есть таким, которое прерывает развитие текста, или динамическим – обычно небольшим по объёму, которое не приостанавливает действия, а включено в событие. Наконец, принципиально значимыми являются цель описания, его функция и роль автора текста.
С этой точки зрения можно противопоставить фактографические и творческие тексты-описания.
Фактографические описания распространены в научно-технической сфере, инженерии, в инструкциях, технических руководствах, а также в различного рода справочных изданиях. Их отличает, с одной стороны, сухость, отсутствие эмоциональной оценочности, а с другой – полнота, чёткость, точность и последовательность.
Расположение частей в фактографических описаниях обычно таково: 1 – общее назначение (функция) предмета; 2 – его составные части, важные для адресата сообщения (в порядке убывающей важности), их назначение и работа. Обратите внимание на структуру текстов-описаний, представленных в инструкциях, словарях:
Бузина чёрная – многолетнее растение, кустарник или деревце 3–10 м высотой [общая характеристика]. Ствол и ветви серые с чечевичками по коре. Листья супротивные, черешковые, непарно перистые. Цветки мелкие, душистые, желтовато-белые, в многоцветковых щитках. Плод – чёрно-фиолетовый, ягодновидный [составные части и их внешние свойства]. Лекарственным сырьём являются соцветия и плоды, высушенные в печках или сушилках [назначение].
Творческие описания обязательно содержат эмоциональный, эстетический, художественный элементы. При их составлении необходимо учитывать несколько общих правил: предмет нужно представить отдельно от других (выделить его) в его единстве, целостности; выявить характерные свойства, причём эти свойства не только наиболее значимы для рассказчика, но и не оставят адресата равнодушным.
При описании предмета речи очень важен выбор главной, характерной черты, детали, делающей предмет интересным. При этом необходимо найти точное, яркое сравнение, то есть создать образ, основанный именно на этой характерной черте, существенном признаке предмета. Не менее важен и выбор точки зрения, направления «взгляда» на предмет.
Наиболее типичной является следующая структура творческого текста-описания. Сначала даётся общая картина окружающего (место, время и т.д.), потом взгляд как бы фокусируется на предмете и даётся его характеристика. Для создания яркого, эмоционального образа необходимо сохранить динамизм описания.
Так, если это пейзажная зарисовка, т.е. предмет «бездействует» (например, озеро, холм и т.д.), то могут быть описаны перемены в нём в разное время.
И.С. Тургенева «Ермолай и мельничиха»За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу с ружьём, без собаки. Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки, оглядываетесь, осматриваете пистон, перемигиваетесь с товарищем. Четверть часа прошло. Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит весёлым блеском изумруда… вы ждёте. Внутренность леса постепенно темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается всё выше и выше, переходит от нижних, почти ещё голых, веток к неподвижным, засыпающим верхушкам… Вот и самые верхушки потускнели; румяное небо синеет. Лесной запах усиливается, слегка повеяло тёплой сыростью; влетевший ветер около вас замирает. Птицы засыпают – не всё вдруг – по породам: вот затихли зяблики, через несколько мгновений малиновки, за ними овсянки. В лесу всё темней да темней. Деревья сливаются в большие чёрные массы; на синем небе робко выступают первые звёздочки. Все птицы спят. Горихвостки, маленькие дятлы одни ещё сонливо посвистывают… Вот и они умолкли.
Если объект речи – неодушевлённый физический предмет, состоящий из отдельных частей (например город, сад), то описываются эти части, картины с разных сторон.
И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч»Мы вошли в избу. Ни одна суздальская картина не залепляла чистых бревенчатых стен; в углу перед тяжёлым образом в серебряном окладе теплилась лампадка; липовый стол недавно был выскоблен и вымыт; между бревнами и косяками окон не скиталось резвых прусаков, не скрывалось задумчивых тараканов.
Если характеризуется «нравственный» предмет (роскошь, скромность, праздность и т.д.), то обычно описание даётся по принципу: «род» – «вид», «разновидности». При описании действующего лица обычно характеризуются его свойства и действия: одно за другим, постепенно и отдельно.
И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч»В качестве охотника посещая Жиздринский уезд, сошёлся я в поле и познакомился с одним калужским мелким помещиком Полутыкиным, страстным охотником и, следовательно, отличным человеком. Водились за ним, правда, некоторые слабости: он, например, сватался за всех богатых невест в губернии и, получив отказ от руки и от дому, с сокрушённым сердцем доверял свое горе друзьям и знакомым, а родителям невест посылал в подарок кислые персики и другие сырые произведения своего сада; любил повторять один и тот же анекдот, который, несмотря на уважение г-на Полутыкина к его достоинствам, решительно никогда никого не смешил; хвалил сочинения Акима Нихимова и повесть Пинну; заикался; называл свою собаку Астрономом; вместо однако говорил одначе и завел у себя в доме французскую кухню, тайна которой, по понятиям его повара, состояла в полном изменении естественного вкуса каждого кушанья: мясо у этого искусника отзывалось рыбою, рыба – грибами, макароны – порохом; зато ни одна морковка не попадала в суп, не приняв вида ромба или трапеции. Но за исключением этих немногих и незначительных недостатков, г-н Полутыкин был, как уже сказано, отличный человек.
Наиболее разнообразны и индивидуальны описания в художественном произведении. Их структура, используемые средства определяются не только предметом речи, жанром, функцией в тексте, но и творческой манерой автора и т.д.
Вместе с тем в любом описании необходимо следить за тем, чтобы характеристика объекта речи соответствовала конкретной авторской задаче, была полной и точной, выделяемые детали отражали существенные признаки объекта. Самое главное – уметь выделить то свойство предмета, которое и делает его таковым. А потом использовать это свойство как стержень всей речи о предмете. При описании следует избегать излишней детализации, повторов и случайных, несущественных характеристик.
В каких случаях мы используем технику «описание»?
• Когда надо ввести читателя в курс дела.
• Когда надо представить нового героя.
• Когда мы описываем места, где наш герой никогда не был.
• Когда место, предмет или человек существенно изменились, и это важно для развития сюжета.
• Когда место или предмет привлекли внимание героя.
• Когда нам нужно показать, что случилось в прошлом, в течение длительного периода времени.
Визуализация — самое важное правило при описании
Не рассказывайте о том, что случилось, а показывайте — создавайте в головах читателей визуальные образы.
«Яркие мазки»
Когда нам надо кратко рассказать, что произошло в прошлом, мы не делаем подробное описание, а даем лишь «мазки», которые характеризуют случившееся.
Временной эффект
Мы можем написать «прошло много времени», но это будет абстракция: читательскому воображению не за что зацепиться. А если мы покажем читателю, что именно делал герой, пока длилось это время, эффект будет совсем иным.
Игра на контрасте
Описание ситуации или героя можно дать, подобрав сочетания слов, которые будут усиливать друг друга.
Скрытая энергия слов
Примечаем также энергию, которую несут слова. Она создает нужный за одно предложение.
Описание внешности героя
Одна из стандартных проблем в работах новичков — это портрет главного героя. Персонаж останавливается перед зеркалом (водной гладью, витриной магазина), смотрит на себя и отмечает «полные губы, так и зовущие к поцелую» или «широкие спортивные плечи». На самом деле люди не оценивают свое отражение подобным образом. Они подмечают общее впечатление, одежду или прическу, но никак не «безукоризненной формы нос» или «густые брови», с которыми живут всю жизнь.
Выход из данной ситуации — либо показывать героя глазами другого персонажа, либо объяснять, как герой оценивает сам себя.
Неудачные описания внешности
Некоторые описания в литературе давно превратились в клише: золотистые волосы, глаза цвета небесной лазури, музыкальные пальцы, косая сажень в плечах и т.п. Старайтесь избегать их.
Когда вы впервые представляете героя, не давайте ему ничем не подтвержденных характеристик.
Лишние описания
Не описывайте места и предметы, которые все знают.
Не приводите описания того, что не имеет отношения к развитию сюжета или личности героя. Задача описания — создать атмосферу или дать важную информацию.
Чужая точка зрения
Не описывайте то, чего не может видеть или знать фокальный персонаж, т.е. герой, чьими глазами мы смотрим на данную сцену.
Точные имена и названия
Называйте предметы и людей так, как их должен называть фокальный персонаж.
Описание предмета
Если ваш герой не знает, что за вещь лежит перед ним, описывайте ее в общих чертах. Если вещь понятная и общеизвестная, просто называйте ее.
Если же у предмета есть какая-то особенность, укажите ее, но только в том случае, если, исходя из ситуации, фокальный персонаж способен эту особенность заметить и осознать.
Авторская оценка происходящего
В описании драматических событий старайтесь избегать оценок: ситуация должна говорить сама за себя.
Описаниями не стоит злоупотреблять
Пространные литературные пейзажи и портреты были уместны в эпоху, когда не было цветной фотографии и телевидения и читателям нужно было подробно объяснять, как выглядит африканский бушмен или альпийская деревня.
Самое лучшее описание — это то, которое читатель вообще не замечает: оно идет между строк, по ходу дела, но тем не менее создает нужную атмосферу.
Задание 1. Самоанализ (стоимость — 2 балла)
Приведите примеры описаний, которые вам нравятся и попытайтесь их проанализировать: что в них привлекает внимание, выделите основное свойство описываемого предмета, эмоции и атмосферу, которую задает описание.
Задание 2. Описываем (стоимость — 2 балла)
Приведите примеры из собственного текста с описанием места действия, персонажа, неодушевленного предмета и события (явления) и проанализируйте их.
1. Что вы хотели показать этим описанием.
2. Видите ли вы в нем недоработки.
Задание 3. Редактируем (стоимость — 2 балла)
Приведите примеры описаний до и после редактуры. Расскажите, что удалось улучшить и каким образом.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.