Владимир Найдин. Рецензия на роман Алекса Зарубина "Волчья дорога"
 

Владимир Найдин. Рецензия на роман Алекса Зарубина "Волчья дорога"

+15

Ссылка на конкурсный топик

 

Итак, поехали.

И начнем, по традиции, с регистратуры.

1) Название: Волчья Дорога

Тип – сюжетное, дуалистическое. Увязывает обе основных сюжетных линии. Дорогу Волка-не-Лиса и путь Роты на Зимние квартиры в самое волчье время – послевоенный хаос. Оправдывает себя полностью – нам обещают чтение про волчью дорогу – про неё и читаем.

Резюме: Название – 10 из 10. Хорошо проговаривается, запоминается, цепляет взгляд, сюжетно себя полностью оправдывает.

 

Зарегистрировали. Кладём на стол. Время первичного осмотра:

2) Общее впечатление: Замечательное. Перед нами фольклорный элемент – классический приключенческий роман. Тот самый, выросший из романа рыцарского, и несправедливо подзабытый. Где юнкер может обращаться волком, инженер изготовить динамит на необитаемом острове из грязи и палок, двери замка открываются по слову Божьему, «pax vobiscum», а четыре приятеля легко справляются с сонмом гвардейцев.

Резюме: Общее впечатление: 10 из 10.

 

Осмотрели, теперь немножко препарируем:

 

3) Сюжет: За исключением четвёртой главы представляет собой приключенческий дорожный роман. То, что в кинематографе зовут роад-муви. Рота идёт на зимние квартиры, попадает в переплёты, справляется с напастями. По сути все они – одна большая экспозиция для четвёртой. Со своей чередой мини-завязок, мини-кульминаций, мини-развязок. Четвёртая глава выбивается наличием своей чёткой композиционной структуры. Завязка – похищение Анны, кульминация – побег, развязка – воссоединение Рейнеке и Анны с ротой. Из-за этого четвёртая глава несколько выбивается по скорости и ритму из всего произведения. Это вызывает некоторый диссонанс восприятия, ощущение, что она перезатянута. Основная линия – Роты уходит на второй план.

 

Резюме: 8 из 10. Понизим оценку именно из-за диссонанса, исправить который без нивелирования плюсов произведения, на мой взгляд, очень трудно. Если бы присутствовали еще 2-3 главы, посвященные именно юнкеру с невестой, то пропорция экспозиции-завязки-развития сюжета Рейнеке была бы соблюдена, зато мы потеряли бы другого первостепенного героя – общность Роты, задвинув его в тень. А это пагубно сказалось бы на всём романе. А добавлять в четвёртую главу эпизодов с Ротой – тоже не панацея в связи с уже существующей затянотостью. Впрочем, на общее хорошее впечатление от романа эти недостатки влияют слабо.

 

4) Герои: Героев, по сути, два. Рота, как общность хороших людей, сохранивших человеческую суть, несмотря на жуткие обстоятельства. И выжженный, поломанный войной мир на другой чаше весов. Да, есть ещё несколько относительно нейтральных мушкетёров и не только, которые играют на атмосферу. Но их я лучше автора не распишу, так что не буду портить впечатление нечитавшим.

Резюме: 10 из 10. Каждый персонаж запоминается, при этом чётко входит в свою общность. Даже линейно-сюжетные функциональные элементы имеют своё лицо. Противостояние общностей дано без занудства и поучительства, но, при этом, замечательно доводит нужные мысли про «хорошо» и «плохо».

 

5) Язык и стилистика: 8 из 10. Минус: невычитанность. Что, впрочем, поправимо беттингом.

 

6) Достоверность: 10 из 10 с учетом сказанного в п.2. Как каноничный приключенческий роман, выросший из Верна и Дюма, заставляет в себя верить на все сто. Достаточно бытовых деталей. Мотивация крестьян и горожан, доносящиеся слухи… Мир, в котором легко начинаешь жить с персонажами.

 

7) Фантдопущение: Вот здесь есть нюанс. Для повествования оно совершенно необязательно. Нет ни одного эпизода, в котором наличие фэнтезийного элемента сыграло бы ключевую роль. Даже в замке отца хвостатого юнкера все основные события могли бы произойти с обычными людьми. Мотивация у всех хвостатых тоже абсолютно человеческая.

Резюме: 5 из 10. Если его изъять мы получим то же, что имеем: прекрасный приключенческий роман. При этом учтём влияние фантдопущения на атмосферные, пусть и не сюжетообразующие моменты. (Как было, к примеру, с постаревшим капитаном Немо на Таинственном острове – необязательно быть там именно ему, а читателю приятно).

 

8) Основная мысль текста: Хорошие люди, собравшись вместе, могут всё, если ценят верность, дружбу, взаимовыручку, любовь. И даже жуткий, истерзанный и изуродованный многолетней войной мир их не перемелет. Опять же не устану повторяться, классика приключенческого романа. Того самого, что многим прививает любовь к чтению с младших классов. И, без лишнего морализаторства и занудства, несёт подрастающим умам нужные посылы.

Резюме: 10 из 10.

 

9) Оригинальность: 9 из 10. Как уже писал выше, приключенческий роман сейчас в дефиците. Эпоха нестандартная. Единичку скинем за распространенный хвостатый фэнтезийный элемент.

 

Итак, сшиваем, делаем выводы:

 

10) Общее резюме: 9 из 10. В перспективе (по окончании вычитки) практический идеальный классический приключенческий роман, несущий все необходимые посылы, захватывающий, с хорошо прописанным миром.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль