В отзыве есть спойлеры, читайте на свой страх и риск )))
Прежде всего хочу сказать про стиль. Это просто отдых для души, читаешь и радуешься. Красивый, легкий и уверенный слог – очень здорово.
Сама книга вызвала у меня достаточно противоречивые мысли и ощущения, сейчас попробую в них разобраться.
О ком это история? На мой взгляд, она однозначно о Мидире. Именно он остается рассказчиком на протяжении почти всей книги и именно в его душу мы можем заглянуть в полной мере. Сперва Мидир мне показался личностью незрелой, можно даже сказать инфантильной, с неразвитой эмоциональной сферой. Взять хотя бы тот факт, что за три тысячи лет он хотя бы чисто из любопытства не попытался без чар добиться благосклонности женщины. Все женщины были для него кусками мяса – зачем нужна подлинная взаимность при таком подходе? И вот Мидир встретил Этайн, неподвластную его чарам. И что же, все изменилось? Нет. По сути он сделал тоже самое, что и всегда, только ему пришлось применить более сложное колдовство. Тем не менее, перемены в душе Мидира начались уже тогда.
Но я отвлеклась. Итак, поначалу Мидир показался мне незрелой личностью, но по мере того, как стало раскрываться его прошлое, многое прояснилось. Учитывая историю его семьи и то, как он сам стал королем – неудивительно, что Мидир заковался в бессердечность, как в панцирь. Но это ему не помогло.
Он украл Этайн, и тут все начало меняться. И дело не только в том, что «бессердечный волчий король» сумел полюбить. Дело в том, что он начал понимать самого себя и тех, кто его окружает. Именно благодаря Этайн Мидир смог понять брата и снова сблизиться с ним, смог понять, что Эохайд действительно был ему другом и т. д.
Этайн была Мидиру необходима, она стала его лекарством, ключом, отворяющим двери его души. Но был ли Мидир необходим Этайн?
Нет.
Да, она полюбила его — полюбила по-настоящему, вернулась из-за грани смерти на его зов. Но полюбила она его не потому, что Мидир такой замечательный сам по себе. Она полюбила его, потому что очень хорошо его поняла. Она ведь всех понимает и очень быстро. Того же Мэллина, например. Искренне проникается – такой она человек. А Мидир был к ней ближе всех, и морок ни в чем не давал усомниться. Но раскрыл ли Мидир что-то новое в ее душе, как она – в его?
Нет, он только подрезал ей крылья. Отнял свободу. С самого первого дня после наведения морока видно, что Этайн изменилась, утеряла что-то очень важное. Постепенно это начинает понимать и Мидир, видит, что у «Этайн Эохайда» было что-то, чего нет у «Этайн Мидира». Это видят и другие. Лианна говорит: «Ты же наша, солнечная, что ты делаешь среди волков?»
И когда морок спадает, когда к Этайн возвращается память – тогда она становится собой настоящей. Именно в этот страшный, непереносимый момент.
Никакой любовью нельзя оправдать надругательство над личностью. Поэтому на вопрос, с кем Этайн было бы лучше, я отвечу: «С тем, кого она выбрала сама».
Не могу я и осудить Этайн за то, что она прокляла Нижний. Даже обычный король-человек – символ своего народа и залог благополучия земли. А тем более король-ши, древнее божество. Он знал, что делал, знал опасности, он отдал в залог своим желаниям всю магию и любовь своего мира. Это уже не говоря о том, что Этайн и проклинала под влиянием друидов и потом сама не помнила об этом проклятии.
В общем, оглядываясь на прочитанную книгу, я вижу интересную, неоднозначную историю с проработанным миром и мифологическими отсылками. Книгу, заставляющую о многом задуматься.
Но есть одно «но». Так я вижу книгу уже теперь, постфактум. Когда я читала, впечатление было другим. В процессе чтения история то и дело разъезжалась и расползалась, как организм лишенный костной структуры. Вполне вероятно, что это особенности моего восприятия. Тем не менее, я выявила две причины, создававшие такое впечатление (для меня, естественно, у других читателей может быть по-другому).
Во-первых, количество эротических сцен. Ничего не имею против хорошей любовной сцены, но зачем их столько? И без того понятно, что Мидир от Этайн оторваться не может. К какому-то моменту уже просто скучно становится это читать и даже неловко как-то, как будто у них в спальне и в беседке камеры стоят и все записывают )))) По-моему, оптимально было бы треть эротики оставить, не больше.
Во-вторых, линия Лианны, Джилроя и Фордгалла. Вот честно, такой акцент на их отношениях, прошлом, возможном будущем, разорванной помолвке и т. д. – выглядит как Санта-Барбара. Т.е. я понимаю, что из песни слова не выкинешь – раз эти ребята вышли из леса и попали в замок именно в это время, то нельзя о них не упомянуть. Опять же понятно, что вся эта линия, помимо прочего, показывает нам контраст между любовью Мидира и любовью Джареда. Но все-таки лучше покомпактней, коротко, почти за кадром. А саму историю превратить в полноценную отдельную повесть. Мне кажется получится здорово, герои интересные.
Ну и еще пара совсем субъективных моментов, которые мне не понравились.
Прямая цитата из «Лабиринта». Да, я знаю, это вроде как пасхалка, и у многих она вызовет радость узнавания. Но лично меня сразу вышвыривает из истории – т. к. это же фрагмент другой истории, что он тут делает? Так и хочется спросит после этого, почему же маму Мидира зовут не Сара, а Синни )))
И «человечка». Нет, примерно через пол книги я привыкла, поняла, что это такое словцо, которое может звучать как пренебрежительно, так и ласково. Но вначале была стойкая ассоциация с этими несуществующими феминитивами, которые сейчас активно пытаются внедрить.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.