Для начала немного нудного введения о Старом кладбище, которое иначе зовут «Кладбищем трех вероисповеданий». А почему именно так зовут?
Были леса.
Были болота.
Начал разрастаться город. И приехали сюда немцы, которые строили фабрики. Другие немцы, те, что бедные, спасались на этих землях от голода, приехали сюда работать. Да-да, были времена, когда немцев зазывали в Польшу работать.
«Земля обетованная», фильм о Лодзи тех времен, который я уже давно скачала и никак не соберусь посмотреть, но посмотрю… когда нибудь. Многонациональность… и многорелигиозность. Сейчас евреев с их культурой оставим в сторонке, о них, может, чуть подробнее позднее. Немцы со своим лютеранством. Поляки — со своим католичеством… и… а вот сейчас давайте не падать — русские, со своим православием. Да, да, в центре Польши когда-то было немало русских.
Откуда взялись? Построили фабрики, начались беспорядки… попросили батюшку-царя, под которым была Польша, прислать войско. И батюшка прислал. Слово «попросили» все уловили? Вот и молодцы. И естественно, как полагается, есть православные — есть церковь, есть место для кладбища. Дела насущные, так сказать.
И осталось после всего этого безобразия огромное разнообразие зданий, костелов, несколько церквей и… так называемое Старое кладбище, или кладбище трех вероисповеданий. Католичества. Лютеранства. И православия.
А то здрасти! Пока мы слегка гм… деремся тут и разбираемся где свои, а где чужие, в центре Польши вот такой маленький сюрприз единения трех христианских народов. И праздник трех культур тут тоже как бы имеется, правда попала я на него лишь однажды. Но. Вернемся к кладбищу.
А о кладбище за один топик не расскажешь, потому что… оно не столько огромное, сколько исторически ценное. Даже при том, что немцы его неплохо побомбили во время Второй Мировой, на кладбище находится больше 350 исторических памятников. Оценили? За сердце не хвататься и не пугаться, о всех 350 я вам рассказывать не буду. Ибо
а) сама не нашла
б) сама не знаю
в) я там сама пару раз всего была
г) вам и так по уши хватит.
Поехали дальше.
Кладбище появилось сравнительно недавно, в 1855 году, и поделено на три части. Самая большая, естественно, католическая (для тех кто в танке, Польша сильно католизированная страна) — 11 га, вторая по величине часть — лютеранская — 9 га и православная — 1 га. Почему лютеранское больше православного?
Потому что там шикарные памятники местных фабрикантов, а фабриканты были большей частью лютеранами или… немного католиками и немного евреями. О памятниках, поставленных последним, вы уже в курсе. О католиках мы тоже пговорим… Значительно позднее.
Но возвращаемся к христианам. Католическое кладбище огорожено отдельной стеной, православное и лютеранское отдельной, кто не знает, границы между православным и лютеранским кладбищем не найдет. Я знаю и нахожу.
Начнем мы с небольшой экскурсии по православному кладбищу, так как оно самое маленькое и рассказывать о нем меньше всего. К моему сожалению, кстати.
Никто мне на слово верить не обязан, потому, ребята, читаем… и помним, что снято оно да в центре Польши, а не в России. Большая часть фотографий сделана на ходу во время экскурсии и пытаясь слушать экскурсовода, фоткать без людей и при этом везде успевать..., потому прошу прощения за качество.
Еще одна фотография. Помните, я говорила вам о символике? Теперь хотела бы заострить ваше внимание на символе поломанного дерева на христианском! памятнике.
Возможно, я ляпну сейчас банальность, но, может, кто не знает. Католический крест отличается от православного. На католическом нет перекладины, никогда, на православном частенько она есть (хотя местами почему-то не рисуют)… если я правильно помню, есть она и на староверском, только в другую сторону.
Этот крест уже более лично мне привычен. Я не выравнивала фотографию, потому что неудачно щелкнула снимок, с точки зрения композиции неудачно, и не хотелось бы потерять надпись внизу, которая тоже показательна. А снимок оставила за атмосферность. Кстати, увитые растениями кресты очень часто встречаются и на других частях кладбища, но обо всем в свое время.
Еще один вариант православного креста. Хотя на самом деле тут я, думаю, у вас должна учиться где что и почем, а не вы у меня, так что особо останавливаться об этом не буду. Если кто не знает и хочет узнать, спрашивайте у народа в комментариях. Они просветят вас лучше меня.
В этом месте я бы хотела оговориться, потому что лично у меня дома такой традиции не было. В Польше очень сильно распространены так называемые «семейные гробницы». Так вот на православном кладбище это тоже местами встречается. Например предыдущий памятник полностью выглядит вот так, и на самом деле это семейная гробница:
Но все это, наверное, не очень интересно, потому что пахнет современностью. А я вам обещала показать памятники архитектуры… к сожалению экскурсия по этому кладбищу пролетела очень быстро. Оно и понятно. Эта часть кладбища маленькая, памятников здесь, таких, выдающихся, не так и много, а все спешили к лютеранскому кладбищу, которое славится чуточку больше и о котором я расскажу в следующий раз. Последствия такого вот обилия культурных ценностей на одном кладбище, увы, тоже не очень хорошее — все показывают галопом по Европам, а в сети, к моему большому сожалению, инфы не достанешь.
Потому не очень вам могу рассказать о людях, которые похоронены под памятниками ниже. К моему большому неудовольствию, ибо я люблю не только памятники, но и истории людей, которым эти памятники поставлены.
Однако вот вам одно из произведений искусства, наверное, более мужской вариант.
Так как в таком размере надпись нечитаема, прочитаю я: Анатолий Никодимович Костецкий, скончался в возрасте 25 лет.
Этот памятник тоже очень примечателен… кисти на пологе сделаны так, что выглядят как настоящие, историю похороненного здесь человека вы можете прочитать сами, большего особо и не рассказывали. Прошу прощения за цвета, раньше я была чуточку в этом глупее смелее.
Когда-то кто-то, вроде, Вагант, уже показывал нечто такое — памятник, встроенный в стену, разделяющую кладбища различных вероисповеданий. Тут нечто похожее. Гоижевский был православным, его жена — католичкой, их семейную гробницу поставили на границе двух кладбищ, в рядом пробили калитку… не надо выходить через одни ворота (православного кладбища), переходить через другие (католического), достаточно пройти через калитку.
Стены не видно, стена видна на других фотографиях, здесь видна калитка.
Говорят, что при реставрации реставраторы были очень удивлены, что внизу в подвале этого небольшого здания саркофаги лежат рядом. Соединяют две культуры. Красиво, правда? И очень сильно символично. На этой ноте я эту часть экскурсии и закончу.
А чтобы чуточку развеять мрачную атмосферу, покажу вам фото фрагмента маленькой церквушки св. Ольги. Может, когда-нибудь и ее покажу.
если не поленюсь обработать фотографии
Надеюсь, что было интересно… но оно еще цветочки. Ягодки представим позднее.
ибо немцы здесь все же наследили больше
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.