Владимир Найдин. Рецензия на роман Корина Холода "Запятая Судьбы"
 

Владимир Найдин. Рецензия на роман Корина Холода "Запятая Судьбы"

+29

Ссылка на конкурсный топик

 

Итак, поехали.

И стартовать будем с того, с чего начинается морг. С регистратуры.

1) Название: Запятая Судьбы.

Тип – аллегорическое, дуалистическое (на самом деле квадро). Во-первых, сразу возникает подозрение, что перед нами часть цикла: на запятой никогда ничего не заканчивается. Во-вторых, настраивает на ожидание каких-то глобальных перемен в жизни героев и замысловатых поворотов сюжета (…, но… …, однако…; плюс сложные предложения, обороты и иже с ними – всё, на что мысль о запятой наводит – рамочности, простоты и прямолинейности не предусматривает). В-третьих, «Судьбы» имеет С-большую, что намекает нам на действие неких сверхсущностей. И этот пункт оправдывается целиком.

«Запятая» идёт в тексте первой и в самом начале оценить игру автора с этим словом оценить проблематично. И вот с ним связан, на мой взгляд, единственный серьёзный прокол. Всплывает он уже в конце первой части. И заключается в том, что Запятая Судьбы оказывается конкретным персонажем. И первая часть в одной из сюжетных линий (о них поговорим ниже) является путем становления данной сущности. И я, как читатель, что логично, жду во второй части, что книга с названием «Запятая Судьбы» продолжит рассказывать о Запятой. Но персонаж уходит в тень. (Зато появляется Тень и много кого ещё, но читатель, дойдя до конца второй части уже чувствует себя немного обманутым. А если произведение читателя в чём-то обманывает, возможны два неприятных для автора исхода: а) читатель разочарованно уходит. Б) он начинает усиленно искать в остальном тексте подвохи, повышает недоверие к остальному, в книге происходящему).

Резюме: Название – 8 из 10. Интригует, обращает на себя внимание, имеет несколько значений, все из которых обыгрываются в тексте. Указанный выше недостаток легко объяснить тем, что к данному тексту что-то всеобъемлющее и при этом благозвучное подобрать объективно крайне сложно.

 

 

Зарегистрировали. Кладём на стол. Время первичного осмотра:

2) Общее впечатление: приятное, хотя и разрозненное. Что объяснимо: книга писалась годами. В разных местах, разных обстоятельствах. Не раз переписывалась. Отсюда главный общий баг – частая недосказанность. Автор прожил в этом мире минимум 5 лет. И для него-то каждая запятая обоснована и понятна. Читателя же может немножко ошарашить и запутать активно действующий бэкграунд. Он явно имеет некую стройную схему, которая по началу (в лучшем случае) ускользает от читательского взора. Учитывая некоторую перегруженность событиями, (да, название же нас предупреждало), цельная картина мира может и не сложиться. Но, опять же, я понимаю, что такое пять лет работы и н-тисотая редакция. На какой-то момент сил на то, чтобы всё править, не остаётся. Кроме того, это же Запятая. А значит, мы уже внутренне готовы к тому, что мир будет раскрываться в течение цикла, а манков для того, чтобы заинтересовать читателя грядущими продолжениями в тексте достаточно.

Резюме: Общее впечатление: 7 из 10.

 

Осмотрели, теперь препарируем:

 

3) Сюжет: Плюс первый: обе части имеют свою полную композицию. При этом первая, по сути, является экспозицией второй.

3.1 Часть первая.

3.1.1 Экспозиция. С ней всё сложно. Она разбита на две неравные части. Одна – Вит в Воронеже, описание ГГ, его ожиданий. Другая – Братство во времена расцвета, теория граней, обоснование сложных взаимоотношений Сумеречных, заканчивается данная часть экспозиции представлением Агентства. Экспозиции у сюжетной ветки Мелкого и Эрика, но это логично – им-то она не нужна.

3.1.2 Завязки. Их, по числу сюжетных веток, несколько: основная: пропажа Лиса, побочная: болезнь Мелкого. Отдельно Завязка второй части экспозиции (которая, здесь повесть в повести): решение Сумеречных ограбить Оракула.

3.1.3. Кульминации. Промежуточная: срыв покровов с предательства Багиры; Основная: штурм темницы Лиса. Побочная: Мелкий и братцы на границе Рубежа. Экспозиционная: штурм храма Судьбы.

3.1.4 Развязки: Основная: Судьба всех членов Братства, рождение Запятой Судьбы. Побочная: Мелкий уходит за Грань. Экспозиционная: санкции, наложенные на Сумеречных Агентством.

3.2 Часть вторая. Здесь всё куда сложнее.

3.2.1 Экспозиции основные: А) Быт агентства, выезд на задание (это ещё не завязка – для Агентства пока ещё это будни), знакомство с оперативниками, как и в случае с экспозицией Братства в первой части – неравномерно распределена по тексту, что иногда вызывает небольшие провисы там, где хотелось бы действия. Б) Мытарства Олега до встречи с Чтецом, его первый визит в Агентство, знакомство с Шолто и Птахой. Здесь, несмотря на все переломы в его жизни, их цепочка только ведёт к рождению основного конфликта, раскрывает Олега, как персонажа. Экспозиции побочные: история Бэринга, Нам очнулся в больнице. Отдельно ещё нитью проходят ветки Шолто и адаптации Птахи.

3.2.2 Завязки основные: А) Агенство узнаёт, какой именно оборотень устроил резню. Б) Олег встречает Иду. Побочные: Палача высылают за Намом, Бэринг готовит удар в спину.

3.2.3 Кульминации:Основные: А) промежуточная – Договор с Хозяйкой Ночи; Основная, совмещенная с побочной: ход Бэринга во время ловушки на Волка. Б) (совмещенная с кульминацией ветки Птахи)Операция Александра Евгениевича и Птахи. Побочные: Разговор Вита и Палача во сне, смерть Шолто.

3.2.4 Развязки: Основные: А) смерть Волка, Алисы, Витольда, Б) Олег и Светлов останавливают Артемиду. Побочные: Шолто принят Судьбой, Птаха приняла себя в агентстве, Бэринг потерял дочь ин нажил личного врага в лице Ривы. Агентство оставило семью Нама в покое. Пока.

 

Резюме: 8 из 10. Структура и логика сюжета выдержана очень хорошо, особенно для столь композиционно перегруженного произведения. Минусов 2 – по одному на балл. Первый – эта самая перегруженность, которая может смутить часть читателей: возможно, понятнее для человека, который изначально совсем не в теме, смотрелся бы вариант с 3 частями, к примеру: 1 – Братство, 2 – Олег и Артемида, 3 – Волк. Второй – из-за перегруженности композиции остаётся очень мало места для мира. Он подан широкими мазками, с минимумом деталей, не относящихся к сюжету, но этот «оживляющих». Но это, опять же, оправдано в условиях имеющейся композиции: если распределённые экспозиции разбавить ещё и дополнительной деталировкой, читатель просто потонет в этом бульоне. Так что, опять же, примем, что автор из двух зол выбрал меньшее. А детали оставил на продолжения. (Отсюда, к слову, отметим большой авторский риск и авторскую-же ответственность. Слишком много обещано читателю в будущем, и если следующая часть цикла обещаний не сдержит, то даже если она будет хорошим, но проходным произведением, читатель, скорее всего, разочаруется и с трудом найдёт мотивацию читать дальше. Он, читатель, такой – любит, когда его интригуют, но терпеть не может – когда обманывают).

 

4) Герои: Их много, но они не смешиваются в голове. Мотивацию каждого я понимаю. Хотя, чтобы понять некоторых (Кай, Рива, Бэринг) пришлось вторую часть перечитать раза 3. Но, это мы возвращаемся, к общей сложности композиции. При желании автора, я ниже, в комментариях дам оценку каждого: это ещё одна «простыня» на столе, сопоставимая с текущей рецензией. Здесь ограничусь:

Резюме: 7 из 10. Четыре с минусом. Хочется больше прямых мыслей почти у каждого. Больше рефлексии в значении отражения событий мира в голове основных персонажей.

 

Язык и стилистика: 8 из 10. Минус: Автор любит большие предложения, в том числе там, где без них можно обойтись. Иногда в боевых сценах возникает сумбур с последовательностью происходящего. Плюс: При всём вышесказанном, очень хороший, ясный, образный язык. Хороший уровень грамотности, в том числе, стилистической.

 

5) Достоверность: Без оценки. В Рамках мира, где, согласно Теории Граней, возможны все и всё, серьёзно и не субъективно оценивать достоверность возможности нет. Отсюда, к слову, и проблема, затронутая мною в разборе названия. Когда нет чётких границ того, чего быть не может, то и пределов возможного не существует. А значит, как придраться, так и обосновать в рамках бесконечно полемики можно всё, что угодно.

 

6) Фантдопущение: Правильное. На нём строится весь сюжет. Изъять нельзя. Обосновывает – всё. Грани, как побочный эффект Творения. Любого. Тяжело живется сотрудникам агентства: они-то точно знают — придумал анекдот и всё: живи с осознанием того, что где-то люди-звери мучаются. А ведь они могут прийти и спросить. Немного выбиваются вампироборотни, как коренные жители Грани Агентства. От того, что они сюда пришли, к примеру, разворотив своей войной родной мир, или проиграв войну церковникам с родной Грани, ничего не изменится. Орден уже мог как образоваться здесь, столкнувшись с хищниками, так и прийти следом, в лице какого-нибудь охотника. Но это ИМХО: мне кажется так они больше влились бы в канон. Тем более, что допущений о действии в Древности Богов и Акте Творения – уже достаточно. Вампиры и оборотни, как изначально местные – личное усложнение, изъяв которое роман ничего не теряет.

Резюме: 9 из10.

 

7) Основная мысль текста: Все мы несём ответственность за свои решения (Вит, сбежав, не оказался рядом с братом в нужный момент; никто не нашёл времени по-человечески поговорить с Багирой, понять её недовольство, а ведь она весьма прямолинейна, и его показывала, но остальные списывали на тяжелый характер; Тень решила разыграть спектакль с Хозяйкой Ночи и, фактически, обрекла Витольда (она, а не Бэринг) – не было бы указания Хозяйки, связавшего её по рукам и ногам, она бы получила право вмешаться в ход битвы, попытаться его спасти, а так была вынуждена остаться сторонним наблюдателем), и т.д. Однако, ошибки можно, и нужно исправлять, пока ты жив. Мысль идёт лейтмотивом через всё произведение, увязывает все сюжетные линии. Легко вычленяется с первого прочтения.

Резюме: 10 из 10.

 

8) Оригинальность: 7 из 10. Тема не избита. Основная мысль не относится к классическим зашаблоненным тропам. Баллы немного снижены исключительно из-за большого количества активнодействующих уже Сотворённых персонажей. Обратная сторона плюсов от множества «пасхалок».

 

Заканчиваем препарирование и подводим итоги:

9) Общее резюме: 8 из 10. Хорошая, приятная книга для того, чтобы скоротать дорогу, свободный вечер. Достаточно многогранная, чтобы подойти весьма широкой аудитории. Не вызывает неприятия и усталости при перечитывании. Продолжение цикла читать буду в том числе затем, чтобы узнать: сдержит ли автор данные в первом томе обещания.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль