Земля. Начало двадцатого (ХаХа) века. Англия. Заштатный городишко под названием Молдон. Марсиане атаковали Лондон, и поэтому народ бежит за океан. В Молдоне их не ждали…
И вот уже Том Рэдклиф, вокзальный грузчик, лезет на колокольню наблюдать за боем британского миноносца с тремя марсианскими треножниками…
А чуть позже Джон Ватсон, военврач, сопровождает заполненный ранеными эшелон, где встречается со своим старым другом, выдернутым из Суссекса, где владеет пасекой, телеграммой брата…
Ну, опасался я читать эту книжку. Не знаю уж почему. Наверное, потому, что я неплохо отношусь к творчеству Уэлсса как одного из первопроходцев научной фантастики, и очень хорошо – к творчеству Конан Дойля как отца Шерлока Холмса (и тоже не чуждого science fiction).
У писателя «Генри Лайон Олди» я до этого прочитал всего две книги, и по отношению к обеим мною владют несколько противоречивые чуйства.
«Путь Меча» крайне интересен и небанален, но с однозначно перегруженной матчастью. Я, не сообразив сунуть нос в самый конец книги (где была кратенькая энциклопедия холодного оружия), был несколько раздражен необходимостью постоянно рыться в своей памяти – в школе я неоднократно читал книгу «Холодное оружие Востока и Запада» В.Н.Попенко и потому все-таки продрался сквозь все эти «волчьи метелки», «нагинаты», «дзютте» и прочие саи с нунчаками. Тем не менее, и сама идея романа, и ее реализация вполне интересны.
Что же касается «Нопэрапон» (точного названия я не помню), то там меня заинтересовала «древнеяпонская» часть романа, а «современная» оставила равнодушным.
Что же до данной книжки…
Стоило мне дочитать до первой же «интерлюдии», как мне стало грустно. Сама мысль противопоставить Шерлока Холмса марсианам – да еще присыпать все это ктулхами и ванхельсингами с гаррипоттерами – нет, она вполне себе симпатичная и глюкостимулирующая… Плюс выявить связи между Артуром Конан Дойлем, Гербертом Уэлссом, Брэмом Стокером, Оскаром Уайльдом… Плюс показать нос Орсону Уэлссу… Да! Но, каррамба, стоило мне дочитать до первой же интермедии, как я понял, к чему все идет – и расстроился. Потому что в книге три с половиной сотни страниц, а интермедия возникла уже на двадцать шестой. Нет, это не значит, что я смог предугадать все повороты сюжета – фантазия у авторов на хорошем уровне и эрудиция по части литературы тоже вполне, но…
Ну вот я более-менее понял, чем все кончится. А ничем. Ctrl-Alt-Del.
Мог бы этот роман обойтись без интермедий? Наверное, нет. В них как раз и проводятся все линии пересечений. В них же, пожалуй, сконцентрировано и процентов шестьдесят юмора, содержащегося в романе.
Затянут ли роман? Нет. Он легко и интересно читается, и в процессе чтения можно даже забыть, что скоро наступит очередная интермедия.
Ну, из плюсов романа можно еще отметить иллюстрации. Минус, я думаю, ясен.
Стоит ли читать… Даже не знаю. Скажем так: я бы перечитал «Путь Меча» – более сложный и более, на мой взгляд, умный.
Но – в принципе, читать можно.
Прошло время…
После обсуждения на сайте «Мастерская писателей» я пришел к выводу, что кой-чего я все-таки недоговорил. Итак…
Первое. В романе есть довольно много интересных или просто удачных моментов и находок… Однако в целом они, к сожалению, теряются.
Второе. Возникло у меня подозрение, что роман был написан как наглядное пособие для начинающих писателей. В нем довольно подробно показано, как не следует писать романы, почему, и кому вы уподобляетесь, все-таки пойдя по такому пути. Возможно. Однако – слишком уж большой у данного орудия калибр. Не должен снаряд быть размером с цель, для уничтожения которой он предназначен.
И третье… Вполне возможно, что роман был написан потому, что писатели, читатели и издатели предпочитают романы – писать, читать и издавать соответственно. Если это так, то пусть им всем будет хуже.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.