Не знаю, как вам, а вот мне кажется, что практически любой эпизод можно сделать лучше, добавив в него диалог (конфликт инклудед). Крокодил не ловится, не растет кокос, герои тормозят, сцена не пишется? Старая-добрая перебранка поможет. Что может быть проще?
И тем не менее всему надо знать меру. Даже отличных, напряженных диалогов может быть слишком много. Если в каждом эпизоде ваши персонажи рвут глотки, читателю рано или поздно это надоест, как надоедает все однообразное. Да-да, котаны, даже от постоянных конфликтов можно заскучать.
Секрет же в том, что конфликты в диалогах бывают (в первую очередь, они там просто должны быть, диалог без конфликта — печатные знаки на ветер) четырех разных типов. И все их хорошо бы использовать. Чередуя по порядку или выстраивая в какую-нибудь сложную комбинацию (можно с их помощью послать sos-сигнал литераторам будущего) — как вам больше нравится. Но, конечно, самый очевидный вариант — это использовать тот тип конфликта, который лучше всего походит данной сцене.
Разберем все четыре типа на примере «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте.
1. Противоположные взгляды, низкие ставки: Джейн vs Хелен Бёрнс
В самом начале книги, когда Джейн еще учится в школе для девочек, они с подругой обсуждают наказания. Разговор проходит достаточно мирно, без взрывных эмоций и рек крови. Это самый простой, низкоуровневый конфликт — девушки просто не сошлись во мнениях.
Джейн, страстная натура, утверждает, что необходимо бороться, идти против несправедливой системы; у спокойной и уравновешенной Хелен другой взгляд, более практичный: она предпочитает стерпеть. Оба персонажа искренне верят в свою правоту, однако не особенно пытаются переубедить оппонента — скорее, просто обмениваются мнениями.
Первый тип конфликта — это конфликт с низкими или даже несуществующими ставками. Ни один из участников не ставит конкретных целей, не стремится ничего добиться и не боится потерять. На первый взгляд, такой конфликт вообще неважен для истории, он ни на что не влияет. И тем не менее даже такой, легкий, будничный спор способен оживить сцену. Если бы девушки просто декларировали свои взгляды (в монологе, внутреннем или внешнем) или были бы согласны друг с другом, читать стало бы не так интересно.
2. Противоположные взгляды, высокие ставки: Джейн vs Эдвард Рочестер
В общем случае, конфликт — это когда персонаж чего-то хочет, но не может получить желаемого. Что-то ему мешает. Как правило — другой персонаж, у которого цели противоположны. Иногда протагонист даже не осознает, что ему чего-то не хватает. То есть внешне героиня может хотеть чего-то вполне конкретного, но самое интересное начинается, когда в процессе спора выясняется, что в глубине души она мечтает о чем-то совсем ином…
История любви Джейн Эйр и мистера Рочестера состоит, по большей части, из их бесед. При этом они, люди воспитанные, не сказать чтобы часто друг с другом конфликтуют… Нет, они ведут себя вполне пристойно, как и положено друзьям: желая друг другу лишь добра, пытаясь понять точку зрения собеседника…
Но это все внешнее. Изнанка же намного сложнее.
Как и с Хелен, с Рочестером Джейн часто обсуждает этические вопросы. При этом Джейн придерживается достаточно жестких взглядов, а Рочестер апеллирует к сочувствию, прощению и слабости человеческой натуры. И со стороны кажется, будто эти беседы мало чем отличаются от школьных споров с Хелен. Но читатель знает — и стрелка на его конфликтометре ползет все выше и выше, — что это не просто разговоры — на кону будущее героев.
Они не говорят об этом вслух, но каждый отстаивает свое право быть любимым. Рочестер утверждает, что все его прошлые ошибки (в том числе та, которую он прячет на чердаке) могут быть прощены. Джейн уверена, что достойна настоящей любви, той, которая не порабощает и не угнетает.
То есть, в общем-то, персонажи даже не спорят друг с другом, но читателям очень хочется, чтобы они наконец договорились! Потому что это важно.
3. Противоположные цели, низкие ставки: Джейн и Цыганка
Вот мы и добрались до всамделишного, очевидного конфликта. В этом случае у героев по-настоящему разные цели — они стремятся получить что-то, что другой не торопится им дать. При этом ставки остаются не слишком высокими, да и способы добиться желаемого не выходят за рамки, предписанные этикетом.
Где-то ближе в середине книги Джейн встречается с подозрительно всезнающей цыганкой (то есть переодетым Рочестером). Та пытается выведать, какие чувства питает Джейн к хозяину дома, любит ли она его. Джейн же хочет разобраться, что происходит, не выдавая себя.
Из-за несовместимости целей конфликт вспыхивает с первых же строк. Между персонажами нет неприязни, но они отчетливо друг другу не доверяют. Исход диалога не критичен, но все же достаточно важен. Герои (и читатель) это прекрасно осознают.
4. Противоположные цели, высокие ставки: Джейн vs Сент Джон Риверс
Если хотите, чтобы сцена вспыхнула синим пламенем, вот вам безотказный рецепт:
- у героев противоположные цели,
- многое поставлено на карту,
- компромисс исключен.
Последний тип конфликта описывает тот случай, когда герои хотят чего-то, что их оппонент ни в коем случае не желает им давать. А хотят они этого очень сильно. До умопомрачения и зубовного скрежета. И если они этого не получат, то все будет очень-очень плохо. В результате — эмоции бьют через край и кишки в стороны летят, йо-хо-хо! Короче, в ход могут пойти угрозы, рукоприкладство (тут уже не до диалога) и любое другое безобразие.
Ближе к концу книги Джейн ввязывается в спор со своим высокоморальным кузеном, Сент Джоном Риверсом, который хочет, чтобы Джейн уехала с ним в качестве миссионера (и формально — жены) в Индию. Ну и выкинула из головы Рочестера, разумеется. В качестве аргументов и с той, и с другой стороны используется все, что под руку попалось. Оба героя настолько хотят победить в этом споре, что не гнушаются никакими средствами. Перечитайте эпизод, если нужно. Это интересно. Для Джейн ставки особенно высоки: если она уступит, то потеряет все, в том числе самоуважение.
Такие диалоги способны взволновать читателя сильнее, чем погони и перестрелки. Но давать их в каждой сцене — явный перебор. Конфликты с противоположными целями и высокими ставками должны щедро перемежаться другими, низкоуровневыми конфликтами. Если у вас имеется в запасе по-настоящему яркий и напряженный диалог, приберегите его для кульминации. Анализируйте цели персонажей в каждой сцене, следуйте внутреннему ритму истории и создавайте конфликты соразмерно и соответственно эпизодам.
Как видите, конфликты в диалогах могут быть разными — и не для каждого случая вам понадобится огнетушитель, — но они должны быть. Вот и все.
Перевод статьи К.М. Уилэнд.
Источник: Джахонтис
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.