Второй раз я перечитываю книгу Юрия Никитина «Трансчеловек», и второй раз она переворачивает с ног на голову все мои представления о мире. В первый раз она поразила меня своей необычностью и – что греха таить, – размахом. Совершенно небывалым размахом, от которого просто голова кружилась. А ещё – небывалым для тогдашнего меня цинизмом, даже, скорее, циничным рационализмом. Никитин верен себе до конца: если идти вперёд – так забывая себя, если стремиться к новой ступени эволюции – так не обращая внимания на окружающий мир. «Трансчеловек» как бы противопоставляет себя нынешнему гуманизму и общечеловеческим ценностям.
Гуманизму, порой доходящему до абсурда.
И, в некотором смысле, я не могу с ним не согласиться. Мы, люди XXI века, выросли в этой среде, с молоком матери впитали в себя то, что для человека, жившего всего лишь два века назад, невозможно было бы даже представить. Мы живём в немыслимом богатстве, буквально купаемся в будущем, мы уже далеко не те неграмотные крестьяне, что работали по 18 часов в сутки, и которым даже в голову не приходило задумываться о том, что для нас сейчас является смыслом жизни. Мы поставили человека во главу угла, считаем его основой бытия – и именно из этого проистекает знаменитая Декларация Прав. Человек – априори имеет право. Право на всё, что ему захочется.
Право жить так, как ему нравится.
Право быть принятым таким, каков он есть.
Пьяница он, или лентяй, учёный или шоумен, «золотая молодёжь» или «маленький человек», интеллигентный прожигатель жизни или туповатый трудяга – неважно. Важно только то, что он – человек с рождения, и «это звучит гордо».
Никитин же утверждает, что простого существования мало. Чтобы носить гордое имя «Человек» – его нужно заслужить. Заслужить тяжёлым трудом и отречением от удовольствий. И отговорка «принимайте меня таким, каков я есть» – здесь не прокатит. Просто потому, что нас, тех, кого нужно «принимать», и так слишком много…
«Трансчеловек» – это книга о будущем. О том ближайшем будущем, что уже почти что предстало пред нами во всём поразительном блеске своего сияния. Книга охватывает временной промежуток от 2006 до 2116 года – ровно 110 лет. 110 лет, уходящих в технологическую сингулярность. Когда понимаешь, что не нужны уже будут нам, будущим, космические корабли. Когда человек уже перестаёт быть человеком и становится чем-то намного большим…
«Трансчеловек» – это книга об обществе. О том обществе, в котором мы живём. О том обществе, которое будет расти и изменяться на протяжении каких-то ста лет – отрезка времени, для которого хватит жизни одного человека. Но за этот промежуток общество изменится сильнее, чем оно изменилось с каменного века до наших дней.
«Трансчеловек» – это книга о человеке. О том, насколько губительны наши «твёрдые убеждения» и консерватизм, о том, куда ведёт нас праздность и желания «оторваться» и «заторчать». О том, как мы все обманываем себя религией и показным смирением, стремясь доказать всем, что именно мы – не боимся смерти. И о том, куда же нам всем, в конце концов, надо стремиться.
А ещё «Трансчеловек» – это история настоящей любви. Любви, для которой нет никаких преград, и даже смерть – всего лишь отсрочка.
Да, всё это – в одной книге.
…Он – молодой парень, 24 лет от роду, обычный ремонтник бытовой техники, «туповатый слесарь», как он сам о себе отзывается, чьим хобби является компьютеры. Она – 32-летний астрофизик. Можно сказать, что их свела сама судьба… и эта же судьба их разлучила – с помощью страшной болезни, имя которой – рак.
Смерть возлюбленной изменяет жизнь молодого человека раз и навсегда. В его голову – не иначе, как в горячечном бреду, – забредает невозможная мысль: дожить до торжества науки, когда и для смерти найдут своё лекарство. Но когда будет это торжество? Неизвестно. И он решает дожить до конца – во что бы то ни стало. Ради того, чтобы быть вместе с той, которую он полюбил.
Так и начинается эта книга – книга о превращении обычного, ничем не примечательного парня в существо абсолютного прогресса – трансчеловека.
Конечно, книга не лишена и кое-каких недостатков – как мелких, так и достаточно существенных. Например, у Никитина принципиальная проблема с именами – правда, если в его книге «Имаго» главного героя звали Бравлин, то здесь он ограничился всего лишь именем «Владимир Спивак». Это, скорее, забавное замечание, чем недостаток.
Настоящая проблема – это язык. Я, если честно, не помню, какой был язык в печатной версии книги, которую я читал три года назад, но в этот раз я пользовался онлайн-вариантом, и язык этой версии был чрезвычайно… неординарным. Никитин так странно пишет, что порой приходится зависнуть секунд на тридцать, пытаясь понять, что он хотел сказать в таком-то предложении. Это затрудняет лёгкость чтения и понимания книги, и, быть может, кому-то вовсе испортит удовольствие от произведения…
Жёсткость позиции Никитина может стать как недостатком, так и преимуществом – по крайней мере я предпочитаю рассматривать это как преимущество. Никитин не церемонится и не страдает излишним человеколюбием. Его позиция зачастую спорна, порой и вовсе выбивается из нашего современного восприятия реальности… но часто, задумавшись, понимаешь, что он не так уж и не прав. Просто мы, дети победившего гуманизма, даже помыслить боимся о таком. Но… тут уже каждому своё.
Вот такая это книга. Воистину, «Странный роман», в серию которых она входит.
Путь в будущее лежит прямо у наших ног, пока мы ходим строем, выкрикивая «За» или «Против» нашей власти. Маленький, извилистый, полный тайн и опасностей – но он уже перед нами. И не будет уже звёзд в иллюминаторе и «маленького шага одного человека и большого шага для всего человечества», когда звёздами можно будет погреть руки.
Для богов, бывших когда-то людьми – не такое уж и большое дело…
Также топик в моём блоге
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.