Наверное, для автора странно и удивительно, когда его произведение уходит и начинает жить собственной жизнью. Книга М.Петросян «Дом в котором...» явно из таких: сколько про нее написано, сколько написано фанфиков и стихов, нарисовано иллюстраций и сыграно сцен, история давно обросла собственным фольклором. Но вот мне все же тоже хочется немного высказаться.
Все началось с того, как подросток-колясник по прозвищу Курильщик надел на свои беспомощные ноги не положенные по кодексу Фазанов неприметные тапочки, а вызывающе-красные кроссовки…
Или нет, все началось с того, как к двери Дома подошла женщина на каблуках-шпильках с белокурым симпатичным ребенком без рук…
Или нет, нет! Все началось гораздо раньше, когда какой-то странный богач-меценат, невзлюбивший своих родственников, завещал все свое состояние на реставрацию старого особняка и организацию в нем школы-интерната особо одаренных для детей-инвалидов.
Но если вы ожидаете историю про детей инвалидов, полную жалости или, напротив, героизма преодоления — пустое, этого вы тут не найдете. Герои истории — особо одаренные, помните? Они — певцы, сказочники, маги, создатели своего Дома и своей судьбы. Поэтому жалеть вам их не придется, разве что однажды вы пожалеете о расставании. И преодоления никакого не будет — будет выбор, будет возможность принять себя такими, какие есть, и выйти из дома на Внутреннюю сторону или в Наружность. Удивительно и непостижимо и то, и другое. И то, и другое в конечном итоге хорошо и правильно.
Чем покорила эта история именно меня.
Первое и самое главное — персонажами. Разными, яркими, удивительными. Их много, но все же главные действующие лица держатся отдельной группой, спальней, в которой живут, стаей: стаей четвертой палаты. И если Птицы, Крысы, Псы или Фазаны выделяются какими-то общими чертами, то в четвертой — каждый личность и каждый — маг: нелюдимый и скромный Горбач, поэт и музыкант, флейта которого, подобно флейте гамельнского крысолова, способна увести чистых сердцем в неведомые дали; тихий и услужливый Македонский, который работал ангелом, исцелял и убивал, и это ему надоело; великолепный и злобный Лорд, парень-колясник, иногда эльф Черного леса, весь в цветах, грибах и бабочках, а иногда — белый дракон с глазами синего стекла.
И другой колясник, шумный и крикливый Табаки, барахольщик, пустомеля и болтун-сказочник. Но он же — древний мудрый хранитель времени, который оказывается там, где должно, дарит то, что нужно, и исчезает без следа.
И, конечно, Слепой и Сфинкс: один — лунный свет и ночная прохлада, второй — ясный день и россыпь солнечных лучей; один — хозяин Дома, скрипящих полов и сквозящих окон, второй — очаг, тепло для его обитателей. Сфинкс — совесть и глаза Слепого и Слепой — ярость и руки Сфинкса. Друзья? Кажется, больше, чем друзья — уже слитые, неразлучные. И между тем один — хозяин выхода внутрь, в мир Сказки и вечного детства, а другой — устроитель входа наружу, в мир Реальности и взрослой жизни.
И это еще не все! Есть еще Лось, воспитатель от бога, который заигрался, и Р первый, от бога может и не воспитатель, но ставший своим для воспитанников, принятый в стаю. Есть Рыжий ангел смерти, прячущий за маской клоуна непостижимые глаза и Стервятник, рядом с которым живет призрак его брата-сиамца. И Русалка, вылупившаяся из яйца, и Рыжая, подруга Смерти, и Крыса, и многие другие. Каждый запоминается, каждый — личность.
Второе несомненное достоинство — это оптимизм и логика добра, с которыми написана книга. Сама по себе история жестокая, полная страхов, горя, отчаяния. Но герои в этой истории живут так, словно это и есть счастье — радуются, юморят, с удивительным вниманием помогают друг другу. Вот эта самая взаимопомощь проникнута таким пониманием, что со стороны даже завидно становится. Как-то Юханан, имея ввиду мою сказку, сказал, что здорово иметь пушистого дракона. Вот тут именно так: у каждого мага есть свой пушистый дракон. И поэтому судьба ребят не кажется ни страшной, ни печальной. В своем мире они сильны, умны и самодостаточны. А когда этот их мир заканчивается, они все так или иначе находят свой путь. Путь — правильный, я, почему-то остался в этом уверен.
Третье достоинство — метафоричность.
Неправильно думать, что это история именно о детях инвалидах. На самом деле она просто о детях, о взрослении, о преодолении зоны комфорта, борьбе за свое я и за свое право оставаться непохожим: борьбе со взрослыми, со стаей, с самим собой.
А может и не о детях, может быть о всех нас?
И в один момент мне даже показалось, что Дом — это я сам, а все жители Дома — это мои идеи, проекты и мысли, вот такие, уродливые: безрукие, безногие, эпилептичные альбиносы и сиамские близнецы. Им страшно и трудно выйти наружу, но они живут, создавая свой мир. Некоторые из них вырастают, крепнут, и все же воплощаются, другие — нет. И моя цель, наверное, понять, почему так, и помочь им, изменив себя.
А заканчивается история все же счастливо:
Воплями Табаки (который еще не Табаки, а десятилетний малыш Вонючка), встречающего еще безымянного Сфинкса, и его объяснением: Вы что, никогда счастливых людей не видели?
Или нет, не этим, а подарком Табаки-хранителя времени для уже повзрослевшего Сфинкса: новой попыткой спасти маленького Слепого от боли, ярости и одиночества.
Или даже не этим, а тем, что Курильщик, наконец, понял все без вопросов, и выписал этот самый подарок в своей картине.
В Доме все так: реальность отражается в сказке, как в дрожащей воде, а сказка выползает из отражения и незаметно вплетается в реальность.
Кстати, Курильщик — Эрик Циммерман — единственный персонаж «Дома...», у которого есть реальное имя. К чему бы это?
Иллюстрация — вот этого автора.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.