Иван Дмитриевич Василенко - Артёмка
 

Иван Дмитриевич Василенко - Артёмка

+21

Иногда бывает очень полезно разобраться в старом книжном шкафу. Книжный шкаф — это священное место в моей квартире, он хранит бессчётное количество историй, образов, легенд, он, словно прихотливое, капризное море, приливом выбрасывает на берег то, что кажется ему лишним, ненужным, забытым, но и в груде мусора можно обрести бриллиант.

 

Одним из них стал для меня «Артёмка». Эта книга ещё помнит мою маму милой девчушкой с озорными косичками и задорно вздёрнутым носиком… Эта книга передавалась из поколения в поколение. Она зачитана буквально до дыр, а в мои руки она попала только тогда, когда я начал разборки своих книжных завалов.

 

С первых строк мне стало ясно, что это настоящая детская литература — не сопливые уси-пуси, не назидательные попытки вбить в неокрепшие умы знания о том, что хорошо, а что плохо, но разговор с юным читателем на равных. А это всегда подкупает.

 

Книга состоит из пяти повестей, которые объединены одним героем — Артёмкой, сыном сапожника, с юных лет овладевшим ремеслом своего отца. Мы наблюдаем за постепенным взрослением героя и взрослеем вместе с ним или возвращаемся в детство (зависит от того, в каком возрасте читать).

 

Язык «Артёмки» прост, но вместе с тем насыщен, ярок настолько, что через какое-то время кажется будто герои повестей жили с тобой в одном дворе, и каждого из них ты уже знаешь тысячу лет а по улочкам приморского городка, в котором, так или иначе, происходит действие книги, можешь пройти с закрытыми глазами.

 

Вот этой самой жизнью и дышит едва ли не каждая строчка произведения: если описывается рынок, то это настоящий, вечно копошащийся, вечно куда-то спешащий, безразличный ко всем и всему, кроме звона монет, базар; если порт, то можно буквально кожей почувствовать запах свежей только что выловленной рыбы, ещё не успевшей высохнуть краски на лодках, солёные брызги ласкового моря; если цирк то… Но об этом чуть позже.

 

Мы начинаем наше путешествие с истории о волшебной шкатулке. Это вводная повесть и она написана не от лица Артёмки, а от лица его друга — Мити, сына кухарки из трактира, в котором «за четыре копейки подавали борщ на говяжьей требухе, а ещё за четыре — и самую требуху». А иных блюд в трактире не готовили. Однажды в трактир зашёл странный персонаж, назвавшийся герцогом Букингэмским и к оплате за еду представивший свой вексель, писаный на обрывке бумаги. Позднее герцог оказывается Алексеем Евсеевичем Погребальным, сыном дьякона и бродячим артистом. Он и обещает подарить Мите волшебную шкатулку — игрушку, доставшуюся ему от деда. Нажмёшь на первую кнопку — арена цирка перед тобой откроется, нажмёшь на вторую — малиновый перезвон раздастся, а на третью — наездница в белом платье и все животные побегут по кругу. И совершенно не важно, что едва получив долгожданный подарок, он тут же лишится его, а в конце истории и вовсе потеряет навсегда (поскольку в процессе возвращения шкатулка разобьётся вдребезги). Важно, что здесь в полной мере раскрывается характер Артёмки: решительный, добрый, смекалистый. Чего стоит хотя бы сцена отбора шкатулки у надзирателя Горбунова. План простейший — Артёмка отвлекает Горбуниху, а Митя хватает шкатулку и — дай Бог ноги! Но что-то идёт не так, и Артёмке приходится выкручиваться — корчить из себя артиста: играть на губной гармонике, рассказывать стихи, чесать себя за ухом большим пальцем ноги… И надо сказать, у него это получается весьма убедительно. По крайней мере, зрителям (то есть Горбунихе) нравится… Митя в это время, собравшись с силами, влезает в комнату, хватает шкатулку, но нечаянно задевает ногой стул…

Но и здесь Артёмка не унывает. Да, шкатулка разбита, да, вдохнуть в неё жизнь не получается, но из любого положения есть выход, и друзья решают закопать шкатулку, чтобы надзиратель её не нашёл, а потом в часовой мастерской выучиться такие шкатулки чинить… Надо ли говорить, что шкатулку друзья так и не выкопали и пути их разошлись на долгие пять лет?..

 

Главным героем остальных повестей является Артёмка. Постепенно мы узнаём, что у сына сапожника есть мечта — стать настоящим актёром, играть в театре, говорить настоящие мысли… Развитию этой мечты посвящены повести «Артёмка в цирке» и «Артёмка у гимназистов». В первой наш герой знакомится с клоуном Кубышкой, борцом Пепсом и девочкой-канатоходцем Лясей. Во второй окунается с головой в школьный, как бы мы его сейчас назвали, самодеятельный театр и даже совершает самый настоящий подвиг — берёт на себя всю вину за постановку крамольного (действие повести происходит накануне Октябрьской революции) спектакля «Лес» по пьесе Островского.

 

Четвёртая и пятая повести — самые неоднозначные. «Заколдованный спектакль» и «Золотые туфельки». Дело в том, что в них описывается судьба уже повзрослевшего Артёмки — красноармейца, диверсанта, яростного борца с классом буржуев и эксплуататоров. В нём уже очень мало от того невинного мальчика с чистой мечтой о сцене. Здесь проявляется то, что принято считать не самыми лучшими чертами советской литературы — однобокость позиции: все «красные» — хорошие, все «белые» — выродки, изверги, которых надо давить и уничтожать на корню. Но и здесь автору удаётся, что называется, «бить по нервам». В «Заколдованном спектакле» есть сцена, описанная нарочито скупым, едва ли не репортажным стилем — история Тани и двух немцев — офицера и солдата. Рутинно и нехотя выполяющих свою работу — расстрел шахтёров, не подчинившихся власти белогвардейцев… Именно в этой неторопливости, в том числе и языка, заключается эффект разорвавшейся бомбы, и ты буквально чувствуешь, как холодок ужаса пробегает по твоей спине…

 

Последняя повесть в большей степени сконцентрирована на судьбе Ляси и Кубышки из повести про цирк. Их жизнь тоже не назовёшь лёгкой прогулкой. Чтобы выжить, им приходится играть в уличном кукольном театре. Странствия приводят их снова в родной город Артёмки. И они встречаются. Только далеко не в тех обстоятельствах, в которых надлежит встречаться влюблённым — его ведут в тюрьму, а она играет спектакль с Петрушкой в главной роли перед собравшимися гимназистами.

 

В конце концов, всё, конечно же, кончается хорошо. Ляся отправляется в Москву учиться на балерину, Артёмка — на актёра. Они любят друг друга. И у них впереди ещё целая жизнь полная удивительных открытий и надежд.

 

О чём эта книга? О подлинной дружбе и чистой любви, о том, как небрежно порой мы относимся к близким людям, а потом всю жизнь, словно бы ищем возможность всё исправить…

 

Чему учит? Умению ценить каждое прожитое мгновение и не унывать несмотря ни на что.

 

И пусть меня обвинят в ретроградстве, неуёмной ностальгии по Советам, в которых я — дитя, воспитанное в девяностых, — можно сказать, и не жил никогда, но я всё-таки скажу: так, как писал Василенко, сегодня уже не пишут, поэтому мои дети (когда они у меня будут) одной из первых книг обязательно прочитают «Артёмку» и может быть тогда мир станет чуточку добрее и мягче.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль