Кто еще не в курсе, здесь часть первая.
Здесь находится топик о еврейском кладбище, а я продолжаю рассказывать о христианском, на это раз о его лютеранской части.
Будучи на двух экскурсиях я все время слышала, что вообще-то лютеране люди… гы… непритязательные и памятники себе ставят скромные. Ну… не совсем видно по этим памятникам. Начнем с того, что большая часть того, что вы увидите, поставлено над могилами фабрикантов. Приезжали люди, стоили фабрики, богатели. И первое поколение фабрикантов жило достаточно скромно, потому что привыкло экономить, второе и третье… уже отгрохало себе шикарные дома, а на могилы близких — шикарные памятники.
Самый красивый памятник и каплица в одном лице был поставлен над могилой немца Карола Штейблера (Karol Scheibler, 1920-1981) Скажу честно, в первый раз на кладбище я забрела нечаянно и без экскурсовода. И когда увидела в конце постриженной аллеи вот этот памятник, онемела от восторга. Фотография восторга не передаст, увы мне и ах. Это ажурное здание, летящее вверх, кажется, что оно очень легкое, ветер подует и… нежное и очень хрупкое. Такой готической красоты (если быть правдивой — неоготической) я раньше не видела никогда, думаю, что вряд ли подобное увижу и впредь… Согласно сайтам — уникальное и одно из самых красивых в Европе… но… о но дальше.
Карол Штейблер был одним из самых богатых фабрикантов в Лодзи. Помните, тот шикарный огромный памятник Познаньскому на еврейском кладбище? Познаньский всю жизнь мечтал догнать Штейблера по богатству. И не догнал. После смерти Штейблера его вдова организовала конкурс на самый лучший проект каплицы над его могилой. Конкурс проводили несколько раз, результаты вдову не устраивали, пока она не увидела проект польских! архитекторов (Edward Lilpop i Józef Dziekoński), по которому и было в 1885-1888 построено это здание.
А о дальше… мне говорить стыдно. В подвале каплицы были похоронены сыновья, вдова и другие родные Штейблера. В 1945 году кладбище закрыли, и в здании, увы, обосновались мародеры. Тела умерших вытащили из ниш и выкинули (мешали они людям жить) и каплицу превратили невесть во что. В 1970 году ее начали восстанавливать, немного подлатали, заделали окна, чтобы она не разрушалась дальше, долгое время там проходили богослужения, пока каплицу не закрыли. На данный момент она на ремонте, часть статуй сверху каплицы снята. Но… на ремонт денег практически нет. И уникальное здание реставрируется с черепашьей скоростью… а оно реально прекрасно. Правда, внутри я не была никогда. Но мечтаю когда-нибудь побывать.
А теперь фотографии, с нескольких походов на кладбище:
Фотография изнутри каплицы, не моя, сорри:
Или тут.
Знаете, какой символ я больше всего люблю в христианстве? Ангелов. Вы не знали? Ну так, по секрету, у меня несколько фигурок ангелов… дома. И море изображений. Но мы не об этом. Сначала я вам покажу плачущего ангелочка-девочку:
Ангелочек современный, но симпатичный, правда?
В теперь я вам расскажу историю Софии Бедэрман. Вообще очень несчастливая семья… и несчастливо закончила, но сейчас мы говорим о молодой сравнительно женщине (1870–1895), которой поставлен один из самых красивых памятников на этом кладбище. Памятник к нам приехал, внимание!, из самого Рима и выполнен достаточно знаменитым в то время скульптором (Otto Lessing) из крайне редкого и белоснежного каррарского мрамора. Лицо ангела на памятнике — это лицо умершей, у ее ног играют на краю обрыва ее дети, как бы ее дети, так как умерла Софья после рождения младшего от послеродой горячки и была она единственной дочерью очень богатых фабрикантов. Родители Софьи похоронены у ее памятника, фотографии из надгробий будут ниже. Сорри, что фотографий много, ну нравится мне этот памятник… обратите внимание на детализацию это, не побоюсь того слова, шедевра. На ботиночки детей, где даже шнурочки имеются. Прелесть же… не? На тонкую ткань тоже гляньте, кажется, счас ее ветерок примнет… настолько шикарно сделан этот памятник, что у меня слов не совсем хватает… каждая складочка проработана до мелочей…
Образ Христа — очень частый на христианских кладбищах.
Небо, правда, белое, но че там… пусть будет. Надпись над памятником плохо видно, но поверьте мне на слово, она опять на русском.
Статуя женщины, которая стучится в двери в загробный мир, а за дверями уже находится ее муж. Экскурсовод не подвел нас к ней близко, там надо было больно уж лезть через густо поставленные памятники, лишь сказал, что памятник очень тонкой работы, особенно кружево на нижней юбке. Как вы думаете, что мы дружно сделали сразу после экскурсии?
На самом деле этот редкий мрамор, из которого сделан ангел выше, не самый удачный выбор для памятника, он крайне красив, но быстро зеленеет. Если верить экскурсоводу, то тут он же:
Для сравнения — вот так выглядели памятники первому поколению фабрикантов:
Небо белое, но форма очень типичная для лютеранских памятников того времени. На католическом кладбище, которое рядом, скорее такой формы памятников нет.
Дальше памятник очень знаменитому врачу который дружил, вроде, с тем самым немцем, которому поставили первую каплицу. У врача умерла дочь… фабрикант предложил поставить ей шикарный памятник, на что врач попросил построить лучше больницу. Фабрикант построил. Больница действует до сих пор и долгое время была названа имеем той девочки. Такие вот были люди.
По мелочи (обратите внимание, что на части памятников надписи на немецком):
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.